свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
46 | ||||
Суббота, 21 апреля 2001 года | ||||
БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ Одна из самых обсуждаемых сейчас тем — правительством, Государственной думой, гражданами России, наконец, — захоронение международных отработавших ядерных отходов на территории нашей страны, являющейся удобным объектом для свалки по причине слабо развитого экологического законодательства и существующего инвестиционного дефицита. Эта тема вызвала такой накал страстей, что устроенные пикеты перед зданием Госдумы сторонниками и противниками этого вопроса заставили депутатов отложить слушания на неопределенный срок. «Очень много неясного», «Люди боятся того, что заработанные на этом деньги пойдут не по назначению», — так некоторые из депутатов объяснили причину переноса обсуждений. 17 апреля слушания возобновились, и все три законопроекта во втором чтении были приняты. Против голосовали только фракция «Яблоко» и СПС. Г. Явлинский заявил, что будет бороться и попытается не допустить принятия законопроектов в третьем чтении: такие решения должны принимать специалисты, а не политики. И, действительно, как признаются наши законописцы, многие из них мало что знают о сути вопроса. Тогда что говорить о нас, простых смертных.... А ведь одним из мест захоронения определено ПО «Маяк», расположенное на территории нашей с вами Челябинской области... Пролить свет на проблему вызвался специалист в области радиохимии и радиобиологии, долгое время проработавший на Семипалатинском ядерном полигоне, ликвидатор Чернобыльской катастрофы, а ныне сопредседатель Миасского городского социально-экологического движения «Содействие защите населения» А. Ю. МИТЮНИН. — Алексей Юрьевич, давайте кратко опишем ситуацию. — Министерство по атомной энергии РФ собирается получить около 20 млрд. долларов США от импорта более 20 тыс. тонн зарубежного отработавшего ядерного топлива в Россию. Для того чтобы привлечь потенциальных клиентов, Минатом предлагает принимать ядерное топливо фактически на бессрочное хранение. Кроме того, в случае переработки этого топлива не предусматривается возвращение отходов переработки странам-поставщикам. Для выполнения проекта необходимо внесение поправок в Закон РФ «Об охране окружающей среды», который на сегодня запрещает ввоз на территорию Российской Федерации любых радиоактивных материалов, а также в целый ряд нормативных документов. — Какова история вопроса? — Начиная с середины 90-х годов Минатом России неоднократно предпринимал попытки легализовать свой коммерческий проект по хранению и переработке в России отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных АЭС. В 1995 году Президент Ельцин подписал указ, один из пунктов которого разрешал прием зарубежного ОЯТ на хранение. Однако после вмешательства некоторых подразделений Правительства России, в том числе Министерства по охране окружающей среды, Межведомственной комиссии Совета безопасности, этот пункт был отменен как противоречащий существующему законодательству. Позднее (в 1996 году) Верховный суд РФ отменил и другие положения этого указа. В1998 году вопрос вновь стал активно обсуждаться. Представители Минатома подписали «протокол о намерениях» со швейцарской энергетической компанией «Swiss ufilities». В нем детально прорабатывались вопросы ввоза в Россию на хранение около 2000 тонн ОЯТ швейцарских АЭС, а также 550 куб. м высокоактивных отходов, образовавшихся в результате переработки швейцарского ОЯТ на заводах Франции и Великобритании, которые Швейцария должна забрать до 2010 года. Затем последовал еще ряд аналогичных предложений со стороны зарубежных стран, заинтересованных избавиться от ОЯТ, а представители Правительства РФ охотно шли им навстречу и делают все, чтобы узаконить эту возможность. В результате в июле 2000 года на согласование в Правительство РФ были направлены три законопроекта, подготовленные одной группой депутатов Госдумы, с инициативой создания законодательной базы для развертывания широкомасштабных услуг по долгосрочному хранению иностранных радиоактивных материалов на территории нашей страны. В сентябре 2000-го вице-премьер Правительства РФ И. Клебанов подписал положительные заключения по двум из трех законопроектов. — На Ваш взгляд, по каким причинам Россия оказалась в зоне особого внимания импортеров ОЯТ? — Первой жертвой международной торговли токсичными отходами в 70 — 80 годы стал африканский континент, за ним последовали Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. После падения Берлинской стены основной мишенью для отходов стала Восточная Европа. Начавшиеся в нашей стране процессы дезинтеграции экономики, снижения контроля за внешнеэкономической деятельностью, отсутствие ясности в законодательных и управленческих структурах, коррупция и просто огромные территории способствовали развитию импорта отходов в Россию. По данным «Гринпис», с 1987 по 1993 годы было предпринято более 100 попыток экспортировать около 34 млн. тонн опасных отходов из Западной Европы в Россию. Для оправдания экспорта торговцы отходами все чаще пользуются предлогом «переработки» или «дальнейшего использования». В некоторых случаях под видом предложений, подразумевающих транспортировку технологий, зарубежные компании предпринимали отгрузку отходов до начала строительства предприятий. Ежегодный мировой рынок опасных отходов составляет сейчас около 80 млн. тонн на сумму 30 млрд. долларов. По данным ФСБ России, в настоящее время не прекращаются попытки ввоза и трансграничного перемещения по территории нашей страны опасных отходов (в том числе и радиоактивных). Установлены десятки случаев «экологической» контрабанды, использования территории России для реализации экологически вредных производств, зачастую просто как свалки. — Насколько становится понятно, в российском законодательстве в части использования атомной энергии есть белые пятна? — Да, оно только начинает складываться. До 1995 года такая деятельность у нас в стране вообще никак не регламентировалась. Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» впервые в России определил правила взаимоотношений, обязанности и ответственность государственной власти, органов местного самоуправления, эксплуатирующих организаций и граждан. Для сведения: в США первый основополагающий Закон «Об атомной энергии» появился еще в 1946 году. ВРоссии до сих пор отсутствует федеральный закон, конкретизирующий механизм гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационными отходами. Его отсутствие тормозит развитие ядерного страхования и, как следствие, отражается на качестве лицензионной деятельности в области использования атомной энергии. Не завершена работа по созданию проекта федерального Закона «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности». По мнению Госатомнадзора, работа над ним приостановлена в связи с активным противодействием Минатома России, не заинтересованного в его появлении. «Повис» и федеральный Закон «Об обращении с радиоактивными отходами». Отсутствие перечисленных законов уже негативно сказывается на состоянии ядерной и радиоактивной безопасности при реализации проекта Минатома по утилизации российского плутония (он извлекается из ядерного оружия и используется в виде МОКС-топлива для реакторов различных типов). Федеральные нормы и правила обеспечения ядерной и радиоактивной безопасности практически отсутствуют, а Минатом тем временем развернул широкомасштабные работы по разборке ядерных боеприпасов, растворению плутония, конструированию, изготовлению МОКС-топлива и обращению с радиоактивными отходами, содержащими плутоний, регулярным перевозкам плутонийсодержащих материалов... Поэтому даже на основании того, что в России практически отсутствует законодательная и нормативно-правовая база в области использования атомной энергии, ясно, что рассмотрение предложенных законопроектов не только преждевременно, но и небезопасно. — Каковы, на Ваш взгляд, социальные аспекты реализации предлагаемого законопроекта? — Кроме технического аспекта обсуждаемой проблемы существенное влияние на нее оказывает и социальный фактор. Используя при реализации своих программ финансовые ресурсы, получаемые от США, Минатом почему-то не использует опыт Соединенных Штатов, которые перед принятием подобных проектов открыто обсуждали их с общественностью и заинтересованными организациями. В демократическом обществе общественное мнение является материальной силой, с которой нельзя не считаться. Сегодня же население, видя реальное состояние железных дорог, по которым планируется перевозка опасных грузов, и низкую степень готовности подразделений территориального звена МЧС к возможным радиационным инцидентам, ощущает полную беззащитность. Сейчас уровень веры в то, что федеральные и местные органы управления обеспечат безопасность населения при возможных радиационных авариях, крайне низок. И действительно, готовы ли российские железные дороги к значительному увеличению количества столь опасных перевозок ядерных материалов? Как я уже говорил, Илья Клебанов, согласный с предложениями Минатома осуществлять транспортировку нескольких тысяч тонн ОЯТ по железной дороге, в начале сентября 2000 на конференции в Нижнем Новгороде заявил, что на сегодняшний день до 70% всего рельсового хозяйства страны находится в неудовлетворительном, а нередко и в предаварийном (!) состоянии. А какова степень безопасности населения, проживающего вблизи маршрутов транспортировок (см. карту)? Транспортные коммуникации зачастую проходят по густонаселенным городским зонам, и риску будут подвержены десятки тысяч человек. А ведь, по словам В. В. Путина, «один из критериев эффективности государства — это его способность надежно обеспечить безопасность людей, прийти им на помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Если власть не в состоянии сделать это, то она вообще не нужна». Вслучае одобрения предлагаемых законопроектов, их реализация будет осуществляться, в основном, на ядерных объектах Уральского и Сибирского регионов. Было бы естественным, до обсуждения этого проекта в Госдуме провести региональные слушания по этой проблеме с участием местных органов управления и общественности. Хотя бы потому, что среди народных избранников силен региональный эгоизм — многим из них наплевать, что будет происходить где-то далеко от Москвы... — Алексей Юрьевич, Вы считаете предлагаемый законопроект экологически опасным? — Импорт зарубежного ОЯТ для размещения на бессрочное хранение на территории России — один из наиболее безрассудных проектов. Это бомба замедленного действия, попытка решить сегодняшние проблемы за счет будущих поколений. Минатом, говоря о переработке ОЯТ, постоянно упоминает отечественные высокие технологии. Но по этим технологиям на Красноярском горно-химическом комбинате в Железногорске и на Сибирском химическом комбинате в Северске эти отходы закачиваются под землю прямо в местах расположения предприятий, а на ПО «Маяк» в Озерске низкоактивные отходы до сих пор сливаются в так называемые технологические, а на самом деле — в природные водоемы. Цновая политика в области атомной энергетики в СССР была сведена к тому, что в цену конечного продукта (будь то электроэнергия, выработанная на АЭС, или ядерное топливо) никогда не включались затраты на обращение с радиоактивными отходами. Россия сейчас пожинает плоды этого внеэкономического подхода, когда крупнейшая отрасль отечественной промышленности по сути доведена до банкротства. Поэтому Минатом РФ и разработал новую атомную экономическую пирамиду, в результате реализации которой неотложные проблемы отрасли решено профинансировать за счет доходов от проекта ввоза отработавшего зарубежного топлива. Решение же проблем с последствиями отложено во времени на несколько десятилетий. Я уверен, что проект продиктован эгоизмом Минатома, и его не следует поддерживать даже взамен на «золотой» дождь. А существующие проблемы необходимо решать собственными ресурсами, чтобы не оставлять последующим поколениям результаты новой атомной пирамиды. Необходимо также понимать, что с принятием закона, разрешающего оставлять на территории России РАО после переработки ОЯТ, мы будем жить в единственной в мире стране, предоставляющей такие услуги. Информация к размышлению Сейчас в мире накоплено около 200 тонн отработавшего ядерного топлива. Ежегодно мировые запасы ОЯТ увеличиваются на 10-12 тысяч тонн. ВРоссии ОЯТ размещены на 24 объектовых пунктах хранения. Емкости имеющихся хранилищ при современных темпах поступления ОЯТ будут исчерпаны через несколько лет (2004 — 2008 г.). Китическая ситуация с ОЯТ сложилась в крупных российских городах, где расположены ядерно-опасные объекты. Проект предполагает увеличение ОЯТ в России за короткий промежуток времени более чем в 2 раза. При этом страна не справляется с уже накопленными у себя радиоактивными отходами и ядерным топливом. Конкретный пример: на территории научного центра курчатовского института находятся 9 исследовательских реакторов, 3 из которых остановлены, а также хранилища ОЯТ и временные хранилища РАО. За годы работы научного центра на его территории скопилось значительное количество отходов. Минатом планирует решить запущенную проблему безопасного хранения российского ОЯТ за счет ввоза иностранного ОЯТ, в количестве, сравнимом с уже хранящимся в России. В среду Госдума 230 голосами «за» одобрила во втором чтении законопроект, снимающий запрет на ввоз, переработку и захоронение отработавшего ядерного топлива в Россию. Челябинцы Валерий Гартунг и Михаил Юревич оказались в числе противников принятия законопроекта во втором чтении, настаивая на проведении народного референдума. Все остальные челябинские госдумовцы, за исключением воздержавшегося депутата Петра Свечникова, проголосовали «за». Депутатам не хватило всего пяти голосов, чтобы отклонить этот законопроект.
Беседовала Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |