Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 41 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 11 апреля 2013 года


   76-летний художник, музыкант, поэт Юрий Зеленов полон новых творческих планов

   «Я много чем увлекаюсь в своей жизни — сочиняю стихи, музицирую, занимаюсь живописью, но, к сожалению, не знаю нотной грамоты, никогда не учился рисованию и стихосложению», — эти слова произнес при встрече с нами удивительный человек Юрий Зеленов, чей многогранный самобытный талант не перестает восхищать его друзей и знакомых.

   

   Жзнь —калейдоскоп

   Пишла пора удивиться и нам. Квартира Юрия Александровича напоминает (простите уж за нечаянную пафосность!) домашний храм искусства: на стенах — картины, на журнальном столике — причудливые поделки из обработанных корней (особенно интересна одна — то ли динозавр, то ли дракончик), рядом с телевизором — синтезатор, на кресле в углу — баян, в книжном шкафу среди множества книг и альбомов по искусству — собственный стихотворный сборничек.

   М думали, что идем в гости к художнику, а нашли человека с целым спектром разнообразных увлечений и любопытной судьбой. Сын железнодорожника, он провел детские и отроческие годы в постоянных разъездах. Отца постоянно перебрасывали с одной станции на другую, а семья (жена и трое детей) всегда следовали за ним: Таянды, Троицк, Челябинск, Шадринск, Шумиха, Вязовая, Златоуст… Не жизнь, а сплошное путешествие, бесконечный калейдоскоп школ, учителей, друзей, квартир. Обилие впечатлений должно было найти какой-то творческий выплеск. И такой выплеск, в конце концов, случился.

   Вшумихинский период шестиклассник, отдыхая за городом, начал неплохо оформлять отрядные стенгазеты, за что получил в награду от директора лагеря большой кулек конфет и книгу Гоголя… «Мертвые души». Возможно, до понимания смысла великого произведения мальчишка тогда еще не дорос, но зато он пришел в такой восторг от иллюстраций, что немедленно начал их срисовывать. Позже, в школе, показал учителям, те одобрили и организовали выставку.

   — Первая моя персональная выставка! — смеется Зеленов. — Но я, представьте, не загордился, потому что всегда относился к себе с известной долей критики. И до сих пор таким остался. Меня убеждают: «Ты, Юра, хороший художник!» А я не считаю себя художником. Спрашиваете, кем тогда?.. Да просто любителем изобразительного творчества, потому что художники, на мой взгляд, — народ особый: это иное мышление, иной, более высокий уровень интеллекта, иной взгляд на мир…

   

   Хатало времени на все

   Стех пор мальчишка заболел копированием. По многу раз копировал полотна Левитана, Шишкина, самостоятельно научился грунтовать холсты, смешивая на глазок глицерин, зубной порошок, подсолнечное масло и столярный клей.

   — Я был влюблен в живопись! — вспоминает Юрий Александрович. — В те годы в магазинах было все для занятий искусством: беличьи и колонковые кисточки, медовые акварельные и масляные краски, альбомы с репродукциями, наборы открыток… Все дешево и отличного качества. Родители поощряли мое увлечение, и весь мой скарб всегда кочевал вместе с нами по городам и весям.

   10-й класс Юра Зеленов заканчивал в Златоусте, успевая посещать уроки, готовиться к экзаменам и работать над большой копией «Трех богатырей» Васнецова. Впрочем, у него хватало времени на все, в том числе и на школьные вечера, где он был бессменным баянистом. Классный руководитель советовал поступать в художественное училище, но Юрий так и не решился — друзья сказали, что там «надо рисовать с натуры», а это было ново, непривычно для него.

   

   Гтара из консервной банки

   Рзговор становится все увлекательнее, а вопрос про баян так и рвется с губ: «Кто научил? Когда?»

   — Музыкой я увлекся еще раньше, чем рисованием, — смеясь, отвечает хозяин. — Помню, когда был первоклассником, мама приносила домой гитару от соседей, играла на ней и пела. Меня звук гитарных струн завораживал, и я, недолго думая, смастерил себе свой инструмент: нашел большую консервную банку, прибил ее к длинной дощечке, натянул тоненькие резинки. Зажимал то одну, то другую «струну», тренькал и, приложив к уху, слушал.

   Ме купили балалайку, мандолину — я быстро научился играть на них без всяких нот. Потом отец купил себе баян — я освоил и его. Думаю, будь у меня возможность учиться, стал бы музыкантом.

   Винституте молодой человек легко совмещал учебу с занятиями спортом и музыкой. Но и рисование не забывал: победил в конкурсе на лучшую эмблему ЧИМЭСХ, получил премию в размере 300 рублей и купил на нее зеленую китайскую кофту и шляпу.

   — С тех пор я всегда ношу шляпы, — признается собеседник. — Это было время стиляг, и я по сути тоже невольно стал стилягой. А потом у меня появился шарф — красный с зеленым. И вот иду я как-то по улице в зеленой шляпе, кофте и ярком шарфе, довольный собою, и вижу, как идущая навстречу девчонка скривилась: «Оделся как петух…» Тут же отдал шарф брату и больше его не носил.

   

   Уись, приглядывайся…

   ВМиасс Юрий Зеленов приехал будучи уже семейным человеком. Автомобильный завод, «Миассэлектроаппарат», машиностроительный техникум — таковы вехи его трудового пути. И неизменно — самодеятельность, и обязательно — живопись. И как подарок судьбы — встреча с миасским художником Евгением Никольским.

   — Узнал, что будет городская выставка, и решился отвезти свои работы. К тому времени я уже давно забросил свою «копиистскую» практику, писал самостоятельно.

   Нкольский одобрил и сразу повесил мои картины в выставочном зале. Мне очень хотелось учиться живописному мастерству, подумывал, не поступить ли в институт имени Крупской, но Никольский сказал: «Нечего тебе там делать, только время зря потратишь! Учись, приглядывайся…» Я так и не попал к нему на занятия — все как-то недосуг было. Только пару раз сходили вместе на этюды, да и то я старался ему не мешать. А он изредка подходил, что-то советовал. Замечательный был и человек, и художник. Жаль, что мало я с ним пообщался…

   

   Оенний человек

   — Я смолоду люблю осень, — делится художник. — В ней есть настроение, состояние души. Поэтому и стихи мои, и картины в основном осенние. Пишу природу, натюрморты. Пробовал портреты, но вовремя понял: портрет надо уметь написать так, чтобы показать через него внутренний мир человека, а не просто «фотографию» красками сделать. Я свои работы, как правило, сочиняю, а не с натуры пишу, но при этом опираюсь на увиденное во время прогулок. Иногда сюжет картины навевает музыка, песня или романс, или даже литературное произведение. Скажем, рассказы Бунина настолько живописны, что просто бери и переводи словесное описание на язык красок.

   

   Пра пробовать!

   Юий Александрович ведет нас по квартире, как по картинной галерее, коротко комментируя свои работы: «Натюрморт с тыквой, выращенной на садовом участке... А эти пионы принесла из сада моя жена Лида, я поставил их в банку и начал быстро-быстро писать… Вид из окна дачи. Собирался идти писать на Кысыкуль, а зашел в дачку — солнце в пол-окна, ветка рябины на окне, такая красота!.. Куда от нее денешься?.. А вот картина с придуманным сюжетом: на Поликарповском пруду есть живописный залив, не раз его видел, но захотелось многообразия цвета, поэтому сочинил свою композицию на основе виденного, добавил мальчика-рыбака, шуструю собачонку в кустах… Это речка у деревни Наилы…»

   — Юрий Александрович, — перебиваю невольно, — не могу глаз отвести от реки. Вода как живая, настоящая, аж потрогать хочется…

   — Творчество заключается не в том, чтобы нарисовать похоже, — помолчав, отвечает художник, — а в том, чтобы выразить свое собственное душевное состояние, которое возникает от созерцания окружающего мира. Я к этому стремлюсь, но не всегда получается. Очень люблю импрессионистов. Думаю, что я наконец-то займусь экспериментами, попытаюсь соединить реализм и импрессионизм. Хватит просто картинки рисовать, пора себя пробовать в чем-то ином!..

   

   Рдость и вера

   Побовать себя в ином… Вся жизнь Юрия Александровича Зеленова — это бесконечные поиски и пробы. Проба в освоении синтезатора, создании лесных скульптур и стихов, в основном лирических, где порой прорываются метания души, ищущей смысл своего творчества. Как любому художнику, ему знакомы боль и сомнения, но когда за спиной есть надежный тыл — любимые дочери и внуки, то искусство начинает приносить радость и дарить веру — веру в хорошее, светлое, чистое.

   

   Вставка Ю. Зеленова в арт-галерее «Шедевр» (ТК «Олимп», ул. Жуковского, 6) продлится до 6 мая.

   

   Кждый человек нам интересен

   «МР» запускает новый проект под названием «Земляки».

   Вимательный читатель наверняка заметил, что «МР» стал чаще писать о людях, которые живут рядом с нами и на первый взгляд ничем не примечательны, но при более близком знакомстве оказываются совершенно необыкновенными. И получается, что главная ценность нашего города — не золото и не самоцветы, а все-таки люди: художники, музыканты, спортсмены, ученые, рабочие, педагоги, мастера-прикладники, травники, лекари, исследователи края и т. п.

   А потому наш новый проект, который длится уже не один месяц, посвящен юбилею любимого города и называется просто — «Земляки».

   

   Ели у вас есть на примете человек, достойный того, чтобы о нем узнал весь город, смело звоните нам 57-26-55. Возможно, он действительно станет героем газетной страницы.



назад


липосакция живота где лучше делать