Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 38 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 4 апреля 2013 года


   

   Масцы помогают воссоздать полную картину происшедшего в ноябре 1944 года

   

   Пошло три месяца с того момента, когда мы впервые познакомили своих читателей с тогда еще скупыми сведениями о железнодорожной аварии, унесшей жизни молодых работников автозавода.

   

   З это время в четырех тематических выпусках почти два десятка людей поделились с нами воспоминаниями об этом событии, в результате чего нам удалось отыскать некоторые фамилии погибших. Нам, кстати, помогали не только простые жители, но и начальник отдела ЗАГС Людмила Крутолапова, директор городского архива Василий Соколан и его сотрудницы, почетные граждане Миасса Валентин Маркович Коган и Александр Петрович Борисов, директор и сотрудники Миасского краеведческого музея, ведущий специалист дирекции по персоналу АЗ «Урал» Татьяна Анатольевна Ильинкова, бывший начальник транспортного цеха автозавода, ныне проживающий в Екатеринбурге, Анатолий Александрович Феськов, дочь ветерана-строителя Петра Алексеевича Кузина Эмилия Петровна Ткачева.

   Нм звонили и люди, не имеющие никакого отношения к аварии, но поддержавшие народные поиски добрым словом. Так, Валерий Степанович Мамыкин, горячо одобрив затеянное нами дело, сказал: «Отцы воевали на фронте, а молодые ребята за себя и за них в тылу работали как герои. И погибли тоже как герои. Давно надо было отдать им должное, поставить памятник!»

   Сгодня мы предлагаем вам прочитать последние отклики на тему аварии, пришедшие в редакцию, а в следующий раз познакомим с архивными документами, которые когда-то были собраны и переданы в музей автозавода Анатолием Феськовым, а потом найдены, отксерокопированы и переданы нам Татьяной Ильинковой.

   

   Пвел Петрович Рыков:

   Пыгнул,

   но неудачно

   — В 1943 году я окончил семь классов, мать хотела отдать в ремесленное, но друг моего деда ей сказал: «Ты, Зина, Павла в ремесленное не отдавай, там ребята друг у друга хлеб отбирают. Лучше пусть идет золото мыть!» И мама послушалась, послала меня мыть золото. Нас, детей, в семье было семеро, я старший, две сестренки умерли в войну (хлеба-то давали по 150 г, мы мазали его солидолом и ели…). Сосед Женя Свинин на автозаводе работал, погиб в аварии, я его помогал хоронить. А мой друг Петя Белков успел вскочить на подножку последнего вагона и потом мне рассказывал: «Уцепился за поручень, почти висел — так много народа ехало. Вижу — поезд нам навстречу. Загудели оба! Некоторые начали прыгать на ходу. И я тоже прыгнул, угодил прямо на камень, ногу сломал…» Потом доктора Петру ногу слепили, но, видно, неудачно — всю жизнь хромал, однако жил долго, лет 80.

   

   Вктор Алексеевич Романов:

   Нги в разбитом окне

   — Мне было 16 лет, я работал слесарем в инструментальном цехе. В тот день у меня была вечерняя смена, но начальник предложил за отгул пойти на разгрузку угля. После того, как со станции пришел мотовоз с людьми, которые ехали на вечернюю смену, должен был пройти состав с углем. Мы долго ждали состав с углем и вдруг услышали крики: «Авария! Авария!» Все бросились на место крушения и увидели страшную картину — разбитый состав и тела погибших. Один паровоз буквально втиснулся в бампер другого. Из разбитого окна торчали ноги…

   

   Вниамин Иванович Жмаев:

   Брат погиб,

   сестра выжила

   — Я тоже в войну работал на золоте. Жил на улице Динамитной, а недалеко от нас жили Елизарьевы. Около их дома была полянка, колодец, мы туда по выходным ходили в бабки играть. Так вот Леонид Елизарьев (кажется, он был 1925 или 1926 года рождения) и его сестра работали на автозаводе. Леонид погиб в аварии, а сестра выжила.

   

   Вра Дмитриевна:

   Пгибло не 200,

   а гораздо меньше

   — Я работала зуборезчицей в цехе коробки скоростей, обслуживала девять станков. В тот день приехала на завод утром, а мастер отправил меня обратно: «Придешь вечером, во вторую смену!» Вечером, часов в восемь, снова приехала на мотовозе. Зашла в цех, там темно, нет никого. Испугалась, побежала на остановку мотовоза. Мой знакомый Сергей Тиунов, обгоняя меня, крикнул: «Пошли в первый!», но я залезла в тамбур последнего вагона.

   Пимерно в половине девятого мотовоз отправился. Вместе со мной в вагоне ехали молодые заводчане Миша Щелкунов, Вася Россомахин, Вера Бедностина, Аня Фадеева, Аня Лукина, Ваня Батурин (все они выжили в аварии). Доехали мы до Песочной горы, я даже задремала, стоя в тамбуре. Вдруг гудки, резкое торможение, я выскочила из вагона, увидела, что творится впереди, и с перепугу бросилась бежать обратно в завод. А там уже мастер ругается: «Где тебя черти носят? Быстро за работу!» Запустила я свои девять станков, стала работать. В 8 часов утра поехала домой на мотовозе, а сама в окно гляжу: линия уже была вычищена, на месте аварии прибрано, только на снегу кровь... Вот некоторые говорят, что погибло 200 человек, а я думаю, что гораздо меньше. Ну, от силы 30…

   

   Мргарита Михайловна Синицына:

   Ншли под вагоном

   — Знаю женщину, двоюродный брат которой, Николай Сергеевич Шопин, погиб в той самой катастрофе. Нашли его под вагоном, похоронили рядом с родственниками. К нашим поискам подключился ученик школы № 17 Дмитрий Скачков, нашедший и опросивший нескольких очевидцев железнодорожной аварии. Он же сообщил нам, что, если верить его собеседникам, старые липы в районе автозавода были посажены рабочими в память о погибших автозаводчанах.

   

   Анастасия Александровна Демьянова:

   Провоз вклинился

   в вагон

   — В тот день я припозднилась на работе, так как убирала около станка. Мотовоз уже тронулся, я долго бежала, пытаясь ухватиться за поручень, но не смогла это сделать. Расплакалась, что придется идти пешком, и даже подумать не могла, что только благодаря своему опозданию осталась жива. Вместе с другими рабочими пошла пешком, и через пару километров мы увидели вагон, лежащий на боку, раненых людей, услышали крики, шум, плач, ругань. Один из паровозов целиком в первый вагон зашел, другой только набок накренился. Утром многие токарные станки молчали, потому что на них некому было работать.

   

   Августа Петровна Гудкова:

   Мша осталась инвалидом

   — С 1942 года работала на заводе в цехе мотор-2. Мастером цеха был Василий Федорович Буробин. Жила я в маленьком домике в поселке Заречье. Во время аварии погибла моя подружка Лида Студенкина, а Маша Ермакова была сильно ранена, долго лежала в больнице и осталась инвалидом на всю жизнь.

   

   Анна Дмитриевна Килиевич (Суханова):

   Сатились с насыпи и стонали

   — Работала в цехе прессовый-1, жила на улице Дражной. В день аварии погибло много людей, некоторые скатились с насыпи и стонали, к ним подбегали врачи и те, кто остался цел и невредим. Всю ночь в больницу возили раненых. Было очень страшно, мы плакали. А как же иначе? Мы ж были молоденькие…

   

   Нм интересно все!

   Итория железнодорожной катастрофы, не слишком значительной в масштабах всей страны, но имеющей большое значение для истории города, обрастает все новыми подробностями. Вот и в книге бывшего журналиста газеты «Миасский рабочий», а ныне известного писателя Бориса МИРОНОВА «Война была еще вчера» одна из глав тоже посвящена мотовозу:

   «…Город был перенаселен. Нынешний центр, так называемый автозавод, только строился и являл собой построенный на скорую руку поселок, почти сплошь состоящий из бараков. Они были не в состоянии вместить всех работников автозавода, и потому огромное количество их, не считая коренного населения, проживало в старом городе. Здесь же размещались городские власти, культурные учреждения, почти все магазины, большой и шумный рынок. Короче говоря, здесь располагался центр города.

   Тудящихся возили на работу на поезде. Точнее, на поездах. Конечная станция находилась на Второй Ильменской сразу же за Трудовым переулком. Сюда по утрам со всех концов старгорода устремлялись толпы работников. Они до отказа заполняли четыре вагона. На нижних полках сразу же начиналась игра в карты. На вторые и третьи багажные забирались желающие доспать. Поезд шел до станции Мотовозной, что совсем рядом с теперешним путепроводом. Здесь народ высыпал из вагонов и спешил к переходу через стальную союзную магистраль к остановке, где их уже дожидался второй мотовоз. Он доходил до самой проходной автозавода.

   Эи две сцепки назывались мотовозами, потому что по первости вагоны перемещались именно мотовозами. И только потом их заменили настоящими паровозами, а название так и осталось».

   

   О редакции

   Сбирая воспоминания очевидцев, мы не забывали о своей главной задаче — найти людей, которые смогут установить памятник на могиле погибших автозаводчан. Пока никто из тех, к кому мы обращались, не сумел нам помочь. Но мы не опускаем рук и все равно верим, что в городе найдутся силы и средства для восстановления исторической справедливости.



назад


липосакция спины фото до и после