![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
113 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 31 августа 2002 года | |||
![]() |
СИЛЬНЕЕ, СМЕЛЕЕ, ЛОВЧЕ Вминувший вторник, 27 августа, в конференц-зале городской администрации собралось миасское учительство. Накануне нового учебного года педагоги традиционно встретились, с тем чтобы обсудить очередной вопрос, стоящий на злобе дня. В этом году темой конференции стало развитие физического воспитания в рамках модернизации школы. Эта проблема была вынесена для обсуждения неслучайно. Российскому образованию предстоит пережить 10-летний период модернизации, в концепции которой большое значение придается физическому воспитанию. Причем не физическому развитию детей как таковому, а развитию желания и стремления заниматься физкультурой. Повод для гордости есть Августовское совещание учителей-2002 проходило под председательством заместителя главы города по социальным вопросам В. Н. Карповой и традиционно началось с чествования молодых педагогов. Со вступительным словом к собравшимся обратился глава города В. С. Григориади, в частности, заостривший внимание на том, что ведется работа по возобновлению шефских связей, налаживанию контактов между школами и предприятиями города. Поприветствовала учителей и заместитель начальника главного управления образования и науки Челябинской области Н. А. Пугачева, заметившая, что система образования Челябинской области — одна из самых развитых в России, а Миасса — одна из лучших в области. Последнее подтверждение этому — успешная сдача единого государственного экзамена в миасских школах. Есть здесь и особый повод для гордости: среди оценок по ЕГЭ выпускников школы № 6 нет ни одной «тройки», и тем более «двойки», а сама школа стала 10-й в рейтинге лучших школ по результатам ЕГЭ по математике и 13-й — по русскому языку.
Наши школьники умные, но слабые Сосновным докладом по объявленной теме выступил начальник управления образования Ф. Х. Хабибуллин — он начал с рассказа о первых шагах модернизации образования в нашем городе. Предстоящее введение 12-летки, структура которой складывается из четырех лет начального обучения, шести лет среднего звена и двух лет профильного обучения, вызвано прежде всего огромными перегрузками и ростом числа школьников с различными нарушениями здоровья, а также положительным опытом в международной практике. В шести школах города уже ведется профильное обучение, а 7 школ (№ 1, 4, 9, 17, 30, 35, 42) принимают участие в федеральном эксперименте по переходу на 12-летнее обучение. Участие нашей области в эксперименте по сдаче ЕГЭ — также одна из составляющих концепции модернизации, и миасские результаты оказались выше среднего. П мнению Ф. Х. Хабибуллина, основной составляющей современного обучения должно стать физическое воспитание. А поэтому весьма кстати было дать оценку тому физвоспитанию, которое до сей поры существовало в миасских школах. По мнению Фаргата Хадиятовича, проводимые уроки физкультуры не способствуют укреплению здоровья детей и формированию у них морально-волевых качеств. И причина здесь не в учителях. Как раз напротив, в адрес учителей физкультуры было сказано немало добрых слов, как энтузиастов, отдающих работе и праздничные дни, и выходные. Неблагополучие кроется прежде всего в устаревшей концепции обучения (не прививающей детям любовь к спорту), которой следуют учителя физкультуры, а также в изношенности, а зачастую и отсутствии спортивного оборудования и инвентаря. Весьма остро стоит и кадровая проблема: сохраняется 7 вакансий учителей физкультуры. Ф Х. Хабибуллин сделал вывод, что перемены в школе должны начинаться с изменения отношения как к учителю физкультуры, так и к самому предмету. А в дошкольных учреждениях, по его мнению, просто необходимо ввести в штатное расписание единицу инструктора физкультуры.
Физкультура —— должно звучать гордо Подолжил мысль о поднятии престижа предмета, давно ставшего второстепенным, начальник управления физкультуры, спорта и туризма С. А. Полев, лишний раз напомнивший о том, как физически слабы наши дети, и как они относятся к физкультуре. Принятая недавно государственная концепция, а позднее и постановление губернатора о первоочередных мерах по улучшению здоровья подрастающего поколения уже дают первые плоды: благодаря средствам, выделенным через облспорткомитет, к началу учебного года было приобретено 413 мячей и 32 волейбольные сетки, появилась реальная возможность начать работу по восстановлению спортивных площадок и спортзалов. Задел есть, и теперь главное — воспитать интерес к физкультуре у подрастающего поколения. И лидером в этом деле, по мнению С. А. Полева, должен стать директор школы. С чего следует начать? С создания (возрождения) в школах спортивных секций, проведения спартакиад между классами и параллелями. Издесь в качестве хорошего примера можно привести школу № 18, в которой не ждали специальных постановлений, а просто начали работать. Об этом опыте и рассказала директор школы № 18, депутат городского Совета Л. Ф. Заноха. Проведя анализ здоровья своих детей, педагоги школы пришли к удручающим выводам: только 17 процентов учащихся имели на то время первую группу здоровья (в 1992-м их было 62 процента) и 10 процентов — различные отклонения, причисляющие их к 3-й группе. Таким образом, отчетливо прослеживалось снижение числа здоровых детей, потому-то и был создан школьный центр охраны здоровья, совместно с центром планирования семьи разработана собственная программа, по которой коллектив успешно работает. А еще регулярно проводит Дни здоровья, веселые старты, праздники «Мама, папа, я — спортивная семья». Многие дети занимаются в военно-спортивном клубе «Витязь», посещают кружки хореографии, танцы, театральную студию. Каков результат? 100-процентная посещаемость уроков физкультуры, 90-процентная успеваемость, снижение заболеваемости ОРЗ на 25 процентов, устойчивость к гриппу: 2 года подряд школа не закрывалась на карантин. Ксожалению, это отдельно взятый пример. В целом же, согласно данным социологических опросов, о которых рассказала социолог городской администрации Л. А. Коршунова, лишь 55 процентов школьников вовлечены в занятия физкультурой. По признанию самих ребят, заниматься им мешают учебные перегрузки, каждому пятому препятствует собственная лень, а 5-6 процентам — слабое здоровье. И вот еще на что следует обратить внимание: каждому пятому опрашиваемому не привили потребность занятий спортом в семье... Н конференции также выступили главный врач врачебно-физкультурного диспансера В. Л. Шемякин, считающий, что «компьютеры хорошо, но ребенок ведет сидячий образ жизни, и напряженность возрастает в 30-40 раз, поэтому надо торопиться», и председатель совета ветеранов В. Н. Филь, тесно связывающий физическое воспитание с патриотическим: ветераны города готовы работать в школах, и в каждую определены по два-три участника Великой Отечественной. Вцелом общий тон конференции был оптимистичным: задача понятна, начнется учебный год, и все возьмутся за дело. Однако незапланированное выступление директора школы № 11 А. П. Черных заставило посмотреть на вещи реально.
Ложка дегтя Стуация, в которой оказался Александр Петрович, красноречиво продемонстрировала то, как чиновники, к сожалению, не проникнувшиеся всеобщей физкультуризацией, могут похоронить хорошее начинание. Каменную стену, которую не может пробить А. П. Черных, возвел начальник комитета по строительству В. А. Малухин, в ведении которого находится ремонт школьной спортивной дорожки и 200 тысяч рублей, целенаправленно пришедших из области. А началось все с того, что директора двух школ — общеобразовательной и спортивной (на площадке занимались воспитанники ДЮСШ) — хотели модернизировать стадион. Взявшиеся за дело строители лишь разрыли спортплощадку, да на том и остановились. Теперь А. П. Черных мечтает о том, чтобы ее хотя бы сровняли: негде проводить торжественную линейку в День знаний, не то что заниматься физкультурой. Как говорится, хотели как лучше... Ивсе же решение конференции было твердым: считать развитие физической культуры приоритетным направлением в образовательной системе. По силам ли нам это — покажет время.
Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |