Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 113 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 31 августа 2002 года

СИЛЬНЕЕ, СМЕЛЕЕ, ЛОВЧЕ

   Вминувший вторник, 27 августа, в конференц-зале городской администрации собралось миасское учительство. Накануне нового учебного года педагоги традиционно встретились, с тем чтобы обсудить очередной вопрос, стоящий на злобе дня. В этом году темой конференции стало развитие физического воспитания в рамках модернизации школы. Эта проблема была вынесена для обсуждения неслучайно. Российскому образованию предстоит пережить 10-летний период модернизации, в концепции которой большое значение придается физическому воспитанию. Причем не физическому развитию детей как таковому, а развитию желания и стремления заниматься физкультурой.

   Повод для гордости есть

   Августовское совещание учителей-2002 проходило под председательством заместителя главы города по социальным вопросам В. Н. Карповой и традиционно началось с чествования молодых педагогов. Со вступительным словом к собравшимся обратился глава города В. С. Григориади, в частности, заостривший внимание на том, что ведется работа по возобновлению шефских связей, налаживанию контактов между школами и предприятиями города. Поприветствовала учителей и заместитель начальника главного управления образования и науки Челябинской области Н. А. Пугачева, заметившая, что система образования Челябинской области — одна из самых развитых в России, а Миасса — одна из лучших в области. Последнее подтверждение этому — успешная сдача единого государственного экзамена в миасских школах. Есть здесь и особый повод для гордости: среди оценок по ЕГЭ выпускников школы № 6 нет ни одной «тройки», и тем более «двойки», а сама школа стала 10-й в рейтинге лучших школ по результатам ЕГЭ по математике и 13-й — по русскому языку.

   

   Наши школьники умные, но слабые

   Сосновным докладом по объявленной теме выступил начальник управления образования Ф. Х. Хабибуллин — он начал с рассказа о первых шагах модернизации образования в нашем городе. Предстоящее введение 12-летки, структура которой складывается из четырех лет начального обучения, шести лет среднего звена и двух лет профильного обучения, вызвано прежде всего огромными перегрузками и ростом числа школьников с различными нарушениями здоровья, а также положительным опытом в международной практике. В шести школах города уже ведется профильное обучение, а 7 школ (№ 1, 4, 9, 17, 30, 35, 42) принимают участие в федеральном эксперименте по переходу на 12-летнее обучение. Участие нашей области в эксперименте по сдаче ЕГЭ — также одна из составляющих концепции модернизации, и миасские результаты оказались выше среднего.

   П мнению Ф. Х. Хабибуллина, основной составляющей современного обучения должно стать физическое воспитание. А поэтому весьма кстати было дать оценку тому физвоспитанию, которое до сей поры существовало в миасских школах. По мнению Фаргата Хадиятовича, проводимые уроки физкультуры не способствуют укреплению здоровья детей и формированию у них морально-волевых качеств. И причина здесь не в учителях. Как раз напротив, в адрес учителей физкультуры было сказано немало добрых слов, как энтузиастов, отдающих работе и праздничные дни, и выходные. Неблагополучие кроется прежде всего в устаревшей концепции обучения (не прививающей детям любовь к спорту), которой следуют учителя физкультуры, а также в изношенности, а зачастую и отсутствии спортивного оборудования и инвентаря. Весьма остро стоит и кадровая проблема: сохраняется 7 вакансий учителей физкультуры.

   Ф Х. Хабибуллин сделал вывод, что перемены в школе должны начинаться с изменения отношения как к учителю физкультуры, так и к самому предмету. А в дошкольных учреждениях, по его мнению, просто необходимо ввести в штатное расписание единицу инструктора физкультуры.

   

   Физкультура —— должно звучать гордо

   Подолжил мысль о поднятии престижа предмета, давно ставшего второстепенным, начальник управления физкультуры, спорта и туризма С. А. Полев, лишний раз напомнивший о том, как физически слабы наши дети, и как они относятся к физкультуре. Принятая недавно государственная концепция, а позднее и постановление губернатора о первоочередных мерах по улучшению здоровья подрастающего поколения уже дают первые плоды: благодаря средствам, выделенным через облспорткомитет, к началу учебного года было приобретено 413 мячей и 32 волейбольные сетки, появилась реальная возможность начать работу по восстановлению спортивных площадок и спортзалов. Задел есть, и теперь главное — воспитать интерес к физкультуре у подрастающего поколения. И лидером в этом деле, по мнению С. А. Полева, должен стать директор школы. С чего следует начать? С создания (возрождения) в школах спортивных секций, проведения спартакиад между классами и параллелями.

   Издесь в качестве хорошего примера можно привести школу № 18, в которой не ждали специальных постановлений, а просто начали работать. Об этом опыте и рассказала директор школы № 18, депутат городского Совета Л. Ф. Заноха. Проведя анализ здоровья своих детей, педагоги школы пришли к удручающим выводам: только 17 процентов учащихся имели на то время первую группу здоровья (в 1992-м их было 62 процента) и 10 процентов — различные отклонения, причисляющие их к 3-й группе. Таким образом, отчетливо прослеживалось снижение числа здоровых детей, потому-то и был создан школьный центр охраны здоровья, совместно с центром планирования семьи разработана собственная программа, по которой коллектив успешно работает. А еще регулярно проводит Дни здоровья, веселые старты, праздники «Мама, папа, я — спортивная семья». Многие дети занимаются в военно-спортивном клубе «Витязь», посещают кружки хореографии, танцы, театральную студию. Каков результат? 100-процентная посещаемость уроков физкультуры, 90-процентная успеваемость, снижение заболеваемости ОРЗ на 25 процентов, устойчивость к гриппу: 2 года подряд школа не закрывалась на карантин.

   Ксожалению, это отдельно взятый пример. В целом же, согласно данным социологических опросов, о которых рассказала социолог городской администрации Л. А. Коршунова, лишь 55 процентов школьников вовлечены в занятия физкультурой. По признанию самих ребят, заниматься им мешают учебные перегрузки, каждому пятому препятствует собственная лень, а 5-6 процентам — слабое здоровье. И вот еще на что следует обратить внимание: каждому пятому опрашиваемому не привили потребность занятий спортом в семье...

   Н конференции также выступили главный врач врачебно-физкультурного диспансера В. Л. Шемякин, считающий, что «компьютеры хорошо, но ребенок ведет сидячий образ жизни, и напряженность возрастает в 30-40 раз, поэтому надо торопиться», и председатель совета ветеранов В. Н. Филь, тесно связывающий физическое воспитание с патриотическим: ветераны города готовы работать в школах, и в каждую определены по два-три участника Великой Отечественной.

   Вцелом общий тон конференции был оптимистичным: задача понятна, начнется учебный год, и все возьмутся за дело. Однако незапланированное выступление директора школы № 11 А. П. Черных заставило посмотреть на вещи реально.

   

   Ложка дегтя

   Стуация, в которой оказался Александр Петрович, красноречиво продемонстрировала то, как чиновники, к сожалению, не проникнувшиеся всеобщей физкультуризацией, могут похоронить хорошее начинание. Каменную стену, которую не может пробить А. П. Черных, возвел начальник комитета по строительству В. А. Малухин, в ведении которого находится ремонт школьной спортивной дорожки и 200 тысяч рублей, целенаправленно пришедших из области. А началось все с того, что директора двух школ — общеобразовательной и спортивной (на площадке занимались воспитанники ДЮСШ) — хотели модернизировать стадион. Взявшиеся за дело строители лишь разрыли спортплощадку, да на том и остановились. Теперь А. П. Черных мечтает о том, чтобы ее хотя бы сровняли: негде проводить торжественную линейку в День знаний, не то что заниматься физкультурой. Как говорится, хотели как лучше...

   Ивсе же решение конференции было твердым: считать развитие физической культуры приоритетным направлением в образовательной системе. По силам ли нам это — покажет время.

   


Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика