Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 33 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 23 марта 2013 года


   

   Смобытный талант миасской Рины Зеленой востребован и сегодня

   Эу женщину с мягким голосом, напоминающим журчание ручейка,

   и лукавыми глазами знают в машгородке многие. И не только, кстати, в машгородке: по первому зову она идет в детский сад,

   в центр соцобслуживания, в воскресную школу, в библиотеку и дарит свой талант людям. И пусть не сбылась ее мечта — блистать на театральных подмостках — она нисколько не переживает по этому поводу, потому что знает: родилась артисткой и навсегда ею останется.

   Сточностью до наоборот

   Дузья неспроста называют Фаину Григорьевну Рыжикову миасской Риной Зеленой. Ей всегда особенно удавалось чтение детских стихов, во время которого она будто бы перевоплощалась в маленьких героев Агнии Барто, Виктора Драгунского, Самуила Маршака. Слушая милый «малышковый» лепет, зрители думали, что судьба самодеятельной артистки так же мила и светла.

   Н самом деле все было с точностью до наоборот. Жизнь под бомбежками на оккупированной немцами территории. Смерть отца, повешенного своими же солдатами за то, что бежал из плена и остался жив. Ссылка в сибирское село Венгерово с клеймом «родственники врага народа». Одного только подобного факта биографии хватило бы, чтобы наложить вечную печать страха и недоверия на детскую душу.

   Ксчастью, этого не случилось. Помогла ли ей все забыть и всех простить мудрая, любящая мама или Фаина благодаря легкому, солнечному характеру сама освободилась от пут страшных военных воспоминаний, не известно…

   

   Нлог в 12 лет?

   Тлько уже в Венгерово, не обращая внимания на косые взгляды и злобное шипение за спиной, она начала готовиться «в артистки» — пока еще бессознательно. Пела, читала со сцены и даже сыграла небольшую роль в постановке взрослого театрального коллектива «Платон Кречет». Со смехом вспоминает, как после спектакля актеров наградили небольшой денежной премией и у всех без исключения (в том числе и у пятиклассницы Фаи) вычли… налог на бездетность. Потом, правда, разобрались и деньги школьнице вернули. Судьбоносным событием стал приезд в сибирскую глухомань настоящей артистки. Ее выступление — художественное чтение — явилось для шустрой девчонки первым уроком профессионального мастерства декламатора.

   Птом — переезд в Магнитогорск, музыкальное училище, выступления в воинских частях. Хорошенькая, живая, эмоциональная, Фаина была всеобщей любимицей и не переставала мечтать о сцене.

   Хчу быть

   как вы!

   Онажды она набралась смелости и отправила письмо в Москву самой Рине Зеленой: «Очень люблю ваше творчество, хочу быть такой, как вы. Расскажите, как учились рассказывать о детях!» Столичная знаменитость не ответила. Настырная студентка написала еще одно: «Почему вы мне не ответили? Не считаете нас за людей?..»

   Н удивление, вскоре пришел долгожданный ответ. Рина Зеленая писала: «Рассказывать о детях я нигде не училась. Я интересовалась речью и психологией детей, много лет посвятила их изучению, пока не добилась одобрения зрителя. Если вы так любите искусство и твердо решили стать актрисой, то нужно идти тем же путем, каким идут все артисты, — трудом, талантом и прилежанием добиваться своего места в искусстве».

   

   С щитом или на щите?

   Впускницу Магнитогорского музыкального училища направили в Златоуст, но у нее были иные планы на будущее — поступить в ГИТИС. Ради такого случая мама продала пианино и отдала вырученные деньги дочке на покупку железнодорожных билетов. Друзья пришли проводить Фаю, а она, счастливая, в кудряшках белокурых волос, в мамином штопаном платьице и парусиновых туфельках, уже воображала себя, должно быть, звездой театра и кино. Но не тут-то было!

   — То ли переволновалась я, — вспоминает Фаина Григорьевна, — то ли подготовка была недостаточно хорошей… В общем, я не поступила. Было больно, обидно до слез, но ничего не поделаешь. Пришлось возвращаться на Урал.

   Иснова началась бурная театральная деятельность — сначала в Златоусте, а с 1955 года — в Миассе. Олимпиады, фестивали, конкурсы, агитпоезда, смотры художественной самодеятельности… Фаина была непременной их участницей. Ее хорошо знали в Челябинске, не раз звали в профессиональный театр, но она предпочла остаться в Миассе.

   

   Ве должно идти изнутри

   — Театр — это моя жизнь. Как только куда-то приезжаю — сразу в театр иду. В «Прометее» театральным коллективом руководила Татьяна Цыдина. Она говорила: «Фая, когда читаешь со сцены, не гримасничай. Все должно идти изнутри, из души…» И я училась постепенно этому. Говорят, что Макеев всегда спрашивал перед концертами: «А Рыжикова будет читать?» И после выступления ко мне за кулисы обязательно приходил человек и благодарил от имени Виктора Петровича. Сама я долго не знала, кто он такой и как выглядит. Как-то на улице увидела, что приятельница разговаривает с незнакомым мужчиной, который, заметив меня, не замедлил поздороваться. И потом, пробегая, торопясь на работу, через двор у первого гастронома, я иногда видела его выходящим из углового подъезда, и каждый раз он почтительно мне кланялся. Однажды, когда я торопилась к маме в Тургояк, на дороге замедлила ход красивая черная машина, сидевший в салоне мужчина наклонил голову, приветствуя меня. Позже мне рассказали, кто это был…

   

   Чтаю самой себе

   С временем детские стихи стали тесными для чтицы — захотелось попробовать себя в новом качестве. Первую композицию, составленную из взрослых стихов, написала для нее режиссер Татьяна Цыдина, все остальные (а сегодня в ее репертуаре их более полусотни) составляла сама.

   — Фаина Григорьевна, а вы смогли бы жить без театра?

   — Никогда! Ни без поэзии, ни без театра... Если я не читаю кому-то, то читаю дома, самой себе. И — удивительное дело! — в этот момент у меня ничего не болит и появляются силы жить.



назад


Яндекс.Метрика