Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 24 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 2 марта 2013 года


   Нш земляк Владимир Басов участвовал в исследовании загадочного материка

   Вноябре прошлого года Миасскому краеведческому музею подарили дневники участника

   комплексной антарктической экспедиции, нашего земляка Владимира Михайловича Басова. Передала их в дар городу Ольга Рудакова, младшая дочь исследователя.

   Масс и полюс: что общего?

   Ко бы мог подумать, что Миасс, находящийся за тысячи километров от Южного полюса, как-то связан с ним? А связующая ниточка, как видите, обнаружилась. Уроженец Воронежской области, Владимир Михайлович после окончания Московского геологоразведочного института работал в Арктике, проводил геологические съемки островов Северного Ледовитого океана. В 1954 году пришел в Ильменский заповедник, а через год в составе комплексной антарктической экспедиции он уже с борта дизель-электрохода «Обь» изучал донные осадки прибрежных морей материка. Биография Басова вообще очень богата: участие в работе VII Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО по охране природы в Афинах, поиски месторождений полезных ископаемых в Гане, работа переводчиком в КБМ. Каждый период его жизни достоин внимания, но мы все же остановимся на тех событиях, которые привели к появлению дневника.

   

   Сова как краски живописца…

   Зписная книжка в темно-коричневом коленкоровом переплете. На ней когда-то золочеными, а теперь достаточно потускневшими от времени буквами выбито: «Академия наук СССР». Корочки слегка оторвались от блока страничек, но сами они, хоть и пожелтевшие, но довольно крепкие. Этой записной книжке 57 лет. Владимир Басов описывал действия экипажа, маршрут экспедиции, заносил свои впечатления и одному ему понятные замеры. Почерк у исследователя мелкий, но разборчивый. Стиль изложения простой, доступный, а иногда поражает яркой образностью. Еще даже не вникнув в суть описываемых событий, невольно обращаешь внимание на часто встречающиеся описания природы, где Басов, словно живописец, рисует словами удивительные картины:

   «Низкие серые облака сплошной пеленой окутывают небо, сливаясь с барашковыми волнами. Однообразным стадом диких безудержных животных кипят волны с белыми дымящимися гребешками. Резкий холодный ветер срывает с них брызги и мчит поземкой по поверхности. Это похоже на водяную пургу…» / 3.12.1955.

   Стакой же любовью описывает автор птиц и живых существ, встречающихся на пути «Оби»:

   «Вокруг корабля степенно фланируют странствующие альбатросы. Эти большие птицы (до 2 м в размахе крыльев) то парят бреющим над самыми волнами, чудом не задевая их изогнутыми вниз концами крыльев, то планируют выше мачт, внимательно озирая беспредельные пространства океана. Один из них зацепил крылом за ванты и рухнул на палубу — случайная авиационная катастрофа».

   

   «Природа потеет…»

   Пойдя вдоль берегов Нидерландов и Бельгии, «Обь» миновала Английский канал, вышла в Атлантический океан, затем курс ее лег вдоль берегов Пиренейского полуострова. Путь в Антарктиду предполагал пересечение экватора, а значит, и праздник Нептуна. Подготовка и сам праздник описаны Басовым с добрым юмором:

   «13 декабря. Тропики дают себя знать. 27 градусов воздуха – это далеко не те 27, что бывают в наших краях. Воздух насыщен влагой, природа потеет, сегодня особенно нечем дышать, духота не бани, а доменной печи. Патентованные вентиляторы «Оби» не справляются с подачей свежего воздуха, да и снаружи он такой же душный и влажно-раскаленный, как над кастрюлей с варящейся картошкой. В первой половине дня изготовляли дипломы Нептуна. Геологи, то есть мы, изобразили из полотенца флаг с эмблемой, наготовили колпаков. Наша форма — туника из простыни и колпак звездочета с эмблемой.

   16 декабря. В 2 ч. дня начался праздник Нептуна. На кормовой палубе столпились ряженые. Нептун-Корт (профессор, океанолог — ред.) сам не крещен на экваторе, поэтому по ритуалу, продуманному заранее, не должен вылезти из купели. Репродукторы жарят самую разухабистую джазовую музыку. Черти, вымазанные в нагаре от трубы, нетерпеливо переминаются на бортах купели. Наконец Нептун-Корт вылезает. Идет Манн (капитан «Оби» — ред.) с портфелем в белом костюме и с ним Сомов (начальник экспедиции – ред.). Начинается диалог, после чего Сомов вручает Нептуну бутылочку коньяка. Начинаются подношения. Бедняга Корт осушает чарку теплой водки из рук повара, а потом без передышки бутылку коньяку. Нептун сразу заметно окосел и затих. Черти таскают крестящихся и, заляпав их грязью, передают в руки цирюльника, который мажет лица мылом и толкает очередную жертву в купель…»

   

   Цль достигнута!

   Мновав берега Южной Африки, «Обь» зашла в Кейптаун, а через месяц члены экипажа прочитали в местных газетах заметки о своем пребывании там. Вездесущие журналисты повествовали о том, что в русской научной экспедиции около 100 человек, что «Обь» является флагманским кораблем русской экспедиции, имеет в своем составе метеорологов, изыскателей, полярных исследователей, гражданских и радиоинженеров для строительства базы на земле Нокса.

   1 января 1956 года исследователи слушали по радио передачу о себе («никого она не обрадовала, так как родственников не было, а одни только руководители и сборный «пионерский винегрет»), а назавтра впервые встретили айсберг («ледяной посланец Антарктиды»). 5 января с помощью радиолокатора опознали берег суши. Желанная Антарктида была достигнута!

   

   Белая скатерть и «Столичная» от души

   Нчалась разгрузка «Оби». Вот как пишет об этом Владимир Басов.

   «14 января. Заканчивается сборка Ли-2. АН-2 уже несколько раз летал на разведку нового места высадки.

   18 января. Начали разгружать бочки с горючим.

   27 января. Таскал трактором грузы по территории строительства.

   31 января. В 6 ч. утра подошел корабль австралийской экспедиции «Кисте дан» (счастливый берег)… Гости, не заходя на судно, сразу ушли на берег осматривать поселок. Одеты легко, но, видимо, тепло. Все отпускают бороды и усы, так что похожи на беглых каторжников. В 18 ч. был устроен ужин для гостей. Очень понравились им наши шапки-ушанки и унты. Многие получили их в подарок.

   9 февраля. Рефрижератор разгружается на лед, грузы возят самолетами АН-2 и вертолетом на берег.

   13 февраля. К 12 ч. дня около приемной радиостанции соорудили трибуну с флагштоком, начался митинг в связи с окончанием разгрузки «Оби» и окончанием первой очереди поселка. После митинга уселся на трактор, сделал рейс на аэродром с ящиками. И вот теперь перевожу продукты, доставленные с рефрижератора.

   15 февраля. Торжественный обед по поводу окончания разгрузки. Белая скатерть, миллионы закусок и «Столичная» от души.

   16 февраля. В последних известиях из Москвы сообщили о разрыве дипломатических отношений с ЮАР и об отзыве консула из Претории в СССР.

   17 февраля. Все обсуждают последствия отзыва консульства из ЮАР для нашего рейса. Общее мнение — что, по-видимому, будем возвращаться через Австралию».

   Мсква одобрила австралийский вариант обратного рейса экспедиции. Путь домой практически не описан автором дневника. Последняя запись в дневнике датирована 2 апреля 1956 года.

   Н Чухарева, старший научный сотрудник краеведческого музея.

   

   Кким он был?

   М попросили дочь Владимира Басова Ольгу Рудакову рассказать об отце.

   — Папа был удивительным человеком. Любил читать, имел богатейшую библиотеку. Хорошо знал лес, а однажды вырастил баобаб!.. Жалел животных — дома всегда жили собаки, ежики, белочки. Добрый, спокойный, был неприхотлив в еде, мог питаться одной только жареной картошкой. Любил Север и все, что с ним связано. Когда 3 января 1956 года у него родилась вторая дочь, он выслал маме поздравительную телеграмму и попросил назвать девочку Леной — в честь дизель-электрохода. Лена потом шутила: «Хорошо, что Обью не назвали…» И умер папа так же спокойно и достойно, как и жил — во время просмотра любимой телепередачи «В мире животных»…

   

   наша справка

   Врамках программы Международного геофизического года нашей стране отводилось исследование Восточной Антарктиды. В первую советскую комплексную антарктическую экспедицию (1955-1956 гг.) к берегам ледового континента отправились три судна: дизель-электроходы «Обь» и «Лена» и рефрижератор. «Обь» предназначалась для океанографических исследований, «Лена» служила транспортом, рефрижератор использовался для доставки продуктов. В начале ноября флагманское судно «Обь» подошло к морю Дейвиса в поисках подходящего места для организации базы. 14 января 1956 г. такое место было найдено в районе острова Хасуэлл. Меньше чем через месяц состоялось открытие первой советской антарктической станции «Мирный».



назад


Яндекс.Метрика