свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
110 | ||||
Вторник, 27 августа 2002 года | ||||
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Рзвитие физического воспитания в рамках модернизации образования в 2002-2003 учебном году Тзисы доклада начальника управления образования Ф. Х. Хабибуллина на августовском совещании педагогов Рспоряжением Правительства РФ от 29.12.01 г. № 1756-р одобрена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой модернизация образования названа генеральной, стратегической линией на предстоящее десятилетие. Целью модернизации образования является создание механизма устойчивого развития системы образования. Сформулированы задачи, которые будут решаться в первоочередном порядке. Оразовательная система города состоит из 69 ДОУ, 35 общеобразовательных школ, 2 начальных школ-детсадов, 1 негосударственной общеобразовательной школы, 7 учреждений дополнительного образования детей (УДОД), 4 специальных (коррекционных) учреждений: детского дома- школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната для неслышащих, слабослышащих, и позднооглохших детей, школы-интерната для умственно отсталых детей, детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В городе 39 дошкольных учреждений общеразвивающего вида, 20 — комбинированного вида, 6 — компенсирующего вида, 2 — ясли-детсад. В6 общеобразовательных школах (№ 4, 6, 9, 19, 30, 44) ведутся профильные курсы, в одной — углубленное изучение предметов (№19). Все желающие получать образование дети принимаются в школы. Таким образом, дошкольное и общее образование в основном удовлетворяет потребности населения, хотя вопрос расширения количества предметов, изучаемых в качестве профильных и углубленно, назрел. Уе сделаны первые шаги в направлении модернизации (имеется в виду разработка нового содержания и стандартов общего образования, введение единого государственного экзамена), и известно, какие будут следующие (введение нормативно-подушевого финансирования в общем образовании, новые механизмы финансирования высшего образования, государственные именные финансовые обязательства (ГИФО)). Гссоветом и Правительством России одобрен путь 3-4-летних экспериментальных апробаций по названным направлениям. Глубокие изменения в организационной и содержательной структуре школы вызваны предполагаемым введением двенадцатилетней общеобразовательной школы. В сегодняшней школе фактически весь объем программ учащиеся проходят за десять лет. Огромные перегрузки и растущее число школьников с различными нарушениями здоровья привели к необходимости увеличить сроки обучения. К этому же подталкивает и международная практика, а также проблема признания российских документов о школьном образовании за рубежом. В настоящее время концепция предусматривает в структуре средней двенадцатилетней школы общее четырехлетнее начальное обучение, шестилетнюю среднюю ступень до окончания обязательного обучения и двухлетнюю старшую ступень с дифференциацией по профилям обучения. Школы № 4, 6, 9, 19, 44 уже сегодня имеют опыт работы по профилизации обучения в 8-9, 10-11 классах в рамках действующего учебного плана. Тормозом в этом вопросе было отсутствие государственных требований к содержанию профильного образования, оформленных в виде стандартов, перегрузка школ. Более широкие возможности по организации профилей в старшей школе и индивидуализации обучения на начальной ступени дает экспериментальный базисный учебный план, который реализуется в школах, участвующих в федеральном эксперименте по отработке структуры и содержания общего образования. Это школы №№ 1, 4, 9, 17, 30, 35, 42. Это 9 первых классов с количеством 190 учащихся; 10 десятых классов, в которых обучались 208 учащихся. Наконец, это 119 педагогов, классных руководителей, психологов, заместителей директоров и директоров школ, взявших практически бесплатно на свои плечи груз эксперимента и проблем, связанных с его проведением. Нужно сказать добрые слова в адрес родителей, без согласия которых участие в эксперименте было бы невозможным. Начинался эксперимент трудно, тем не менее учебники для 1-х и 10-х классов, методические рекомендации для учителей, средства мониторинга здоровья и учебных успехов школьников, экспериментальные стандарты общего и профильного образования были получены. Проведены предусмотренные программой эксперимента вводные и итоговые исследования детей, родителей, учителей, изучены результаты освоения нового содержания образования. На наш взгляд, оно успешно. Результаты эксперимента по Челябинской области и Российской Федерации, к сожалению, сегодня не получены и сообщить их пока невозможно. Внастоящее время стандарты общего образования, стандарты профильного образования в старшей школе разработаны и в скором времени будут представлены в Государственную думу для утверждения. Кнцепция модернизации предусматривает коренные изменения процедуры школьных выпускных и вузовских приемных экзаменов. В 2002 году школы нашего города приняли участие в эксперименте, проводимом в 16 регионах России по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Благодаря качественной работе учителей русского языка и литературы, математики объективная проверка работ выпускников показала радующие нас результаты. Средний балл по городу по русскому языку составил 53,9. Соответственно по области и по России он 51,2 и 51,3. Результат выше среднего балла по городу имеют 9 школ — №№ 4, 6, 7, 9, 11, 17, 18, 19, 26. П математике средний балл по городу — 51,9. По области — 51,5. Выше среднего балла по городу показали 8 школ — №№ 4, 6, 7, 9, 10,18, 19, 26. Отличилась школа № 6 — у них нет ни одной оценки «3». Не говоря уже о двойках. В предстоящем учебном году количество предметов по выбору, сдаваемых в форме ЕГЭ, будет увеличено. Уе в этом году многие наши выпускники были зачислены в вузы с учетом предъявленных свидетельств о результатах ЕГЭ. Рдуют и итоги учебного года. Общее качество освоения образовательных программ по городу составляет 39,6%, не осваивают программу — 0,8 %. Выше общегородского качества освоения программных требований показатели у школ №№ 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 18, 19, 23, 26, 31. Восемь школ имеют 100 % освоение образовательных программ — это школы №№ 2, 5, 10, 19, 23, 26, 36, «Экология и диалектика». Самые высокие качественные показатели у школ № 6 — 51,4%, №10 — 55,3%, № 26 — 53,7%. По итогам года 15 выпускников получили золотые медали, 63 — серебряные медали, 65 аттестатов с отличием выдано выпускникам основной школы. Оновременно с введением ЕГЭ в ходе реализации концепции в городе будут создаваться условия для конкуренции образовательных учреждений за финансируемые учебные места. Речь идет о подушевом нормативном финансировании, предусматривающем возможность получения обучающимися образования в рамках государственного образовательного стандарта на основе норматива затрат. Образовательные потребности, выходящие за эти рамки, должны будут финансироваться индивидуально. Вусловиях огромной потребности в деньгах для модернизации системы образования предусматриваются радикальные перемены системы финансирования. Чтобы мобилизовать средства, концепция преследует двойную стратегию: с одной стороны, бюджетные вливания в сферу образования должны резко возрасти. Удвоение бюджета на образование с учетом экономического роста и оздоровления государственных финансов в течение ближайшего десятилетия считается вполне реалистичным. С другой стороны, предусматривается рост частных инвестиций в образование, главным образом, за счет значительного расширения оплаты образовательных услуг. Таким образом, бюджет образовательного учреждения будет складываться из численности финансируемых учащихся и дополнительно оказанных услуг. В настоящее время ведется работа по освобождению муниципального бюджета от финансирования заработной платы работников образования и выплата ее из федерального или регионального бюджета. Ввысшей школе предусматривается дифференцированная шкала финансирования студентов в зависимости от успеваемости, по результатам вступительных экзаменов, ГИФО. Врусле основных направлений модернизации образования посмотрим на состояние и перспективы развития и совершенствования такой важной составляющей воспитательной работы, как физическое воспитание. В августе 2001 года мы сосредоточили внимание на воспитательной работе в целом. Вопросы нравственного воспитания, воспитания эстетических чувств и эмоций, интеллектуального воспитания рассматривались в ходе учебного года на проводимых семинарах, конференциях и т. п. Еще раньше августовская конференция была посвящена проблеме здоровьесбережения. В эту логику вписывается тема сегодняшней нашей конференции. Актуальность темы становится очевидной, если мы вспомним заседание Госсовета, где с основным докладом выступал губернатор области П.И. Сумин, публичные выступления и конкретные инициативы и дела главы города В.С. Григориади, состояние здоровья обучающихся и воспитанников. Сстема физического воспитания в образовательном пространстве города включает в себя: 1. учебные занятия в образовательных учреждениях по государственной программе; 2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3. внеклассные и внешкольные массовые физкультурные мероприятия; 4. занятия в специализированных спортивных школах, клубах, секциях, комнатах школьника по месту жительства; 5. информационное обеспечение. Эа система испытана многими годами и многими участниками образования, и она оправдала себя. Она давала здоровье и физическую закалку, была основой нравственности человека в повседневной жизни. Иенно в нарушении указанной системы, фундамента, на котором она базировалась, скрыты те отрицательные последствия в здоровье детей, о которых сейчас все мы знаем и говорим. Псмотрим, что мы имеем на сегодняшний день. Во всех общеобразовательных учреждениях в школьных расписаниях стоят уроки физкультуры два раза в неделю, как это предусмотрено учебным планом. Более того, в прошедшем учебном году на физическую культуру в школах №№ 2, 10, 11, 13, 16, 17, 30 выделены дополнительные часы с охватом 325 детей (1,55%) из вариативной части на индивидуальные и групповые занятия. Вдошкольных учреждениях — 2-3-разовые занятия физкультурой в неделю ведут, к сожалению, воспитатели по той причине, что в штатных расписаниях отсутствует единица инструктора физкультуры. Уроки физкультуры, занятия по физвоспитанию в дошкольных учреждениях, по определению и убеждениям не одного поколения преподавателей, — основное звено, та основа, на которой зиждется и любовь ребенка к физическим упражнениям, и его путь в какой бы то ни было спорт. Наконец, это профилактика и укрепление здоровья. Н можем ли мы сейчас однозначно заявить, что проводимые уроки способствуют укреплению здоровья детей, формированию у них морально-волевых качеств? К сожалению, это не так. Почему? Имеется несколько причин. Из педагогических главная — нацеленность учителей физкультуры (не по их вине, а по той концепции, по которой их готовили в вузах) на развитие и совершенствование двигательных качеств, а не на развитие мотивации детей к занятиям физической культурой, формирование умений ощущать свой организм и проводить измерения своего собственного физического развития. И ресурсных причин главная кроется в изношенности, а во многих случаях — в отсутствии предусмотренных требованиями оборудования и инвентаря. С целью поддержания минимума, управление образования ежегодно выделяет средства на приобретение первоочередного инвентаря. Эти капельные разовые финансовые вливания не могут коренным образом повлиять на эффективность занятий. Практически не выполняются целые разделы программы: примером может служить лыжная подготовка. Ткая же причина недостаточной эффективности занятий в секциях при школах, хотя желание у детей заниматься физической культурой и спортом есть. В 2001-02 уч. году школы предоставляли дополнительные образовательные услуги на бесплатной основе. Всего на начало года заявлены 1306 чел. (6,22%). Вдошкольных учреждениях организованы кружки физкультурно-оздоровительной направленности, которые ведут специалисты из учреждений дополнительного образования, воспитатели. Охват детей составляет 295 чел. (4,6 %). Коме этого, в рамках реализации первоочередных мер комплексной программы «Противодействие злоупотреблению и незаконному обороту наркотических средств на 1999-2003 годы», в соответствии с распоряжением губернатора Челябинской области от 23.01.2002 г № 76-р израсходовано на открытие дополнительных кружков в образовательных учреждениях по игровым видам спорта 88,8 тыс. руб. по фонду оплаты труда; на приобретение спортинвентаря — 150 тыс. руб., сметой расходов по названной программе предусмотрено освоить 256,8 тыс. руб. до конца текущего года. Нотъемлемой частью системы физического воспитания в режиме учебного дня являются физкультурно-оздоровительные мероприятия. Именно они, совместно с другими формами работы, дают возможность доведения двигательной активности школьников до требуемых 10-12 часов в неделю, а в дошкольном учреждении — до 6-8 часов в неделю. Нльзя не сказать об учителях физической культуры, потому что не знаю учителя другого предмета, так жестко, так неумолимо зажатого в рамках своего профессионального времени, когда и вечера, и воскресные дни, и каникулы должен он отдавать детям — не своим — чужим детям, организуя для них активный отдых. Если он, конечно, понимает и любит свою профессию. Сгодня средний возраст наших учителей достигает 46 лет, средняя заработная плата учителей физкультуры в общеобразовательных школах достигает 2657 руб., (это при нагрузке в 1,5, а то и 2 ставки), тренеров- преподавателей в УДОД — 3084 рублей. Доля общего фонда оплаты труда педагогов, занимающихся физической культурой, составляет в год 4,2 % от общего ФОТ по МГУ «Образование». Поведенный анализ показал, что за последние три года в образовательные учреждения МГУ «Образование» на работу в качестве учителей физкультуры, тренеров-преподавателей в УДОД, инструкторов физкультуры в ДОУ поступили всего 9 человек. На начало текущего года заявленная образовательными учреждениями потребность в названных кадрах составляет 7 чел. Нужно иметь в виду, что это без учета перегрузки учителей физкультуры. Кадровая проблема, таким образом, стоит весьма остро. Причина неохотного поступления молодых специалистов на работу в образовательные учреждения понятна всем — низкий уровень оплаты труда, недостаточная социальная защищенность учителя. Птому мне думается, что начало перемен в школе должно начинаться с перемены отношения к учителю физкультуры, с перемен в отношении предмета физической культуры, с поднятия их авторитета, чем и озабочены наши государственные руководители. А в дошкольных учреждениях было бы весьма необходимым введение в штатное расписание единицы инструктора физкультуры. Сгодня перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача увеличения двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю; перед общим образованием — введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры во всех ступенях; перед начальным профессиональным образованием — планирование по всем профессиям не менее четырех часов в неделю в течение всего периода обучения. Сувеличением двигательной активности становится актуальным более тщательный врачебно-педагогический контроль за состоянием физического воспитания в образовательных учреждениях. Здесь открывается поле для совместной деятельности образовательных учреждений и органов здравоохранения. Ели вспомнить попытки введения ежедневного урока в школах Белоруссии, Эстонии, Литвы, то припомнятся и те большие препятствия и трудности, на которые там натолкнулись. В настоящее время департаменту общего образования Минобразования России дано поручение внести в базисный учебный план школ третий час физкультуры. Возможно, что уже в 2002-2003 учебном году нам придется решать эту проблему. Иеще одно — как можно больше занятий следует проводить на свежем воздухе. Потому что ученые давно стоят на одном — движение, игры ребенка должны происходить на открытых площадках. А значит, требуется, прежде всего, дома закалить ребенка. А это уже задача семейного воспитания. Ве это тоже апробировано, и не раз, и не один год в городских и сельских школах, даже больше в городских, может быть, потому, что в деревне ребятишкам и так хватает движений и физической нагрузки. Нобходимо наладить тесную связь физкультурной жизни в образовательных учреждениях с федерациями по видам спорта, существующими в городе, проведение совместно с ними и предприятиями и организациями работы по созданию и использованию дворовых площадок в целях физической культуры, поддержать инициативу в этом направлении главы города. Знятия в специализированных спортивных школах, клубах, секциях присутствуют в системе физического воспитания. Общий охват физкультурными и спортивными занятиями в УДОД — 2847 чел. Спортивные достижения воспитанников этих учреждений в городе известны. Однако какого энтузиазма и самоотдачи тренеров -преподавателей и руководителей это требует! Ведь здесь, как и в школах, изношена материальная база, спортивное оборудование и инвентарь, средства безопасности. А кроме того, крайне необходимо участие воспитанников специализированных школ в разнообразных соревнованиях областного и республиканского уровня — есть успехи и достижения. Каждый год учреждения спортивной направленности получают график проводимых в области спортивных состязаний, и начинается головная боль, связанная с поиском компромисса между желанием участвовать в них и возможностями это сделать. И все это сопряжено с финансовыми трудностями. Помощь оказывают спонсоры, большое им спасибо. Можно уверенно утверждать, что наши спортивные достижения были бы лучше, если бы наши воспитанники могли участвовать в большем количестве соревнований регионального уровня. Хть изредка вспоминая принцип «все новое — это хорошо забытое старое», хотя бы для начала, для старта, пока это «старое» не сдано окончательно на свалку, вернемся немного назад и вспомним так недавно обязательный для школы и Устав физической культуры — кстати, наряду с академическим, школьным, Уставом, мы найдем там всю ту программу малых и больших форм физической культуры, о которой говорилось при обсуждении проблемы физической культуры на Госсовете. О тех же пяти минутках бодрости в середине каждого урока, о тех же Днях здоровья каждую четверть, о том же увеличении количества уроков или занятий после уроков. Новое — все то же забытое старое. Но если подключить к этому еще и клубы по месту жительства — тоже ведь для укрепления здоровья, физического развития, просто, в конце концов, интересного времяпрепровождения — открывается огромное поле спортивной деятельности. |
назад |