Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 8 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 24 января 2013 года


   Кигу памяти пишем вместе

   Мтериал об аварии мотовоза вызвал живой отклик у наших читателей

   

   «Умрешь, Лида, в девках…»

   Вдень выхода материала под заголовком «Последнее пристанище», опубликованного в «МР» № 2 от 10.01.2013, в редакцию позвонила Наталья Константиновна Рябцова и сообщила, что ее тетя Лидия Ивановна Студенкина тоже погибла в той самой железнодорожной катастрофе.

   — Помню, моя мама рассказывала, что в их семье было пятеро детей, Лида — самая старшая. Дети рано остались без матери. В 1944 году Лиде исполнилось 16 лет, и она устроилась на автозавод, в цех мотор. Была она черноглазая, симпатичная, круглощекая, веселая, все в руках горело. В святочные дни собрались они с подружками погадать, бросали валенки за забор (жили на станции Миасс-1, в железнодорожных домах). Валенок Лиды почему-то не упал, а встал ровненько на тропинке. Шедшая мимо бабушка-соседка, увидев это, покачала головой и молвила: «Лида, милая, не гадай больше, ты в девках умрешь…» Слова оказались пророческими. Лиду, вскоре погибшую в аварии, родные нашли под грудой угля, раскопали. Где похоронили, не знаю — мама не говорила.

   Солько их было,

   никто не знает

   Александр Дмитриевич Овинов, ветеран завода с 55-летним стажем работы в энергетической службе, передал нам письмо от Бориса Петровича Степанова (на снимке), также ветерана-автозаводчанина, бывшего бригадира слесарей-ремонтников цеха нормалей, проживающего сейчас в Москве. Тема, затронутая газетой, ему особенно близка и дорога — в одном из вагонов злополучного поезда находился его родной брат Виктор. В свое время Степанов пытался попасть на прием к директору фирмы «УралАЗ-Персонал» Александру Германовичу Гончарову, но тот был занят, а потому Бориса Петровича перенаправили к Валентину Марковичу Когану. Выслушав посетителя, Коган, как вспоминает автор письма, одобрил: «Правильно, что этот вопрос поднимаете. Будем заниматься». Спустя некоторое время около РОСТО ДОСААФ был установлен мемориальный камень.

   «Сколько человек в аварии погибло, точно не знаю, — пишет ветеран. — Был я на суде, а суд тогда был в здании, где сейчас швейная фабрика. Там кое-кто говорил, что погибло 98 человек, а другие называли цифру 102. Судья вообще не называл количество погибших. Да, возможно, что на заводе немного людей погибло, а вот сколько их было в целом, никто не знает, потому что, когда мотовоз стоял, а рабочие еще не подошли после смены, в него и другие люди садились, не работающие на автозаводе».

   «Нам говорили, что скажут, когда будут хоронить погибших, и мы ждали, — продолжает автор письма. — А потом сказали, что уже схоронили всех ночью. Мы пошли посмотреть. Земли было накопано как для обычной, а не братской могилы. Нам пришлось хоронить брата в семейной могиле. А те, у кого не было семейных могил на кладбище, схоронили своих возле общей могилы. Потом четыре могилы обнесли тяжелой цепью».

   Итересный момент: Борис Петрович опровергает устоявшееся мнение, что авария произошла в январе 1944 года (именно так написано на мемориальном камне и так было принято думать), и называет другое число — 18 ноября. Мы созвонились с ветераном и вот что услышали от него:

   — Да, я точно знаю, что авария произошла 18 ноября. В тот день в «Энергии» должны были показывать кинофильм «Таня». Моя смена была на два часа короче, чем у брата, слесаря в цехе мотор, поэтому я уехал раньше и купил билеты. В назначенный час я долго ждал Виктора у кинотеатра, понял, что он не придет, продал его билет и пошел один, думая, что брат заночевал в цехе (такое бывало нередко). Утром мать, собираясь на работу, вытащила из печки котелок с картохой в мундире, а в это время прибежала двоюродная сестра Зина Улатова и с порога крикнула: «Виктор дома?.. Значит, он погиб!» Котелок из рук матери выпал, вся картошка рассыпалась по полу… На другой день пришли звать мать на опознание в морг. Она опознала легко — лицо не пострадало, только нога была сломана. Но тело ей не отдали, так как почему-то было указано, что погибшего зовут Сергей. Пришлось матери предъявлять документы и доказывать, что это ее родной сын Виктор. Через два дня привезли нам гроб и 3000 рублей денег (столько стоила тогда буханка хлеба). В модельном цехе сделали деревянный памятник, на нем было написано всего пять фамилий и указана дата — 18 ноября 1944 года.

   Борис Петрович утверждает, что три года назад, когда он приезжал в Миасс из Москвы, памятник на братской могиле был — металлический. Сугробы помешали нам отыскать могилу и своими глазами убедиться, есть ли на месте захоронения памятник. Но весной, как только стает снег, мы обязательно найдем захоронение.

   

   Она или две?..

   Квоспоминаниям присоединился младший брат Бориса Петровича Владимир Степанов, проживающий в Миассе. С ним мы встретились лично и вот что узнали: «Когда произошла трагедия, мне было всего два года, так что никаких подробностей не знаю. Но слышал, что авария была не одна. Первое столкновение двух мотовозов обошлось без жертв: оба машиниста успели вовремя затормозить. Те, кто там был, спрыгивали на ходу из вагонов. Все отделались легким испугом. А вот во второй раз уже не обошлось…»

   Иформацию о двух авариях на мотовозе мы услышали впервые. Сначала удивились, а потом сопоставили слова Владимира Петровича с воспоминаниями Веры Георгиевны Романовой. Помните? «…Из первого вагона остался в живых только один человек, москвич по фамилии Обжорин, уже побывавший в подобной катастрофе. Заслышав тревожные гудки, он смекнул что к чему и на полном ходу выпрыгнул из вагона». Не был ли неизвестный Обжорин участником и первого столкновения?..

   Ине о нем ли пишет А. Манин в своей книге «Уральский автомобильный»? Цитируем: «В апреле 1947 года контролер центральной испытательной лаборатории ОТК Александр Обжорин обратился к работникам вспомогательных цехов и отделов с призывом: «Недостаток рабочей силы, который у нас имеется, может быть ликвидирован в результате самоотверженного труда каждого члена нашего коллектива. Учитывая это, с 19 апреля я после своей основной работы буду не менее двух часов работать на узком месте цеха — в очистном отделении». Директор поддержал призыв рабочего и приказом предписал «создавать все условия для высокопроизводительной работы патриотов завода, последующих примеру Обжорина». И после смены десятки рабочих продолжали трудовую вахту».

   

   Солько людей погибло зря…

   Кавдия Ивановна Ершова, с трудом уняв волнение, сообщила нам, что ее отец Иван Михайлович Пономарев был машинистом на том самом мотовозе. Он чудом остался жив и скончался только в 1999 году. «Мы с братом (ему было 15, мне 13 лет) в день аварии лежали в больнице, — продолжила наша собеседница. — Помню, утром в нашу палату пришли люди с подарками. Мы ничего не поняли, но было тревожно: из больничных коридоров доносились крики и стоны людей, пострадавших в аварии».

   — Обидно! — не смогла под конец сдержать эмоций Клавдия Ивановна. — Столько людей тогда погибло зря, годы идут, а ничего для их памяти не делается…

   Пддержала ее и наша читательница Зоя Павловна Карасева, у которой в аварии погиб деверь Павел Иванович Карасев, 1926 года рождения. Сама Зоя Павловна с деверем знакома не была, так как с будущим мужем они познакомились и поженились гораздо позже, уже после железнодорожной катастрофы.

   от редакции

   Пра прервать долгие годы забвения и замалчивания этой трагической страницы нашей истории. Наша святая обязанность — отдать погибшим труженикам, большинство из которых были совсем юными, 15-17-летними ребятами, дань глубокого уважения и признания их великого вклада в победу над фашистской Германией.

   Пиглашаем всех к участию в акции «Именем жизни», цель которой — установка памятника на братской могиле.

   Ндеемся, что среди предпринимателей, руководителей предприятий, городских властей и просто жителей города найдутся патриоты, которые захотят внести свою лепту в благородное дело.

   М со своей стороны с помощью юных поисковиков-краеведов школы № 11 и их руководителя Валентины Усольцевой постараемся установить фамилии погибших автозаводчан.

   Ивы, наши уважаемые читатели, тоже подключайтесь к поискам. Если вам известно что-либо об этой аварии, если вы сами оказались когда-то в эпицентре этих событий или даже просто слышали о них от родственников, соседей, сослуживцев, позвоните нам по телефону 57-26-55.

   М рады каждому воспоминанию, даже если вам оно кажется незначительным. Книгу памяти павших пишем вместе!

   P. S. Борис Петрович Степанов уже выразил готовность сделать вклад в установку памятника.



назад


Яндекс.Метрика