Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 142 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 22 ноября 2012 года


   В1962 году в новой, тогда активно строящейся части города — машгородке (год рождения — 1959) — образовался ТОФиК — творческое объеди¬нение фотографов и кинолюбителей. Вместе

   им сразу стало тесно (да и в области творчества общими были лишь технологические приемы), и фотолюбители, переименовав¬шие себя в фотоклуб «Импульс», отделились и получили «прописку» в только что построенном Дворце культуры «Прометей».

   

   Вселая компания

   Кллектив увлеченно, с любовью — и это не просто слова — оборудовал фотолабораторию и небольшую гостиную человек на 20-30, если потесниться. Сколько же там по¬том перебывало гостей: известные артис¬ты, поэты, художники, фотографы! Делалось все в «Импульсе» ради удовольствия, ради получения внутренней радости от творчества, дела постоянно перемежались хохмами, шутка¬ми, игрой, но при этом работали плотно, экономно по времени, це¬лесообразно по сути. Порой казалось, что главное — побалдеть, а между игрой делалось дело. Фотоклуб «Импульс» много, по-хорошему, нашумел своими выставками, культурно-общественными начина¬ниями, акциями и в городе, и за его пределами.

   

    Зачинщики

   Она из характерных черт клуба — инициа¬тивность как в фототворчестве, так и в общест¬венных делах, в том числе и не имеющих пря¬мого отношения к фотографии. Года два-три фотоклуб «проби-вал» открытие выставочного зала в кино¬театре «Восток». Сами готовили документацию на оборудование, многое делали своими ру¬ками. Открыли в 1979 году. Только за первый год существования в зале экспонировалось 12 выставок: живопись, акварель, детское творчество, карикатура ну и, конечно, фотография. Примерно на том же месте, что и старый выставочный зал, сейчас располагается новый зал «Галерея», который успешно продолжает традиции, заложенные более 30 лет назад. Ярким примером удачного сочетания фото¬творчества и выполнения гражданского долга стала выставка «Озеро наших надежд, озеро наших тревог». Сначала задумали ее как чисто пейзажную, потом с экологическими вставками. Развивая тему, собрали научный и лите¬ратурный материал по озеру. В конечном счете собранные материалы — узко называть их вы-ставкой — вылились в широкую публичную ак¬цию по защите озера Тургояк (озеро на тот момент катастрофически мелело). Выставка была показана и заинтересованно обсуждалась в по¬селке Тургояк, во всех Дворцах культуры горо¬да Миасса, на всех крупных предприятиях, в Челябинске, Москве. Ее воспринимали не столь¬ко как искусство, а как документ — призыв к защите озера. Таковым она и была! Более того, авторы выставки настояли на организации городского комитета по защите озера. М. Терентьев, Ю. Липин, А. Звездин вошли в его состав и несколько лет работали в нем. Нельзя сказать, что они спасли озеро, но то, что приостановили откач¬ку из него воды — это факт.

   

   Фтожизнь

   Гды с середины 70-х до конца 80-х были периодом творческого подъема и зрелости фотоклуба «Импульс», в котором к тому вре¬мени сложился сильный, мобильный, постоян¬ный коллектив способных к творчеству едино¬мышленников человек в 25-30.

   Уастие во всероссийских, всесоюзных, международных выставках стало не случайным эпизодом: «Таллинские паруса», «Бифота-7», «Уолрд-пресс-фото», «Кадр-80», «Коллеги», «Лидер-81», «Человек на земле», «СССР-60», «Мир планете», «Фотообъектив и жизнь», «Че¬ловек и металл», «Бифота-8», «Уголок России — отчий дом», «Фотоюморина-86», «Оружием смеха», «Россия — отчий дом», «Агидель-89», «Выставка к 150-летию фотографии»... Дипло¬мы, медали, призы... Лауреаты выставок: М. Терентьев, Ю. Ененко, В. Дубчинский, А. Саломахо, Б. Козлов, В. Губко, А. Ушков, Е. Макеев, Л. Оболенский, Ю. Иванов и другие.

   Нплохие связи были с Прибалтикой в 70-80-е годы. Андрейс Грандс (1981), Валдур Вахи (1984) экспонировали свои выставки в Миассе, а «Импульс» свои — в башне «Кик-ин-де-Кек» (Таллин). Из Дагестана М. Терентьев увлек Пахрутдина Магомедова в гости и для демонстрации его персональной выставки «Путешествие за три океана».

   

   Лонидыч

   Торческому подъему клуба способство¬вало появление в Миассе — так уж судьба распо¬рядилась, занесла — Леонида Леонидовича Обо¬ленского. Переоценить значимость этого события невозмож-но. В 1974 г. Оболенского пригласили руководить лю¬бительской киностудией Дворца культуры «Про¬метей», но он недолго там прослужил. «Импульс» радостно, легко и бережно перенес его в свой коллектив. Оболенский сразу же стал душой общества, теоретиком, вдохновителем, действи-тельным и почетным членом «Импульса». Он чи¬тал лекции по всем видам искусства: кино, фотография, живопись, музыка, поэзия, театр, архитектура... Он и сам фотографировал, неожиданно, легко, с доброй улыбкой (но печатал плохо — не придавал этому особого значения), получал дипломы и на всесо¬юзных конкурсах. Он был истинным другом клу¬ба. Его постоянно посещали дома, помогали мате¬риально — в виде подарков. Дни его рождения отмечались ежегодно, юбилеи — торжественно и многолюдно. К 75-летнему юбилею готовились особенно тщательно. Только об одном эпизоде торжества: гостиная клуба, члены и гости ждут, появляется юбиляр, шторы на од¬ной из стен раскрываются, и обомлевший Обо¬ленский впивается глазами в десятки портретов: он в детстве, в прошлом, сегодня, его друзья — и какие! — С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, В. Пудовкин, В. Мейерхольд... Великие — через Оболенского — ста¬ли ближе, понятнее.

   Кига

   Втрудные перестроечные годы удалось издать антологию творчества фотолюбителей городов горнозаводского края: Кусы, Катав-Ивановска, Аши, Сатки, Златоуста и Миасса. Это давно уже ставшая библиографической редкостью книга «Фотография на память». Принимали члены фотоклуба активное участие в издании многих других книг о Миассе и окрестностях.

   Тлько фотограф-романтик в момент искреннего раскрытия души мо¬жет заметить «Облака детства», «Прикосновение», «Утро», «Русь», «Дуновение». Только идеалисты (в высоком понимании этого слова) могут кинуться на защиту Тургояка, которого нормальным людям хватит — без всякой защи¬ты — на целые десятки лет, а может быть, и на всю жизнь. Люди, воспитывающие долгие годы в детях любовь к прекрасному, в том числе в студиях, фотокружках, такие как Терентьев, Ма¬кеев, Васюков, конечно, в какой-то степени идеа¬листы, думающие о будущем народа. Фотоклуб как организм уже не существует (хотя многие из его членов активно снимают и сейчас): нет помещения для встреч, годы не проходят даром — многие покинули этот мир. Но дух, авторитет, марка фотоклуба живы и актуальны до сих пор. Мало кто из молодых фотографов (не имеем в виду владельцев фотоаппаратов) не обратит внимание на рецензию «импульсовцев». Хотелось бы немного помешать беспощадному времени, все превращающему в песок, учредив ежегодный приз фотоклуба «Имлульс», который по решению членов клуба будет ежегодно вручаться кому-нибудь из миасских фотографов.

   Ихорошо, что то тут, то там в фотографии, живописи, кино, театре, литературе, науке (правда, все реже и реже) пополняются ряды новыми идеалистами. Это радостно осознавать — значит, живы еще идеа¬лы и люди, которым они нужны, которые бо¬рются за них, значит, не погибнет Земля, будет жива Россия, будет духовно совершенствовать¬ся Человек.

   

   25 ноября в 13 часов

   в выставочном зале «Галерея»

   (торговый центр «Восток», машгородок)

   состоится открытие фотовыставки,

   посвященной 50-летию клуба.



назад


Яндекс.Метрика