свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
139 | ||||
Четверг, 15 ноября 2012 года | ||||
Фтографии, присланные нашими читателями, пролили свет на неизвестные страницы истории Миасса
Акция «Миасс неизвестный» была начата газетой «МР» год назад и по просьбе читателей продолжилась нынче. Думаем, в канун дня рождения города миасцы с удовольствием вспомнят отдельные моменты его истории, изобилующей разнообразными событиями.
А медведь стоит до сих пор «Эту фотографию сделала моя тетя Светлана Анатольевна Колосок. На фото изображено бывшее здание краеведческого музея на ул. Октябрьской, 7. Мама и тетя рассказали мне, что музей переехал в это здание (бывший дом купца Лесина) в 1934 году. В течение двух лет был сделан пристрой к музею. Работала столярная мастерская по изготовлению и ремонту музейного оборудования, вновь были созданы научная библиотека, архив, химлаборатория. Я узнала, что самым интересным экспонатом в музее был медведь, который и сейчас встречает посетителей в музее на ул. Пушкина. Теперь, когда я прохожу мимо старого здания на Октябрьской, мне очень хочется попасть туда и рассмотреть его изнутри. Очень жаль, что дома купцов от времени ветшают и разрушаются. Боюсь, что скоро их не будет совсем…» Анна Середкина, 5 «В» класс, школа № 1.
И архива Ирины Калистратовны Приданниковой «Хочу напомнить, как начиналось строительство автозавода. В декабре 1941 года в Миасс стали прибывать рабочие, многим не хватало жилья — они дневали и ночевали на заводе. В начале 1942 года по железнодорожной ветке от завода до станции Миасс пустили мотовоз с несколькими вагонами. За сутки он успевал сделать шесть рейсов. А от станции рабочих развозили по местам проживания десять автомашин. День и ночь водители не выпускали из рук баранку. Не хватало бензина, машины нередко застревали: зимой — в сугробах, весной — в грязи. Рабочие жили далеко от завода — кто в Сыростане, кто в Тургояке или в Мелентьевке. В 1942 году проложили железнодорожную ветку от станции в старый город. И получалось так, что один мотовоз от завода вез людей до станции, а другой — от станции в старый город. Ветка проходила по улице Плотникова, через мост, у подножия горы, мимо частных домов поселка, мимо больницы и прямо выходила на улицу 30 лет ВЛКСМ до Мостового переулка».
З два месяца до войны «Эта фотография детсадовцев сделана 22 апреля 1941 года — ровно за два месяца до начала Великой Отечественной войны. Детский сад располагался на улице Пушкина и относился к организации «Миассзолото». В то время ни автозавода, ни машгородка не было, а «Миассзолото» и напилочный завод считались крупнейшими градообразующими предприятиями, где была сосредоточена вся техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие. На фото — их дети в возрасте 3,5-4,5 лет. Видно, что малыши одеты небогато, в соответствии с достатком родителей. Но наши мамы и папы любили нас и не жалели сил на производстве и жизней на фронте, защищая Родину от фашистов. Надеюсь, кто-нибудь из этих детей увидит снимок и вспомнит свою жизнь и жизнь своих родителей. Н фотографии я стою в первом ряду, закрывая левой рукой глаза от яркого солнца. Через четыре дня мне исполнится четыре года…» В Лыкосов.
Нзабытые имена Торческий коллектив поисковиков-краеведов «Поиск» из школы № 11 (руководитель Валентина Усольцева) активно участвовал в акции «Миасс неизвестный» год назад и нынче тоже не остался в стороне. Вот что ребята написали. «В декабре 1998 года отмечался столетний юбилей писателя Юрия Николаевича Либединского. На юбилей приезжала и Лидия Борисовна Либединская, ставшая после смерти мужа известной писательницей, автором целой серии книг о декабристах, писателях. Это был не первый ее приезд в Челябинск и в Миасс. Либединская — внучатая племянница Льва Толстого. Отец ее из рода графов Толстых, репрессированный за свое происхождение в 1937 году. Мать — писательница Татьяна Толстая. Лдия Борисовна много сделала, чтобы имя Либединского на Южном Урале не забылось. Несколько раз приезжала в наш город и добилась, чтобы центральная библиотека получила имя писателя Юрия Николаевича Либединского. Мы должны быть ей благодарны за ее первую книгу «Зеленая лампа», где она с такой любовью пишет о муже, о времени, о людях. Лидия Борисовна подарила Челябинску посмертную маску Либединского работы Эрнста Неизвестного, а также карту озера Тургояк, нарисованную в 1917 году художником Львом Бруни для дочери поэта Бальмонта, которая через много лет подарила эту карту Юрию Николаевичу (об этой истории писала газета «Челябинский рабочий» от 11.11.2006 года)».
И архива Евгении Григорьевны Колтышевой «В поисках событий прошлых лет я наткнулась на заметку В. Петрова «Теннис на столе» в «Миасском рабочем» от 25.02.1986 года. Вот она: «В Златоусте состоялся товарищеский матч по настольному теннису. Силами померились златоустовский спортклуб «Таганай» и миасская «Заря». Уверенную победу одержали теннисисты нашего города, среди которых без поражений выступили В. Шихов и Е. Колтышева». Хрошо помню, какая интрига была тогда на матче! Когда болельщики увидели, что я выигрываю, поднялся такой шум: каждая команда болела за своего спортсмена. Первый приз по тем временам был шикарный — гравюра «Каменный цветок». Явно предназначался не для меня, но достался мне. Тннис привезли нам студенты-свердловчане, начавшие играть в коридорах предприятия с 1960 года и заразившие нас. Мы играли на самодельных столах, которые стояли на всех этажах и во всех коридорах корпуса № 2. Играли в обед, играли вечерами самодельными ракетками. В каждом отделе были свои корифеи: А. Хомутова (Вавилова), К. Обухов, В. Потапов, М. Радашкевич и многие другие. Знятия теннисом всерьез, с настоящими тренировками, начались с приездом ленинградцев, среди которых был Геннадий Винцковский. Тренировались в школе № 6 иногда до 12 часов ночи. Тогда школа была единственным культурным центром в машгородке. Там и ки нофильмы крутили, и спортом занимались, и праздничные вечера проводили. Гна Винцковский был молод, энергичен, полон задора, к работе тренера относился добросовестно. Бывало, играем с ним, ударю по шарику и слышу: «Неправильно!» И так по многу раз в течение 2-3 часов каждый день. Постоянно тренировались Радашкевич, Квасc, Колтышева, Куракалова. Летом 1961 г. поехали на первенство общества в Челябинск, там собрались сильные команды из Магнитогорска, Челябинского политеха. После первых соревнований Н. Куракалова прошла в сборную области. А сейчас все те, кто начинал тогда, продолжают тренироваться в МЭМТе и выступать благодаря неизменному энтузиасту Виктору Петрову, славному и доброму нашему товарищу». «Были у нас на КБМ лыжные соревнования (наверно, в 1962 году) между отделами во главе с начальниками отделов, а главным судьей был сам Виктор Петрович Макеев. Смотреть, как шли начальники (а среди них были очень уважаемые люди, будущие лауреаты Ленинской премии, участники Великой Отечественной войны) нам, молодым, было в удовольствие. По нашим меркам они еле-еле ползли, мы хихикали, но искренне болели за них. И ведь наши «старички» доходили до финиша!» |
назад |