Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 106 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 20 августа 2002 года

МЫ СТАЛИ НА СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ СТАРШЕ

   «Миасский рабочий» ведет отсчет своих лет с 30 марта 1918 года

   Лбая газета по своей природе такова, что в ней постоянно тесно. Приходится экономить площадь то на одном, то на другом. Так получилось и в 93-м номере «МР», где был опубликован первый материал этой серии. Помните, на первой странице, рядом со вступлением к первой части сериала — снимок тоже первой страницы номера «Известий Советов Миасса», до предела уменьшенный, потому что пришлось уступить место другим публикациям? Чтобы читатели могли лучше представить, какова была та прежняя газета, а может, и попытаться прочесть, что было напечатано на ее первой полосе, мы сегодня повторяем этот снимок — но тоже не в натуральную величину, а таким, каким редакция получила его от фотографа. Те же пятна, те же невнятные строчки на сгибах, но, вооружившись хотя бы стеклом от очков, можно разобрать содержание отдельных мест, а то и целых заметок на полосе.

   Иак, в прошлый раз я остановился на том времени, когда 5-я армия, преследуя противника, ушла на восток, и возрожденная ее политотдельцами местная газета не смогла издаваться дальше. В городе пришла пора снова выстроить структуры Соввласти. Хотя война продолжалась, хотя миасцы мерли от бесхлебья, от тифа, от повальной дизентерии (как это было, рассказывал мне Василий Владимирович Морозов), ситуация постепенно (очень даже постепенно!) утрясалась, и власти края даже присвоили Миассу статус города. То, что он заслужил такой титул, признавалось еще до революции — все нужные для этого качества он еще тогда имел, но бюрократия царская не спешила. Не спешила и высокая бюрократия советская, которая была в Москве: до нее дошло, что подобное звание Миассу все же надо дать, но дошло когда? — аж в конце 1926 года!

   Вянваре 20-го года прекратились полномочия реввоенсовета, и бразды правления принял исполком Советов, избранный на уездном съезде. Некоторое время спустя местная власть вернулась-таки к необходимости еще раз воссоздать свой печатный орган. С 15 июня 1920 года газета начала выходить под еще одним названием: «Приуральская правда» (точнее было бы «Зауральская»). На этот раз она стала органом главенствующей властной силы города — Миасского уездного комитета РКП(б). Как свидетельствовал В. Г. Федорищев, печаталась она один раз в неделю на четырех полосах, большим по тому времени тиражом: от 500 до 1000 экземпляров. Редактором вернувшегося из небытия издания был В. Лебедев (второй инициал неизвестен), ответственным секретарем — О. М. Зуева. Затем редакцию возглавлял Нестор Иванович Захаров — кроме имени, сведений о нем у нас, увы, тоже нет. Сообщала наша маленькая «Правда» о том, что делается и должно делаться в городе, печатала партийные решения, не молчала и о трудностях в стране, которых в городе тоже было сверх меры. Ничего удивительного: лишь в ноябре 20-го был вытеснен из Крыма за море генерал Врангель, а на Дальнем Востоке война продолжалась до конца 22-го года.

   Уармии пороха все таки хватало, а у тыла — нет, и даже когда война подходила к концу, не хватило пороха и у «Приуральской правды». С 1 мая 1922 года она стала выходить в единственном экземпляре и вывешивалась на видном месте как стенгазета для общего обозрения. А тут настала пора ликвидации Миасского уезда и уездного комитета партии; Миасс, с приданным ему сельским районом, был включен в Златоустовский округ.

   Н это не означало, что в ближайшие годы читатели города и его окрестностей были совсем лишены возможности получать сведения о самом Миассе, о селах и деревнях вокруг него.

   «Златоустовская энциклопедия» поясняет, как создавался Златоустовский округ, и это подтверждается данными, имеющимися в Миасском городском архиве. Округ был учрежден в границах дореволюционного Златоустовского уезда и входил в трехзвенную структуру: район — округ — область. В центре округа с ноября 1919 года выходила газета, которая называлась уже не «Известия Златоустовского исполнительного комитета», как до пришествия белых, а коротко и просто — «Борьба». С 1 мая 1920 года она получила название, которое помнит самое старшее поколение миасцев, — «Пролетарская мысль». Эта газета и была, казалось бы, единственным печатным органом для всех районов округа, в том числе и для Миасса.

   Н это, по всей видимости, было не совсем и не всегда так. Шло время, и в Миассе начались поиски того, как опять организовать свое собственное средство массовой информации. Наш главный краевед В. В. Морозов рассказывал нам, что в тогдашнем Миасском районе, входившем в округ, выходила газета «На борьбу». И верно, такая была. Еще недавно мы располагали единственным номером газеты «На борьбу», выпущенным в мае 1930 года. Однако она значилась как многотиражка Миасского напилочного завода. Интересно, что вся она была отпечатана красной (!) краской — знай наших! И сообщалось в ней не только о жизни предприятия — тогда основного в городе, — но и о том, что делалось во всем Миассе и поблизости от него.

   Зачило ли это, что «под крышей» многотиражки фактически выходила газета города и района? Вполне допустимо, но попробуем разобраться в той давней обстановке.

   Вапреле 1930 года перестали существовать и Миасский район, и весь Златоустовский округ. Территории округа были распределены между Бишкильским (был такой) и Златоустовским районами. Миасс опять попал под «высокую руку» Златоуста, и ясно, что ни о какой особой газете миасских властей речи быть не могло.

   Тперь вернемся немного назад. В Миассе активно действовал кружок рабкоров, который возглавлял Вячеслав Алексеевич Скрябинский, в совсем юные годы участвовавший в гражданской войне и даже награжденный боевым оружием. Он как рабкор в 1929 году печатался в журнале «Наши достижения»; его статью о напилочном заводе заметил и одобрил Максим Горький. Вот Скрябинский и был ответственным редактором той самой «красной» газеты «На борьбу», которую мы трогали руками, читали и, увы, не смогли сохранить.

   Мение Василия Владимировича Морозова о том, что «На борьбу» (не важно, когда) была газетой района, подтвердить нельзя — других ее номеров, по которым можно было бы об этом судить, нет. Но то, что «На борьбу» перешагивала границы, установленные для многотиражки, — факт, и вполне возможно, что читатели города и его окрестностей, даже не напилочники, воспринимали газету как свою, выпускаемую «для всех». И многотиражке, таким образом, было суждено сыграть роль звена, связавшего предшествующий кусочек трудной истории нашей газеты с тем будущим, которое ожидало ее в феврале 1935 года.

   Эо будущее, а теперь уже давно прошедшее, но нимало не забытое — вот оно, перед нами, оно в тогдашних подшивках «Рабочей газеты». И в первые месяцы ее номера были подписаны все тем же Вячеславом Скрябинским, который своей судьбой, своей, я бы сказал, героической биографией окончательно соединил пунктирные черточки истории нашей газеты — соединил, отдав ей все, до единого дня, последние месяцы своей рано оборвавшейся жизни.

   Вследующей части нашей серии мы постараемся показать читателям, какой была «Рабочая газета», в 1943 году получившая нынешнее название «Миасский рабочий». И обязательно ее сфотографируем.

   Подолжение. Начало в № 93 от 27 июля

   Подолжение следует.

   


Соломон ЭПШТЕЙН



назад


Яндекс.Метрика