свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
137 | ||||
Суббота, 10 ноября 2012 года | ||||
Владимир Седельников возвращает к жизни старинные мотоциклы Вадимир занимается антикварной мототехникой более 25 лет. Начинал, как и многие в детстве, с малого: собирал спичечные этикетки, марки, значки, монеты, параллельно посещал кружок юных техников и при этом интересовался историей. Вот эти-то детские увлечения привели его в 1986 г. в ряды энтузиастов набиравшего в то время силу ретродвижения.
Првый экспонат В1986 году он приобрел с рук в старой части города первый старый двухколесный мотоцикл немецкой марки «BMW-R35» 1950 года выпуска. Оставаясь в неизменном виде с 1938 года, мотоциклы «BMW» приняли участие во Второй мировой — на таких машинах немцы когда-то колесили по российским дорогам. Некоторое время такие модели поставлялись в Советский Союз из Германии по репарации. Конечно, трудно было назвать мотоциклом груду грязных деталей, и пришлось проявить упорство фанатика, чтобы вернуть его к жизни, но, как говорится, лиха беда начало.
Куб единомышленников С1980 по 1990 годы Владимир вел кружки по автомоделированию и дельтапланеризму для детей и взрослых в клубе юных техников, располагавшемся в парке культуры автозавода. Увлеченный человек неизменно притягивает себе подобных. Именно в этот период вокруг него сформировался небольшой коллектив единомышленников, влюбленных в старинную автомототехнику. В парке начали реставрировать первые мотоциклы, и через некоторое время миасский ретроклуб стал одним из филиалов областного клуба истории техники и участником всех его мероприятий.
Писк ретромоделей Антикварные модели попадали к нему по-разному: через друзей, знакомых, клубы старинной техники, имеющиеся во всех крупных городах бывшего СССР, из дальних поездок и даже с бескрайних залежей вторчермета. Пи поиске ретромотоциклов Владимир всегда подбирал малозатратные варианты. Вспоминает, как одну из своих антикварных моделей он обменял на канистру керосина, а другую у байкеров на скутер. Но такие случаи не правило, а скорее исключение. В1980 году в пос. Заречье, в старом сарае у бывшего работника автозавода, был обнаружен мотоцикл «Красный Октябрь» 1938 года выпуска. Извлеченный на свет, он имел плачевный вид: разобранный, основательно покрытый коррозией, с частично утерянными деталями. Ржавчина съела все, кроме знаменитой надписи «Красный Октябрь». С этого момента у старого мотоцикла началась вторая жизнь: Владимир с помощью отца восстановил эту модель до первоначального состояния. Правда, этот процесс растянулся на 24 года… Первый раз Владимир смог выставить свой уникальный экземпляр в 2004 году в Челябинске. В1992 году на отдыхе в Сочи он нашел редкую модель четырехцилиндрового довоенного немецкого мотоцикла — 800-кубового «Цюндаппа». В тот момент вывезти мотоцикл в Миасс не было возможности, и Владимир оставил его у знакомого в надежде, что вскоре вернется за ним. А вернувшись, обнаружил, что у мотоцикла пропала его визитная карточка — двигатель. Приобрести такой же сейчас практически невозможно, а мотоцикл без мотора — это даже не самокат. Невосполнимую потерю трудно было компенсировать даже английским мотоциклом «Ариэль» 1945 года выпуска, который ему отдали взамен в состоянии немногим лучше «Красного Октября». Мтоцикл «Виктория КР-35» 1939 года выпуска ждал своего часа 20 лет. Впервые он «засветился» в клубе юных техников машгородка. Дальше переходил из рук в руки, меняя прописку и «внешность», словно прячась от кого-то. А потом вообще исчез из поля зрения. И вдруг, спустя 20 лет, неожиданно всплыл, как летучий голландец, изрядно потрепанный, обросший ракушками, с оборванными парусами. Ну как же было после всего этого не приютить старого знакомого?.. Ндавно в собрании Владимира появился синий «ИЖ-350» 1948 года выпуска, реставрация которого заняла четыре месяца. А несомненная гордость коллекции — тяжеленный легендарный «Харлей-Дэвидсон JD-1200» 1928 года выпуска. Объем двигателя у этого мотоцикла, как у легковой машины при скромных 24 лошадиных силах. Такие мотоциклы использовали раньше в цирках в гонках по вертикали. — Большая удача, что мотоцикл ни разу не переделывался, — говорит Владимир. — К тому же это очень редкая модель. В отличие от массовой WLA-42, поставлявшейся в годы Второй мировой войны, их было выпущено значительно меньше, а дожили до наших дней единицы.
Пбеда в Таллине Ее один экспонат — легкий советский мотоцикл «Киевлянин» 1951 года выпуска — Владимир приобрел за 25 рублей в 1980 году (это четвертая часть тогдашней среднемесячной зарплаты) у одного жителя Миасса с ул. Советской в южной части города. За год он был восстановлен силами единомышленников. С этим мотоциклом ему посчастливилось впервые побывать в 1988 году в Таллине на Всероссийском фестивале ретромотоциклов «Уникмото-88», в котором также участвовали фанаты ретротехники из Финляндии и Германии. Ехал «Киевлянин» на третьей полке железнодорожного вагона в разобранном виде, а по приезде в Таллин был собран, заправлен и заведен. Вадимир вспоминает, как его поразила очень четкая организация фестиваля, критерии комиссии. Она придирчиво осматривала все мотоциклы вплоть до всех болтов и гаек, строго оценивала уровень реставрации и соответствие оригиналу. Домой Владимир возвращался как на крыльях: вдохновила победа — второе место в классе советских мотоциклов среди 100 участников.
Рзобрать «до атомов» Ели не рассказать о том, как происходит процесс реставрации — значит, не рассказать ничего. Реставрация старой техники — это очень скрупулезная многодневная, а иногда и многолетняя работа. Днями и ночами пропадая в мастерской, нужно разобрать модель «до атомов»: все узлы и детали тщательно перебрать, найти все недостающее, поменять изношенные на целые или изготовленные заново. Потом полностью снять ржавчину и не один слой старой краски, загрунтовать, заново выкрасить в родной цвет, сохранив в прежнем виде все эмблемы, декоративные полоски, символику, покрыть хромом все прежде хромированные детали. Но это на словах легко, а на деле всегда возникает масса технических нюансов.
Састи от забвения П глубокому убеждению Владимира, настоящие авторетроманы выполняют благородную миссию — они спасают от забвения антикварную автомототехнику. Им интересно вдохнуть жизнь в эти заржавевшие узлы и детали, наглядно познакомить людей с тем кусочком истории, в котором эта техника существовала, а также узнать «родословную» каждой модели и уникальные истории владельцев. Когда коллекционеры участвуют в ретромотовыставках или ретропробегах, им необходимо и одеться в форму водителя тех времен, поэтому одно из направлений работы — подобрать одежду, которая тоже должна быть раритетной. Например, если это мотоцикл времен войны, то в форме водителя-солдата должны присутствовать все атрибуты его экипировки. С одной стороны, это зрелищно, а с другой, позволяет участникам более полно погрузиться в соответствующий образ и эпоху. Масский коллекционер ездит на фестивали и выставки старинной мототехники три-четыре раза в год. Так, 24 августа он вернулся из Казани с традиционного фестиваля исторической техники, в котором приняли участие еще два представителя нашей области со своими мотоветеранами. Три мотоцикла — спортивный «ИЖ-350» 1950 года выпуска, веломотоцикл немецкого производства «Престо» 1937 года выпуска и «Красный Октябрь» 1938 года выпуска — завоевали призы за уровень реставрации и соответствие оригиналу. Жна поддерживает увлечение мужа (возможно, в глубине души рада, что он не собирает самолеты или паровозы?). Интересно, что дядя его зятя — коллекционер грузовиков. Эа страсть у Владимира не единственная. Дело в том, что у него немало уникальных экспонатов легковых автомобилей. Мотоциклы и автомобили — близкие «родственники», изменившие историю человечества сто лет назад, и все они достойны уважения и сохранения. Но об этом — в следующий раз… |
назад |