![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
105 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 17 августа 2002 года | |||
![]() |
«ГРАФО» ЗНАЧИТ «ПИШУ» Ко-то из известных поэтов полушутя-полусерьезно заявил однажды в широко известной газете, что без графоманов литература была бы невозможна. Он имел в виду буквальный смысл слова «графоман» — человек, помешанный на писательстве. А разве писатель, поэт в этом смысле не графоман? Разве он не помешан на своем ремесле? Ведь он только и делает, что сочиняет: днем, ночью, в дороге, в одиночестве или окруженный людьми. Поэт среди ночи вскакивает, чтобы записать неожиданную рифму, выразительную и звучную строку, прозаик ошалело убегает из компании, стараясь запечатлеть возникший образ, сюжетный поворот... Так что не станем удивляться, что Николай Иванович Година назвал свой последний стихотворный сборник, что называется, в лоб: «Графоман». Сборник вышел в Челябинске в этом году. Ивот начало одного из стихотворений, отчасти оправдывающее название сборника: Н чокаясь, помянем графомана, Песнем чернил на мертвые цветы. А кто из нас не жил в плену обмана? Яжил, он жил, наверно, жил и ты. Идальше: Зпойная надсада на недели, Оенний шок, весенний рецидив... Витоге не при славе, не при деле, Н при деньгах — задумчивый мотив. Нт, эти стихи — не про потомков жившего почти 200 лет назад истинного графомана — графа Хвостова, увековеченного убийственными эпиграммами Пушкина. Нынешний поэт, даже достаточно признанный, живет, как правило, не при славе, не при деле и не при деньгах. Иначе даже Евгений Евтушенко, овеянный прежде всесоюзной славой, не жил бы вот уже семь лет в Америке, преподавая тамошним юным русоведам что-то насчет русской литературы... Да, граф Хвостов был бездарен, но хотя бы при графских деньгах... Яуже как-то бегло отметил в газетной заметке, что в новой книжке Година предстает перед нами и таким же, как прежде, и не совсем таким, и даже вовсе другим. Та же наблюдательность, но больше горечи, шероховатых, колючих образов и слов, простота, иной раз нарочитая... Что это? «Где моя младость, где моя свежесть»? Вроде бы рано... Однако быстротекущая, наматывающая годы жизнь, да еще с ее новейшими «обломами», настраивает на такой лад, когда хочется не только пожаловаться, поворчать, а даже попросту выбраниться. Что автор порой и делает — правда, чаще замаскированно. Но это крайне редко, а больше — что-то наподобие такого вот крика души: Н от поезда — от человечества Нзаметно отстал, ишь как мечется, Исебя, и этот мир кляня, Чловек, похожий на меня... Чловечество ушагало куда-то — не то вперед, не то вбок, а позади, в прошлом — лично мне до боли близкое, пережитое в зауральской, родной степи: Без всякой задней мысли Вруг оглянусь назад: Бадьи на коромысле Срежками висят. Кк бы обняв за плечи Пдружек, из ворот Входит мать навстречу, А не наоборот. Тленок за оградкой, Кзяк уложен в клеть. Вт все, что я с оглядкой Упел запечатлеть. Н автор успел запечатлеть и нечто почти нынешнее — не какой-то «супер», а то, обо что мы спотыкаемся у крыльца: Зпомнились тухлые баки, Идва незначительных факта: П улице, как от собаки, Бежал человек от инфаркта. А следом собака бежала Сглубоким задыхом от бега. Убаков посоображала, Счла не лишаться обеда. Япоказал здесь, может быть, не самые характерные стихи из этого сборника. В нем есть и отточенные, и угловатые строки, но все его, Годины, — ни с кем не спутаешь. В 3-м номере «Литературной газеты» от 24 — 30 июля помещена подборка стихов из этой книги, озаглавленная «Человек, похожий на меня». Поняли, откуда эта строка? Ив подборке, и в книжке автор обращается к своим истокам. Приведу отрывки: Одаю себе отчет, Ко я, где я и откуда, Чо за кровь во мне течет, Рдником бьет из-под спуда. Гны Киевской Руси, Гны Запорожской Сечи, «Отче наш, иже еси...» Павославно брезжат свечи... Изаключение: Жзнь — она не сладкий сон Воде праздника большого. Д конца дожить — резон, Кк дослушать сказ Бажова. Мжно бы на этом окончить, но не могу не привести как бы продолжение предыдущего стиха: Срадная и тихая, как сапа, Бодро превозмогшая себя, И хохла уральского кацапа Соношила наскоро судьба. Поглотив полтавскую галушку, Пперхнулся тюрей сытый год, Н заметив, как нацелил пушку Чмор ради собственных угод. Эо о предвоенных, предгрозовых месяцах. А вот финал: Вмягкой форме твердого отказа О небесных благ пою струной. Жзнь дается два, известно, раза — Н земле и в памяти земной! Совом, для вашей памяти — кусочки из сборника «Графоман». Потому что сам сборник — уже теперь библиографическая редкость: его тираж, как значится в выходных данных, всего 500 экземпляров, а в Миасс дошло или дойдет совсем мало; был ли он в магазинах, не знаю.
С. ЭПШТЕЙН.
|
назад |