Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 105 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 17 августа 2002 года

«ГРАФО» ЗНАЧИТ «ПИШУ»

   Ко-то из известных поэтов полушутя-полусерьезно заявил однажды в широко известной газете, что без графоманов литература была бы невозможна. Он имел в виду буквальный смысл слова «графоман» — человек, помешанный на писательстве. А разве писатель, поэт в этом смысле не графоман? Разве он не помешан на своем ремесле? Ведь он только и делает, что сочиняет: днем, ночью, в дороге, в одиночестве или окруженный людьми. Поэт среди ночи вскакивает, чтобы записать неожиданную рифму, выразительную и звучную строку, прозаик ошалело убегает из компании, стараясь запечатлеть возникший образ, сюжетный поворот... Так что не станем удивляться, что Николай Иванович Година назвал свой последний стихотворный сборник, что называется, в лоб: «Графоман». Сборник вышел в Челябинске в этом году.

   Ивот начало одного из стихотворений, отчасти оправдывающее название сборника:

   Н чокаясь, помянем графомана,

   Песнем чернил на мертвые цветы.

   А кто из нас не жил в плену обмана?

   Яжил, он жил, наверно, жил и ты.

   Идальше:

   Зпойная надсада на недели,

   Оенний шок, весенний рецидив...

   Витоге не при славе, не при деле,

   Н при деньгах — задумчивый мотив.

   Нт, эти стихи — не про потомков жившего почти 200 лет назад истинного графомана — графа Хвостова, увековеченного убийственными эпиграммами Пушкина. Нынешний поэт, даже достаточно признанный, живет, как правило, не при славе, не при деле и не при деньгах. Иначе даже Евгений Евтушенко, овеянный прежде всесоюзной славой, не жил бы вот уже семь лет в Америке, преподавая тамошним юным русоведам что-то насчет русской литературы... Да, граф Хвостов был бездарен, но хотя бы при графских деньгах...

   Яуже как-то бегло отметил в газетной заметке, что в новой книжке Година предстает перед нами и таким же, как прежде, и не совсем таким, и даже вовсе другим. Та же наблюдательность, но больше горечи, шероховатых, колючих образов и слов, простота, иной раз нарочитая... Что это? «Где моя младость, где моя свежесть»? Вроде бы рано... Однако быстротекущая, наматывающая годы жизнь, да еще с ее новейшими «обломами», настраивает на такой лад, когда хочется не только пожаловаться, поворчать, а даже попросту выбраниться. Что автор порой и делает — правда, чаще замаскированно. Но это крайне редко, а больше — что-то наподобие такого вот крика души:

   Н от поезда — от человечества

   Нзаметно отстал, ишь как мечется,

   Исебя, и этот мир кляня,

   Чловек, похожий на меня...

   Чловечество ушагало куда-то — не то вперед, не то вбок, а позади, в прошлом — лично мне до боли близкое, пережитое в зауральской, родной степи:

   Без всякой задней мысли

   Вруг оглянусь назад:

   Бадьи на коромысле

   Срежками висят.

   Кк бы обняв за плечи

   Пдружек, из ворот

   Входит мать навстречу,

   А не наоборот.

   Тленок за оградкой,

   Кзяк уложен в клеть.

   Вт все, что я с оглядкой

   Упел запечатлеть.

   Н автор успел запечатлеть и нечто почти нынешнее — не какой-то «супер», а то, обо что мы спотыкаемся у крыльца:

   Зпомнились тухлые баки,

   Идва незначительных факта:

   П улице, как от собаки,

   Бежал человек от инфаркта.

   А следом собака бежала

   Сглубоким задыхом от бега.

   Убаков посоображала,

   Счла не лишаться обеда.

   Япоказал здесь, может быть, не самые характерные стихи из этого сборника. В нем есть и отточенные, и угловатые строки, но все его, Годины, — ни с кем не спутаешь. В 3-м номере «Литературной газеты» от 24 — 30 июля помещена подборка стихов из этой книги, озаглавленная «Человек, похожий на меня». Поняли, откуда эта строка?

   Ив подборке, и в книжке автор обращается к своим истокам. Приведу отрывки:

   Одаю себе отчет,

   Ко я, где я и откуда,

   Чо за кровь во мне течет,

   Рдником бьет из-под спуда.

   Гны Киевской Руси,

   Гны Запорожской Сечи,

   «Отче наш, иже еси...»

   Павославно брезжат свечи...

   Изаключение:

   Жзнь — она не сладкий сон

   Воде праздника большого.

   Д конца дожить — резон,

   Кк дослушать сказ Бажова.

   Мжно бы на этом окончить, но не могу не привести как бы продолжение предыдущего стиха:

   Срадная и тихая, как сапа,

   Бодро превозмогшая себя,

   И хохла уральского кацапа

   Соношила наскоро судьба.

   Поглотив полтавскую галушку,

   Пперхнулся тюрей сытый год,

   Н заметив, как нацелил пушку

   Чмор ради собственных угод.

   Эо о предвоенных, предгрозовых месяцах.

   А вот финал:

   Вмягкой форме твердого отказа

   О небесных благ пою струной.

   Жзнь дается два, известно, раза —

   Н земле и в памяти земной!

   Совом, для вашей памяти — кусочки из сборника «Графоман». Потому что сам сборник — уже теперь библиографическая редкость: его тираж, как значится в выходных данных, всего 500 экземпляров, а в Миасс дошло или дойдет совсем мало; был ли он в магазинах, не знаю.

   


С. ЭПШТЕЙН.



назад


Яндекс.Метрика