Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 102 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 13 августа 2002 года

ПРОФЕССИЯ — МАМА

   В20 регионах страны уже работают по системе патронатного воспитания. Миасс может стать первым городом в Челябинской области, где появятся патронатные семьи

   Кк-то в одной из бесед начальник отдела социально-правовой защиты семьи и детства В. В. Глушкова рассказала случай из практики: как 16-летняя девушка, обитательница канализационного колодца, забеременела и благополучно родила ребенка. Она отказалась от него прямо в роддоме — самой-то идти некуда, а тут малыш... Органы опеки сделали все необходимое, чтобы найти молодой маме, самой сироте при живых родителях, крышу над головой. Мало-мальски обустроив свой быт в частном стареньком домишке, она первым делом забрала малыша. Этой молодой женщине и ее малышу повезло — они остались вместе, став семьей. А 12 малюткам, которых только в этом году «мамы» оставили в роддоме, остается только верить и ждать...

   З последние 5 лет в нашем городе открыто 3 сиротских учреждения: социальный приют, детский дом, Дом ребенка. Все они уже переполнены, а в приюте вместо 25 маленьких бродяжек ночуют 40 и более. Что делать в такой критической ситуации? Либо открывать все новые детские дома (доказано, что это далеко не лучший выход), либо... Наш рассказ о совершенно новой форме устройства ребенка в семью — патронате (от латинского слова patronatus — покровительство).

   Сгодня в России существует несколько законодательно признанных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и приемная семья. Конечно, наиболее удачная из них — усыновление. Однако в связи с кризисным положением в стране число россиян, желающих усыновить ребенка (особенно старше 6 лет), невелико. Довольно распространено установление опеки над несовершеннолетними детьми; при этом опекунами в основном становятся родственники. В последние годы достаточно широкое распространение получила приемная семья ( у нас — «Пчелка»). Однако все эти формы имеют свои ограничения, которые часто становятся непреодолимыми. Патронатное же воспитание, по мнению его сторонников, является наиболее гибкой формой семейного устройства. По сути, это единственный путь обрести семью для тех детей, у которых нет родных, детей школьного (к сожалению, уже некотируемого) возраста, детей с проблемами в развитии и поведении.

   Тк что же это такое? Суть патронатного воспитания заключается в том, что ребенок из детского дома передается на воспитание в семью воспитателя, который состоит в штате этого учреждения. Ребенок, живя в его семье, по-прежнему будет находиться на полном государственном обеспечении, а родитель-воспитатель — получать зарплату. То есть де-юре ребенок остается воспитанником детского дома, а де-факто живет в семье воспитателя. Кроме того, патронатному воспитателю будет идти трудовой и педагогический стаж. То есть в известном смысле детский дом выступает в роли бюро по трудоустройству: предоставляет патронатной матери работу — она берет на себя воспитание ребенка, за что получает от государства деньги. По словам В. В. Глушковой, сумма на содержание ребенка и зарплата примерно одинаковы и приблизительно составят по 1400 рублей. За то, как воспитатель потратил первую сумму, необходимо будет отчитываться. Основное отличие патроната от других форм устройства ребенка в семью в том, что, во-первых, законным представителем ребенка остается детский дом, а во-вторых, это хорошее решение проблемы трудоустройства и выход для домохозяек.

   Оновной смысл патроната — наличие договора, партнерских отношений и тесная связь патронатного воспитателя с сиротским учреждением, осуществлявшим передачу. Для координации работы всех участников назначается социальный работник, который связывает ребенка со всеми службами и специалистами. И еще: обычно семьи выбирают детей, а здесь ребенку выбирают семью, в которой ему будет наиболее комфортно.

   Осистеме патронатного воспитания В. В. Глушкова впервые услышала 5 лет назад, и тогда, по ее собственному признанию, сомневалась в эффективности этой формы устройства. А в ноябре прошлого года Валентина Валерьевна побывала в Перми, где на базе детского дома уже пятый год успешно действует экспериментальная площадка по патронатному устройству детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, в семьи. Этот пермский опыт, с которым она познакомилась, вдохновляет: из 70 воспитанников детского дома ровно половина успешно воспитываются у патронатных родителей. За прошедшие 5 лет было только две несложившихся семьи, когда психологи ошиблись в выборе патронатных родителей. Однако на общем фоне процент неудач невелик, и результаты всерьез заставляют задуматься об эффективности такой формы устройства. А решились в Перми на эксперимент после долгих раздумий о судьбах детей, практически не имеющих шансов обрести семью: с неопределенным юридическим статусом (когда родители живы и не лишены родительских прав), некотируемого возраста, с серьезными хроническими заболеваниями. При патронатном воспитании именно они устраиваются в семью в первую очередь. За прошедшие годы эксперимента в Перми установилась очередь желающих стать патронатными воспитателями. Как правило, это те, кому за 40. Их собственные дети уже выросли и потому возникает чувство незаполненного пространства, выход из которого — еще один ребенок.

   Кнечно, не все так просто. Одного желания взять ребенка на патронатное воспитание мало. К потенциальным родителям-воспитателям предъявляется ряд требований, но прежде всего они должны быть психически и физически здоровыми, без криминального прошлого, с обоснованной мотивацией обращения. В течение трех месяцев они проходят специальную психологическую и педагогическую подготовку, и только после этого могут стать родителями. Особый аспект патронатного воспитания — общение с кровными мамой и папой. Оно поощряется, так как опыт работы показывает, что для правильного развития ребенку очень важно знать, кто он и откуда. В психологии существует понятие первичных привязанностей, которые возникают в кровной семье в первые годы жизни ребенка. И от них никуда не деться. А чувства к новой семье могут возникать параллельно со «старыми». О необходимости такого общения говорят результаты отечественных и зарубежных исследований: отношения в патронатных семьях напрямую зависят от того, насколько они урегулированы с прежней семьей. Но контакт возможен только тогда, когда нет опасности для здоровья и психики ребенка.

   В20 регионах страны уже работают по системе патронатного воспитания. Миасс может стать первым городом в Челябинской области, где появятся патронатные семьи. Для этого необходимо постановление главы города и, конечно, помощь специалистов. К нам готовы приехать уже опытные в этом вопросе социальные педагоги и психологи из Перми, и если все будет складываться удачно, то эксперимент начнется осенью. Так что, у каждого из нас есть время подумать.

   Моголетние наблюдения и опыт работы показывают, что детские дома и т. п. не адаптируют детей к реальной жизни: они не получают навыков самостоятельности, плохо ориентируются в самых простых бытовых ситуациях, не умеют решать повседневные проблемы. Именно поэтому в развитых странах мира все чаще отказываются от практики общественного воспитания. Так, в США лишь четверть детей воспитываются в госучреждениях, в основном же используется другая, наиболее совершенная форма — приемные семьи.

   Дти, как правило, живут в патронатных семьях сколько захотят. А став взрослыми, уходят, зная, что у них всегда есть место, куда можно прийти за родительской поддержкой и советом.

   


Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика