Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 93 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 27 июля 2002 года

НЕТ ЖИЗНИ БЕЗ НАУКИ, НЕТ НАУКИ БЕЗ АНГЛИЙСКОГО

   Судентам на Тургояке иностранный язык не в тягость

   Ясижу под огромным каменным куполом. Во все стороны разбегается лабиринт прохладных пустынных коридоров. С потолка купола на серебряных нитях свисают грозди звезд-светильников. Я сижу в холле центра профилактики и реабилитации ОАО «УралАЗ» и думаю: «Должно быть, зимой жутко неуютно жить в этом мраморном великолепии».

   Н вот приходят они — молодые, оживленные, счастливые... Сразу кажется, что в этом громадном зале не так уж много места. Они смеются, рассказывают наперебой каждый свое, шумят. Понятное дело — студенты. «Не все здесь студенты, не все!»— демонстративно обидевшись, произносит Николай. Он — аспирант МФТИ.

   Вего их в санатории сорок — студентов и аспирантов со всех концов страны: Екатеринбурга, Саратова, Перми, Нижнего Новгорода, Воронежа, Красноярска, Краснодара, Таганрога, Ростова, Санкт-Петербурга, Москвы... Что они делают здесь? Зачем съехались на Урал, на наш Тургояк, совершенно незнакомое место, незнакомые прежде друг с другом ребята?

   Дло в том, что эти ребята — начинающие, совсем юные ученые: физики, химики и биологи. И собрались они в этом раю среди сосен не только отдыхать, но и учиться. Уже третью неделю здесь проходит семинар по английскому языку. Кроме сорока учеников, в нем участвуют учителя — семеро американцев и двое русских. Они занимаются языком не ради самого языка. Ради Науки.

   Егений Памятных, профессор Уральского государственного университета, — один из организаторов семинара. Это он убедил американский Фонд гражданских исследований и развития, финансирующий проект, в том, что его надо проводить на живописных берегах Тургояка. «Я-то уже сорок лет ловлю здесь рыбу», — смеется он. Евгений Алексеевич — руководитель одного из двенадцати российских центров, созданных фондом в поддержку естественных наук в странах бывшего СССР.

   — Когда распался Союз, советская наука оказалась в бедственном положении, — говорит Стюарт, американец, руководитель семинара, — но у американских ученых появилась возможность сотрудничать с русскими, помогать им. Ведь наука — это достояние всего человечества».

   Ообенно нуждаются сейчас в поддержке будущие ученые. Талантливые, они учатся в вузах, получая нищенскую стипендию, а в будущем их ждет такая же нищенская зарплата. Надо помочь, не дать угаснуть таланту. На это был направлен первый пилотный проект фонда. Программа называлась «Фундаментальные исследования высшего образования». Она была принята на три года в университете Нижнего Новгорода. Это было в 2000 году, а сейчас по всей России на базе вузов действуют двенадцать центров, куда входят студенты, аспиранты и преподаватели, занимающиеся естественными науками. Финансируются центры американским Фондом гражданских исследований и развития и российским Министерством образования.

   — Невозможно заниматься естественными науками без знания английского. Вы просто не сможете написать ни одной научной работы, потому что половина из нужных вам статей окажется на английском языке, — говорит Евгений Алексеевич.

   Ндо учить язык и практиковаться в нем. Для этого и был организован семинар на Тургояке. Ребята собрались разные: и блестяще владеющие английским, и не очень, но все они, бесспорно, одаренные. Главное для них сейчас — общаться и общаться со своими преподавателями-иностранцами и друг с другом. Перед началом семинара было поставлено условие: говорить везде и со всеми только по-английски. Слава Богу, для меня сделали исключение!

   Рзультаты такого тренинга налицо. Софья, студентка из Петербурга, говорит, что раньше владела английским ниже среднего, а теперь может запросто общаться с иностранцами в родном городе. Это, конечно, здорово, но главное преимущество в том, что теперь она сможет писать свои работы и делать доклады на языке, понятном не только соотечественникам.

   Сфья — биолог-генетик, изучает инфекционные белки. Из сорока человек две группы составляют физики (их большинство), одну — химики и одну — биологи. В субботу у них прошла конференция, где представлялись научные работы на английском языке. Трудно, что и говорить.

   Рбята работают много, но, кажется, сами не замечают этого. Занятия, лекции по языку и специальностям им не в тягость. Они купаются в озере, играют в волейбол, ездят на экскурсии, разучивают танцы со всеобщим любимцем Альберто.

   — До чего же здорово отдыхать в нашем летнем лагере! — говорят они и спрашивают у Стюарта: — В следующем году возьмете нас опять?

   — Нет, — печально отвечает тот, — ваши товарищи тоже должны съездить.

   Вдь лагерь совершенно бесплатный для наших студентов, поэтому желающих поехать очень много. Желают все.

   — Мы считаем, что делаем большее дело. На деньги фонда в вузовских центрах покупается новое оборудование, повышаются стипендии студентам, ежегодно проводятся различные конкурсы с большим призовым фондом. Но главное не в этом. Сейчас важно показать российскому правительству всю важность заботы о науке, научить его уважать ученых. Главное — дать не рыбу, а удочку и научить рыбачить, — Стюарт, Стивен, Дитер, Брэндон - все они единодушны в этом.

   ...Постепенно мои собеседники расходятся — все-таки дела ждут. Вот Лена из Миасса, вот Николай из Долгопрудного Московской области, вот Брэндон, который пять раз был в Сибири и ни разу — в Нью-Йорке. Он теперь будет преподавать в Иркутске. Все они такие разные, но одинаково светлые и устремленные в завтрашний день, одинаково верящие в прогресс и счастье человечества. Не только верящие, но и приближающие это счастье с каждым днем.

   Ои разошлись, и я опять одна в холле под куполом. Но он уже не кажется мне таким холодным.

   


Маргарита ТРОНЯГИНА, студентка кафедры журналистики ЮУрГУ.



назад


Яндекс.Метрика