свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
20 | ||||
Суббота, 25 февраля 2012 года | ||||
Ну, с Богом! С нового учебного года миасские школьники будут изучать основы традиционной духовности Свершилось. После двух лет эксперимента введение нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школьную программу станет повсеместным. С 1 сентября 2012 года азы «нравственности и традиционной духовности» начнут постигать уже и миасские школьники. Нпомним, учебный курс был включен в школьную программу Министерством образования и науки РФ сначала экспериментально в 19 регионах России, а с нового учебного года его введут во всех школах страны. В составе «Основ религиозных культур и светской этики» находится 6 модулей, из которых один ученики могут изучать на выбор. Главная цель — формирование у юных россиян представлений о нравственных идеалах и ценностях. Ведение предмета с самого начала было делом спорным. Однако спустя время вопросы не только остались, но и появились новые. Ну, обо всем по порядку…
Так в чем суть Торы? Пдчеркнем, новый предмет будут изучать учащиеся только четвертых и пятых классов, для этого в школьной программе предусмотрено дополнительно 34 часа. Следуя здравой логике, возникает вопрос: как за столь короткое время втолковать юному россиянину «нравственные идеалы и ценности, составляющие основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, и понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним» (приводим дословно. — прим. авт.). Согласитесь, не каждый взрослый поймет, о чем идет речь, не говоря уже о детях. Более того, если формулировки тем первых двух модулей («Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики») так или иначе ясны, то остальных четырех просто вводят в ступор. Вот, например, как можно объяснить ребенку 10-11 лет особенности восточного христианства, тонкости проповеднической миссии пророка Мухаммеда, место человека в буддийской картине мира или сущность Торы в иудаизме? — Вы знаете, у меня за плечами истфак госуниверситета, институт стран Азии и Африки, восьмилетняя подготовка в Иерусалимском университете, 12 лет занимался изучением еврейской культуры. Но когда я ознакомился с новым курсом, то, мягко говоря, испытал шок, — признается директор гимназии № 26 Илья Герштейн. — Имея такую серьезную подготовку, я, чтобы начать преподавать предмет, должен буду вновь перелопатить весь материал по темам. А теперь представьте обыкновенного учителя с классическим образованием? Да, нам предлагают посетить курсы, но судите сами, несколько часов лекций — это разве подготовка? Вы представляете, какой объем знаний необходимо иметь? А кроме того, где взять методику преподавания? Ведь не забывайте, мы имеем дело не со студентами и даже не со старшеклассниками, а с четвертым классом. Здесь очень важно не вызвать обратной реакции, нужно суметь зацепить детские души, чтобы им действительно стало интересно и обогатило интеллектуально.
Хотели как лучше… Мжду тем многие родители задают еще один весьма справедливый вопрос: зачем нужно было изобретать новый предмет и вводить дополнительные часы, если многие темы и так изучаются в составе уроков истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры и прочих? Ведь это лишняя нагрузка на детей, которая может привести к весьма сомнительному результату. Похоже, ответов найти нам пока так и не удастся. Безусловно, то, что правительство сегодня всерьез озадачилось повышением уровня нравственности, воспитания духовных ценностей и патриотизма у подрастающего поколения, заслуживает похвалы, здесь мы абсолютно солидарны. Действительно, с каждым годом такие понятия, как честность, почтение к старшим, трудолюбие, ответственность, любовь к ближнему, постепенно теряются. Однако сам подход в решении этого вопроса в очередной раз получается по известной пословице: хотели как лучше, а получилось как всегда…
А как у нас? Масские ученики свой выбор уже сделали. В школах, где обучаются 3456 детей 3-х и 4-х классов, религиозная картина сложилась следующим образом: основы православной культуры — 31%; основы исламской культуры — 2%; основы буддийской культуры — 1%; основы иудейской культуры — 0,5%; основы мировых религиозных культур — 12,5%; основы светской этики — 53%.
Евгений БЫСТРОВ.
|
назад |