Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 17 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 18 февраля 2012 года

Миллиарды из-под крана

   Проблемы водоснабжения и водоотведения Миасса, Сатки и Златоуста будут решаться на средства Внешэкономбанка. А отдавать их придется в складчину

   В конце прошлого года в Москве был подписан контракт на инвестиционное консультирование между государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и правительством Челябинской области в лице министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства. Тем самым сделан очередной и очень важный шаг на пути инвестиций в инфраструктуру трех горнозаводских городов — Миасса, Сатки и Златоуста. Без «длинных» денег там не построить ни очистные сооружения, ни вторую нитку Иремельского водовода. Но не зря говорится: берешь чужие, а отдаешь свои. Кто и каким образом будет возвращать банку заемные средства? Ответить на этот и ряд других вопросов мы попросили Станислава Ионова — председателя совета директоров ООО «Группа Коммунальные технологии». Эта компания является межмуниципальным оператором, управляющим деятельностью саткинского ОАО «Энергосистемы», ОАО «Миассводоканал» и ООО «Златоустовский «Водоканал».

   Рассчитываться всем миром

   — Инвестиции позволят построить жизненно необходимые инфраструктурные объекты, которые станут собственностью муниципалитетов Сатки, Миасса и Златоуста. Их стоимость — от миллиарда рублей и выше. Такие астрономические суммы не потянет ни один городской бюджет даже в совокупности с областным и федеральным. Поэтому и привлекаются заемные средства, которые придется отдавать в течение не одного десятка лет. Кому? Во-первых, муниципалитетам, собственность которых предполагается улучшать. Во-вторых, компании-оператору (в данном случае — «Группе Коммунальные технологии»), которая будет эксплуатировать в дальнейшем данные объекты, обеспечивая возврат вложенных инвестиций тарифными и прочими формами.

   — Видимо, наибольшая нагрузка ляжет на бюджеты муниципалитетов?

   — Я вам отвечу вопросом на вопрос. Допустим, вы имеете свой дом. Если у него прохудится крыша, вы за счет каких средств будете ее ремонтировать?

   — Своих, конечно, дом-то мой.

   — Естественно, а если вы откуда-то привлечете средства, то все равно будете возвращать из собственных доходов. То же самое и с инфраструктурой, собственником которой является (я это подчеркиваю!) муниципалитет. Поэтому участие городского бюджета обязательно. В противном случае пришлось бы все закладывать в тариф. Либо в плату за подключение новых объектов, направляя ее на погашение инвестиций. Например, после возведения жилого дома мы бы брали со строительной компании плату за подключение к системам водоснабжения и водоотведения.

   — А она бы свои расходы забила в стоимость квартир...

   — Совершенно верно. Такие механизмы тоже работают, но они небеспредельны. В предлагаемой ВЭБом схеме привлекательность для бюджета заключается в том, что возврат заемных средств планируется осуществлять в рассрочку. Скажем, три года строим, казенных денег не надо, привлекли инвесторов. На четвертый год бюджет участвует совершенно вменяемыми суммами, которые потянут и Златоуст, и Миасс, и даже Сатка.

   — Но компания-оператор тоже примет участие в возврате заемных средств. Вероятно, в тарифах на ваши услуги появится так называемая инвестиционная составляющая. Чем это обернется для конкретных потребителей?

   — Инвестиционная составляющая обязательно появится. Иначе и быть не может.

   

   В разумных пределах

   — Значит, каждому жителю Сатки, Миасса и Златоуста придется платить за воду и водоотведение больше. Что, конечно, не радует...

   — Но давайте спросим у людей: хотят они утром просыпаться в тепле, умываться, чистить зубы и что-либо, извините, смывать в отхожем месте? Ведь альтернатива одна: ходить на речку и черпать водичку.

   ВМиассе у нас сегодня существует инвестиционная составляющая, за счет которой мы реализуем очень серьезные проекты. Только в 2012 году планируем потратить около 60 миллионов рублей. Сильно это сказалось на потребителях? Нет. Почему? Да потому что тариф ограничен законодательно. Согласно законам РФ человек может потратить не более 22 процентов от среднедушевого дохода на оплату коммунальных услуг. Поэтому безграничный рост тарифа невозможен. Если говорить о водоснабжении и водоотведении, то не более четырех процентов от среднедушевого дохода, включая инвестиционные и прочие составляющие.

   — Сейчас в Миассе какой процент в тарифе занимает инвестиционная часть?

   — Около шести. При этом жителям Миасса водоснабжение и водоотведение обходится дешевле, чем, к примеру, челябинцам. Безудержный рост тарифов невозможен еще и потому, что есть так называемый платежеспособный спрос. Население имеет определенный предел платежеспособности. И это нормально, во всем мире так.

   — Эх, а ведь было время, цены снижали... Можно ли надеяться на то, что тарифы станут меньше?

   — Все новые объекты, которые планируется ввести в строй в результате привлечения инвестиций, все до одного приведут к существенной экономии ресурсов. Прежде всего электроэнергии, которая в себестоимости водоотведения или тепла составляет от 25 до 40 процентов. Это серьезная составляющая. Электроэнергия будет экономиться за счет обновления оборудования. Сегодня мы работаем на том (ни для кого это не секрет), что было произведено и установлено в 50-70 годах прошлого века. Оно изношено в значительной степени и абсолютно не отвечает сегодняшним требованиям — очень энергоемкое, энергозатратное.

   Свременное оборудование (допустим, насосы с частотным регулированием) помимо экономии электроэнергии обеспечит полное отсутствие гидроудара, из-за которого сейчас у нас рвутся сети. Залповый сброс вполне естественен вечером или утром, в результате на канализационную насосную станцию приходит излишнее количество стоков. Старый насос все это дело просто давит в трубу, и сети рвутся. Новое оборудование избавит от подобных неприятностей. Значит, решит и проблему утечек, и надежности работы системы, и сокращения затрат. А если затраты сокращены, то естественным образом снижается тариф.

   Онако иллюзий быть не должно: тарифы, скорее всего, снижаться не будут. Но не будут и расти, как все остальное по причине инфляции! Понимаю, что это звучит не очень популярно, но я сторонник того, чтобы говорить правду, когда что-либо затеваешь, чем потом оправдываться.

   — Когда заходит речь о тарифах на коммуналку, обязательно вспоминают о социальной справедливости...

   — Рост тарифов продолжается не из-за прихоти коммунальщиков. Дело в том, что вода должна стоить столько, сколько она на самом деле стоит, а не столько, сколько ей разрешили стоить у нас. В частности, в Миассе полторашка бутилированной воды продается по 15-20 рублей, а у «Миассводоканала» один кубометр (тысяча литров) — за 15. При этом качество нашей воды, о чем имеются документальные свидетельства контролирующих органов, ничуть не хуже.

   — Вы имеете опыт работы в Чешской республике. Как там с тарифами?

   — На сегодняшний день в Чехии средняя цена кубометра воды и водоотведения вместе с НДС составляет 62 кроны, это соответствует примерно 100 рублям. При этом средний доход чеха на сегодняшний день — 27 тысяч крон, или чуть больше 40 тысяч рублей. В нашей области средняя зарплата — 19 тысяч рублей, то есть в 2,15 раза меньше, чем в Чехии. Теперь делим 100 рублей на 2,15 и получаем 43 рубля. Столько по европейским меркам должен стоить кубометр воды и водоотведения у нас. А в Миассе он обходится потребителям в 27 рублей. Это, к слову, о социальной справедливости.

   

   Все прозрачно

   — Россиянам, согласитесь, свойственно подозрительное отношение к частнику. А вы претендуете на роль полноправного партнера в проекте стоимостью в несколько миллиардов рублей.

   — Никакой инвестор, даже государственный институт, не будет вкладывать деньги в предприятие, пока не убедится, что там все чисто, финансовые потоки четко видны. У компании «Группа Коммунальные технологии» абсолютно прозрачная экономика, нет никаких кривых, косых и прочих схем. Мы готовы к разделению потоков операционных и инвестиционных: собрав деньги, одну часть наша компания тратит на эксплуатацию, а другую — на возврат инвестиций.

   Фнансовой и экономической прозрачности мы достигли за счет сертификации менеджмента. Была создана четкая вертикальная интегрированная структура. У нас многие процессы управления финансами, персоналом, снабжением, юридическое обеспечение, анализа вынесены на уровень «Группы Коммунальные технологии». В предприятиях остались производственно-технологическая функция и сбытовая. Два мощных инструмента. Все остальное вынесено под единое начало. В УрФО наша компания первой внедрила интегрированную систему менеджмента в сфере водоканального хозяйства.

   М успешно прошли внешний аудит и сертифицировались по международным стандартам ISO 9001:2008 (система менеджмента качества), ISO 14001:2004 (система экологического менеджмента), OHSAS 18001:2007 (система менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда). Так что и организационно мы абсолютно готовы — соответствуем не только российским, но и международным требованиям.



назад


Яндекс.Метрика