Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 16 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 16 февраля 2012 года

Пацанам, в легенду перешедшим…

   Более 20 лет Людмила Панфилова собирает информацию о миасцах, не вернувшихся с афганской войны

   На стенах мемориального комплекса выбиты семь фамилий миасских ребят, отдавших жизнь за свободу афганского народа. Сегодня для всех очевидно, что ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. был непродуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон и нашей стране, и афганскому народу. А 30 с лишним лет назад эти молодые люди были уверены, что делают правое дело…

   Когда живые

   вспоминают павших

   Вего семь фамилий героев. У каждого своя судьба, свой путь к подвигу. И никто не знает эти пути лучше, чем педагог Людмила Панфилова (на снимке), волею судьбы ставшая летописцем их короткой, но яркой молодой жизни. Почему эта скромная женщина взяла на себя деятельность столь же благородную, сколько тяжелую и мучительную для любого материнского сердца? Ведь в ее семье не было афганцев…

   П словам Людмилы Николаевны, все началось с просьбы учеников вечерней школы для глухих и слабослышащих детей, где она преподавала, рассказать о смельчаках-афганцах. Учительница принялась за работу, посвятив ее своему отцу, погибшему в годы Великой Отечественной войны. Кипы разного рода документов (извещения, квитанции, грамоты), переписка с архивами и редакциями, военнослужащими и простыми людьми, книги, ксерокопии, фотографии, альбомы — таков архив Людмилы Панфиловой, собранный ею за два с лишним десятка лет поисков и исследований.

   Чсть бесценного материала передана в музеи школ № 16 и 44, другая вошла в областной сборник «Афганистан. Книга памяти», третья стала основой для оформления мемориальных альбомов, прослеживающих судьбы Бориса Ковальского, Сергея Григорьева, Александра Савельева, Сергея Чухрова.

   

   Они погибли.

   Всущности, подростки

   Лстаем страницы альбома, посвященного Сергею Чухрову… Фотографии Сергея-дошкольника. Табель за 3 класс. Грамота 9-класснику Чухрову — лучшему сборщику макулатуры. Характеристика, где классный руководитель отмечает среди прочего: «Ярко выражено чувство долга. Честный и отзывчивый». Рисунки и карты-схемы, сохраненные учителем истории Верой Петровной Выдриной. Фото с занятий в секции по тяжелой атлетике. Школьные друзья. Комсомольский билет. Снимок со сборного пункта в Копейске…

   — Его призвали в 1984 году, служил в Пышме, написал заявление с просьбой перевести его в Афганистан, — рассказывает Людмила Николаевна, пытаясь удержать невольные слезы. — В мае 1985 года прибыл в Афган, а 2 июля его уже не стало…

   Иснова листаем альбом. Новогодняя открытка матери, где аккуратным почерком сын-солдат пишет: «Будущий Новый год будем встречать уже вместе…» Последнее письмо Сергея, на конверте — изображение бабочки-траурницы (предчувствие гибели?..). «Здравствуй, мама, — пишет воин-интернационалист, — недавно приехал из командировки, а вот опять посылают почти туда же. Не хочется ехать, но что поделаешь — приказ есть приказ. На этот раз уезжаю (вернее, улетаю) почти на месяц. Так что не волнуйся, если писем долго не будет, и не думай лишнего. Вернусь — напишу». В конце письма дата — 22 июня 1985 г. — ровно две недели до гибели.

   Оветное письмо мамы с роковой, как уже сейчас кажется, фразой: «Сынок, так скучно без тебя, что иногда думаю: не придет, наверное, то время, когда мы будем снова вдвоем. Жду домой…» Письмо вернулось в Миасс с пометкой «адресат выбыл»…

   Преворачиваем страницу… Копия извещения из военкомата от 18 июля 1985-го: «Ваш сын рядовой Сергей Чухров, выполняя боевое задание, погиб 2 июля 1985 года». По соседству — пожелтевший листок с описью вещей, которые были у Сергея в момент гибели. Стандартный набор солдата: вещмешок, полотенце, мыльница, зубная паста, зубная щетка в футляре, ложка, 4 фотографии, комсомольский билет…

   Псьмо от земляка Сергея Игоря Арбузова, тоже афганца, адресованное его матери: «Отличный парень был ваш Сергей. Его уважали в коллективе. Мы с ним часто виделись в столовой. Как-то раз за ужином он сказал, что поутру идет в горы. Я пожелал ему удачи. Перед обедом, когда мы ждали построения основного состава, подошел часовой и сказал: «Получили сообщение, что погибли капитан и солдат-связист». У меня сердце замерло: «Как звали солдата?» Кто-то ответил: «Сергей». В Афганистане я понял, что значит потерять друга. Как отслужу, обязательно побываю у вас в гостях. Конечно, я не заменю вам сына, но, если будет что-то нужно, вы можете рассчитывать на меня. Игорь».

   Псьмо из воинской части, где служил Сергей: «Ваш сын погиб при ведении боевых действий в районе Пишгор. Группа саперов, в которую входил Сергей, получила срочную задачу: для поддержания связи проделать проход в минном поле мятежников для обеспечения движения колонны наших автомобилей. Успешно сняв несколько мин, саперы подверглись сильному обстрелу мятежников из всех видов оружия. Ведя ответный огонь, наши солдаты пытались вернуться на исходные позиции, отходили врассыпную, чтобы рассредоточить огонь душманов. При отходе на одной из мин подорвался ваш сын».

   Дльше — скорбные, пронизанные болью фотографии с траурного митинга на северном кладбище, где похоронили героя, посмертно награжденного орденом Красной Звезды. И редкие документы: удостоверение к медали «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

   — На днях будет установлена мемориальная доска на школе, где учился Сергей Чухров, — рассказывает Людмила Панфилова. — Это уже вторая доска в память о погибших на афганской войне. Первую, в честь разведчика Сергея Григорьева, установили на школе № 44 два года назад…

   

   Простые герои

   УЛюдмилы Николаевны есть и сводный альбом, где представлены биографии героев-афганцев и схемы, наглядно показывающие, кто именно давал сведения о них. Из восьми не вернувшихся с войны двое, Николай Филиппов и Виктор Мельников, пропали без вести.

   — С Мельниковым вообще любопытная история приключилась, — делится Панфилова. — Он пропал без вести в 1984 году. Но в 1993 году пришло письмо матери от комитета по делам воинов-интернационалистов такого содержания: «В результате работы, проводимой комитетом в 1993 году по розыску пропавших без вести в Афганистане бывших советских военнослужащих, удалось установить, что Виктор Мельников жив. По информации, которой мы располагаем на апрель-июнь сего года, Мельников удерживается в отряде полевого командира Амира Махамада в населенном пункте Джагори провинции Газни. Известно, что при захвате в плен он был серьезно ранен, долго лечился. Проводятся мероприятия по выяснению условий его освобождения и возвращения на Родину». К сожалению, мать Виктора переехала в Башкирию и о дальнейшей его судьбе узнать пока не удалось…

   Окаждом из афганцев Людмила Николаевна может говорить часами, как о любимых детях. О единственной девушке Ольге Мирошниченко, выпускнице школы № 4, работнице столовой прессово-кузнечного цеха, поехавшей в Афганистан по собственному желанию. О контрразведчике Сергее Григорьеве, геройски погибшем при выполнении особого задания. О Виталии Сухачеве, писавшем с войны интересные захватывающие письма…

   — Простые ребята из простых семей, а стали героями, — рассуждает Людмила Николаевна. — Спросите почему? Раньше школа воспитывала в детях патриотизм...

   Ушли, еще пожить-то не успев...

   - Филиппов Николай, пропал без вести в 1980 г.

   - Ковальский Борис, погиб в 1980 г.

   - Григорьев Сергей, погиб в 1981 г.

   - Савельев Александр, погиб в 1983 г.

   - Мельников Виктор, пропал без вести в 1984 г.

   - Чухров Сергей, погиб в 1985 г.

   - Ильин Вячеслав, погиб в 1985 г.

   - Сухачев Виталий, пал смертью храбрых в 1986 г.

   - Ольга Мирошниченко, погибла в 1988 г.

   Афганские потери

   - На полях сражений в Афганистане погибли около 14 тысяч советских военнослужащих, в том числе 170 — из Челябинской области.

   - В афганской кампании приняли участие 292 миасца.



назад


Яндекс.Метрика