Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 10 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 2 февраля 2012 года

Ты же помнишь, как все это было?..

   Наступит ли когда-нибудь время, когда мы будем довольны абсолютно всем? Вот вроде неплохая по большому счету жизнь за окном идет, всего вдоволь, пенсии поднимают, зарплату платят, а мы (видимо, по привычке)все ворчим да киваем на то, как оно раньше было. Конечно, кто поспорит с тем, что лет 20-30 назад и небо было голубее, и сахар слаще,и улыбки шире?.. Привыкнув сегодня к изобилию в продуктовых магазинах, к полному исчезновению из обихода понятия «дефицит» (и многих других, кстати, понятий), мы, казалось бы, совершенно забыли о тех перипетиях, которые пришлось вынести в период перестройки и иже с ним. А ведь в те годы в нашей жизни было много странного, необъяснимого, удивительного, порой забавного. …Ну что? Поворошим прошлое? Согласитесь: каждому из нас есть что вспомнить и что рассказать.

   Иван Кузнецов, мастер: По головам к прилавку

   — Ярче всего запомнились очереди в винные магазины. Стоят человек 300, да не друг за другом, а огромной толпой, давятся. Самые ушлые поступали так: отдают деньги кому-то одному, а потом с размаху кидают его сверху на толпу, и тот бежит прямо по головам к прилавку. Потом нагруженный бутылками посланец выходит из магазина счастливый, и все расступаются перед ним, пропускают. Это попасть внутрь было трудно, а выйти — запросто. Иногда милицейский уазик, пытаясь заставить алчущих встать в более или менее организованную очередь, на ходу врезался в толпу. Но толку от этого было немного — настолько спрессованной и сплоченной была очередь!..

   Врочем, наш народ так сообразителен и хитер, что никакой сухой закон не мог его отвратить от зелья. Помню, как шел в ход клей БФ (между собой его мужики называли «Борис Федорович»), который надо было вылить в емкость, насыпать соли и размешать. Вся гадость прилипала к палке, а оставшийся чистый спирт шел в дело. Пили политуру, жидкость для мытья окон, эликсиры, настойки боярышника — да все абсолютно!

   

   Владимир Колеватов, преподаватель: Пуховик стал реликвией

   — С книгами было трудно. В лотереях и розыгрышах, которые проводили в книжном магазине на улице Лихачева, я не участвовал, но как-то из Челябинска позвонил приятель: «Макулатура есть?.. Вези сюда, обменяем на книги!» Сложил стопками в рюкзак старые газеты и журналы (рюкзачок потянул килограммов на 40 с лишним!), поехал. Три часа отстояли на морозе, подошла наша очередь. Приемщик заставил развязать стопки, так как имел уже печальный опыт общения с ушлым народом, который засовывал между книг металлические плашки и кирпичи. За рюкзак макулатуры мне дали книгу «Камо грядеши»… Она до сих пор у меня хранится. И еще одна «реликвия» есть — китайский пуховик, который в столе заказов взял под зарплату.

   

   Мария Торбеева, служащая: Пусто, голо

   — В магазинах было пусто, голо, но уж когда что-нибудь выкидывали, то народ налетал и хватал все в огромных количествах — на всякий случай. Я однажды набрала целый мешок детских носочков в «Детском мире», которые сын, конечно же, не сносил. В драку брали тушь, шампунь, обои, шторы, наволочки. Такой уж был у нас своеобразный хватательный рефлекс… Как-то родители купили для нашей семьи два плательных шкафа в упаковке, а когда мы их распаковали, оказалось, что все дверки у них разного цвета…

   

   Елена Павлищева, бывший работник автозавода: За работу — «юрики»

   — Годами люди не получали зарплату, вместо нее на автозаводе выдавали «юрики». На них и отоваривались в столах заказов — брали сумки, куртки, ветровки, новогодние подарки, целыми упаковками тащили домой куриные кубики, еще какие-то продукты. Вообще на предприятиях, где снабженцы работали хорошо, люди пережили 90-е годы гораздо легче. И, кроме того, некоторые норовили ухватить кусок народного добра. Говорили, что мастер одной из строительных организаций продавал цемент вагонами. А потом ездил отдыхать на Канары…. Так как все было по талонам, то лучшей валютой тогда считалась водка. Поставил бутылку — тебе без проблем отгрузили машину навоза, да еще самого лучшего, на выбор.

   

   Валентина Перетягина, строитель: Дедушке повезло

   — Плохо тогда было с детской одеждой. Собирали дочку в 1 класс. Обувь ей принес дедушка с работы (они в отделе тянули билетик — разыгрывали пару детской обуви, и ему повезло). Школьную форму тогда отменили, мы сначала обрадовались, а потом призадумались, во что ее одевать… Вытащили с бабушкой все старые трикотажные вещи, долго кроили, резали на кусочки, чтобы цвета как-то сочетались друг с другом — и получился у нас лоскутный пуловер. Распустили шарф — связали сарафанчик. Белую кофту шили из папиной рубашки. В общем, нарядили ребенка. Сейчас вспомнить смешно, а тогда не до смеха было…

   

   Евгения Герасимова, медсестра: Придите и купите!

   — С игрушками ой как трудно было, я помню! Муж мастерил какие-то качельки, я шила кукол, а однажды наша София увидела в «Детском мире» на витрине резиновую игрушечку (эти витрины тогда находились на площадке между этажами) и стала просить ее купить. Продавцы на просьбу продать игрушку с витрины ответили отказом. Мы-то смирились , нам не привыкать, дочку успокоили, но дедушка, узнав эту историю, написал жалобу в отдел по торговле. Представляете, ему прислали письмо из магазина: директор пригласила прийти и купить понравившуюся игрушку!..

   

   Ирина Кудрявцева: Зарплату муж принес минтаем

   Вте непростые годы перестройки мой муж работал на заводе, а я сидела дома с маленьким сыном. Одежды на него было не достать, в дефиците было все: колготки, пеленки, верхняя одежда. Одна моя знакомая привезла из командировки (ездила в Москву) ворох коричневых колготок и маленькую черную расклешенную шубку (видимо, для девочки) из искусственного меха. Мы были просто счастливы!

   Нличных денег у нас почти не было, муж получал на автозаводе «юриками» и отоваривался в спецмагазинах, там можно было взять моющие средства, шампуни, какие-то костюмы. Однажды он принес вместо зарплаты целый рюкзак мороженого минтая, а у моей подруги муж как-то притащил домой целый рюкзак хлеба. Сколько сухарей они насушили! В ходу также был обмен товаров на бульонные кубики (их давали на заводе целыми коробками в счет зарплаты).

   Кгда родилась дочь, в дефиците было все, включая швейные машинки. А нашей молодой семье так нужна была машинка, чтобы перешивать что-то из своих вещей на подрастающих малышей. Сердобольная тетя из Башкирии пригласила нас в гости за своей ручной машинкой подольского производства. И мы отправились к ней за тридевять земель.

   Пмню, как перед очередным повышением цен мы выстаивали длинные очереди в торговом центре за отрезами тканей, хватали все, что выкидывалось на прилавки. Как-то я купила два серых драповых мальчиковых пальто. Одно сын кое-как сносил, второе, большое, пришлось переслать в деревню, оказалось уже совсем немодным.

   Впоминаю и историю о том, как я покупала кафель на кухню и ванную. Он тоже был большим дефицитом, доставали по блату. Как-то я узнала, что в магазине «Товары для дома» ожидается привоз кафеля. Караулила с утра, потом отложила себе в ящиках. А вывозила его из магазина партиями … в нашей старой детской коляске, так как днем муж был на работе.

   А еще одним самым главным дефицитом была денежная наличность. И когда первый ребенок подрос и я смогла подрабатывать по специальности, мои первые небольшие зарплаты стали в семье предметом особой гордости — я приносила домой живые деньги!

   От редакции

   Почитав эту страничку, вы наверняка тоже вспомнили что-то подобное из собственной жизни или из жизни родных, друзей, знакомых. Поделитесь своими воспоминаниями!

   Будем рады, если вы принесете также фотографии, характеризующие те смутные годы, или сохранившиеся в семье приметы времени (ваучеры, талоны, какие-то предметы, вещи) и расскажете (или напишете), что с ними связано.

   Нш адрес: ул. 8 Марта, 130, работаем с 9 до 17 часов, перерыв с 13:00 до 14:00. Адрес электронной почты: miass_rab@list.ru.



назад


Яндекс.Метрика