![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
129 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 3 ноября 2011 года | |||
![]() |
За аварию Героев не дают?..
Каждый год в начале июля на столичном Кузьминском кладбище, где похоронены члены экипажа атомной подлодки К-19 и установлен памятник субмарине, собираются те, кто в 1961-м предотвратил глобальную катастрофу. С каждым годом их становится все меньше. Нынче, в год 50-летней годовщины со дня аварии на К-19, в Москву приехали всего 30 человек. Среди них был и наш земляк Владимир Кондратов (на нижнем снимке), проходивший срочную службу как раз на этой субмарине… Смерть ради жизни Рждение субмарины К-19 — это ответ СССР на выход в Мировой океан американской атомной подлодки «Наутилус». Говорят, что стоимость советского подводного крейсера была равна стоимости золота такого же веса. Высота рубки — с 10-этажный дом, длина лодки — 124 метра, рядом с ней эсминец смотрелся шлюпкой. Но… Кк рассказал Владимир Кондратов, К-19 называли «Хиросимой» за ее хроническую невезучесть. Счет жертв ракетоносца начался еще в период его строительства, когда от несчастных случаев погибли девять рабочих и один инженер. При спуске корабля ритуальная бутылка шампанского прошла по касательной и отскочила от прорезиненного борта — тоже дурная примета. Нучно-исторический справочник центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ сухо и бесстрастно повествует о том, что случилось в 4 часа утра 3 июля 1961 г.: «На К-19 в подводном положении произошла авария правого реактора. Для предотвращения угрозы расплавления ядерного топлива и возможного взрыва необходимо было смонтировать нештатную систему аварийного охлаждения реактора. Члены экипажа смонтировали систему, оба реактора были заглушены». Н в том справочнике нет ни слова о том, что в течение суток от острой лучевой болезни в жутких мучениях погибли восемь человек — те самые «члены экипажа», не побоявшиеся пойти на верную смерть ради предотвращения серьезнейшего международного конфликта и экологической катастрофы.
Человеческий фактор С временем стало известно многое об обстоятельствах радиационной аварии, случившейся июньским утром 1961-го. — После долгого подводного плавания атомоходу К-19 предстояло принять участие в учениях: выйти из Атлантики в Северный Ледовитый океан и, имитируя действия условного противника, подойти к берегам Советского Союза со стороны Северного полюса, — рассказывает Владимир Кондратов. — Это была проверка советской противолодочной защиты, прикрывающей северные моря от американских подлодок, имевших на борту крылатые ракеты среднего радиуса действия. Сигнал тревоги прозвучал на выходе К-19 из Датского пролива, примерно в 100 милях от американской военно-морской базы, расположенной на острове Ян-Майен. Вчем суть аварии? В манометрической трубке системы охлаждения реактора появилась микротрещина. Возникла она в том месте, куда когда-то при сварке случайно угодила капля раскаленного металла (пресловутый человеческий фактор!). На этом месте рано или поздно при давлении в 200 атмосфер должен был появиться свищ. Он появился — и рвануло. Офицерам нужно было срочно решить, как добиться охлаждения реактора. Теоретически задача решилась быстро: создать в реакторе трубопроводную систему, по которой под высоким давлением пустить воду. Отавалось «всего лишь» создать эту систему из подручных средств непосредственно в реакторном отсеке. Работать предстояло без защитных костюмов, в бесполезных противогазах и халатах химзащиты, практически голыми руками, находясь на крышке реактора. Идти на верную смерть выпало группе лейтенанта Бориса Корчилова. П воспоминаниям очевидцев, к моменту начала работ уровень радиации в реакторном отсеке составлял 150 р/ч, температура в реакторной выгородке — 60 градусов. В противогазах и защитном снаряжении работать было очень трудно, стекла противогазов запотевали, приходилось их снимать и дышать зараженным воздухом. Смены менялись каждые 15 минут, работа продвигалась медленно. Через несколько часов монтаж трубопровода завершился. В момент пуска насоса при попадании холодной воды на раскаленные тепловыделяющие элементы их оболочки разрушились и радиоактивные газы, образовавшиеся в процессе распада ядерного топлива, вырвались в отсек. Все, кто в нем находился, получили дозы, многократно превышающие смертельные…
Награда через четверть века — В течение 30 лет авария, произошедшая на К-19, тщательно скрывалась, — продолжает Владимир Кондратов. — О том, как вручную за секунды до ядерного взрыва потушили закипевший реактор, не знали даже на Северном флоте! Если бы реакторы и ракеты взорвались, неминуемо пострадали бы Норвегия, Гренландия, Исландия. Это могло быть расценено как ядерный удар СССР по блоку НАТО. Представьте теперь реакцию американцев, у которых 4 июля национальный праздник — День независимости. Ответ последовал бы незамедлительно. Вполне вероятно, что СССР не удалось бы избежать военных действий. Рководство страны подвиг героев не оценило. Спас честь экипажа К-19 будущий президент АН СССР Анатолий Александров — конструктор реактора. Со счетчиком Гейгера он проплыл на катере мимо субмарины и долго не мог прийти в себя: никто из моряков не должен был выжить. О том, что подводники совершили невозможное, предотвратив реальную угрозу возникновения ядерной войны, академик доложил Никите Хрущеву. Онако когда командующий Северным флотом адмирал Андрей Чебаненко предложил представить к званию Героя Советского Союза 18 моряков, руководитель партии и правительства отрезал: «За аварию Героев не дают!». И хотя ему доказывали, что вины экипажа не было, что это техногенная катастрофа, мнения своего не изменил. Орденами «За мужество» экипаж наградили только спустя четверть века… Вдальнейшем К-19 ожидали новые испытания. 1969 г. — столкновение с американской субмариной «Гетоу»; 1972 г. — сильнейший пожар, в котором выгорело три отсека, погибли 28 человек на борту и двое на кораблях-спасателях. И до списания лодки в 1991 г. на ней еще дважды возникали пожары… Одним словом — «Хиросима».
Наталья Корчагина
|
назад |