свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
43 | ||||
Суббота, 14 апреля 2001 года | ||||
О ПРОБЛЕМАХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ рассказывает декан машиностроительного факультета ЮУрГУ, доктор технических наук, профессор Сергей Алексеевич УФИМЦЕВ Ухудшение экономической ситуации в стране сказалось и на образовании. Так, с 1991 года государство полностью прекратило финансирование учебно-материальной базы вузов, не стало выделять деньги на приобретение литературы, канцтоваров, на ремонт зданий. Деньги выделялись только на зарплату штатным сотрудникам вуза, причем в минимальных размерах с отставанием уровня зарплаты от средней по городу, региону и стране. Например, до 1 апреля 1999 года оклад старшего преподавателя без ученой степени в ЮУрГУ составлял 258 руб., а секретаря-машинистки 3 разряда — 87 руб. Это при том, что ВУЗ является элитным и занимает в последние годы 7-9 места в рейтинге всех вузов страны. И хотя с 1 апреля 1999 года оклады были увеличены в 1,5 раза, а с апреля 2000 года — еще на 20%, нетрудно подсчитать, что величина зарплаты преподавателей без ученой степени осталась ниже прожиточного минимума. С 01.01.2001 года тарифная ставка ректора вуза, имеющего наивысший 18-й разряд, составляет 1329 рублей. Дже депутаты Госдумы нарушают законодательство по отношению к образованию при утверждении бюджета страны. Так, по законодательству на статью «Образование» в бюджете должно выделяться 3% всех средств. Однако Госдума в прошедшие 2 года принимала бюджет 2%. Реальное же финансирование составляет 70% от утвержденных сумм, а до мест на целевое финансирование образования доходит еще меньше денежных средств. Н совсем продуманы и предложения по изменению законодательства в части повышения только минимальных разрядов и окладов, т. к. сближение окладов неквалифицированных и квалифицированных работников не способствует притоку последних в образовательную деятельность, что сказывается на качестве и уровне образования. Н способствует повышению уровня и качества образования и внешнее давление международных организаций, в частности, Международного валютного фонда (МВФ), дающего кредиты нашей стране на определенных условиях. Тк, одним из требований МВФ при предоставлении кредита являлась экономия расходов на образование за счет пересмотра нормативов. в частности, за счет увеличения норм по количеству студентов на одного преподавателя, что может привести к сокращению около 200000 работников образования и сокращению числа вузов примерно с 490 до 270. При этом, например, в США около 3000 вузов, а в одном Шанхае около 200 вузов, и никто не говорит об их сокращении. Более того, в ежегодном послании президента США уделяется приоритетное внимание образованию, как решающему фактору прогресса и процветания государства в 21 веке, в то время как в послании президента РФ на 1999 год не было сказано ни слова о программе развития образования, и только сейчас в программе правительства отдан приоритет образованию, но этот приоритет не подкреплен финансированием. Кроме того, западными кредиторами ставятся акценты на финансирование подготовки бакалавров (низшая ступень высшего образования, длительность обучения 4 года), что по старым меркам фактически означает незаконченное высшее образование, причем предприятиям такие специалисты не нужны, им требуются традиционные полноценные специалисты с высшим 5-летним и даже 6-летним (магистры) образованием. Симулируется также переход на международную систему образования и в части бальной системы, когда есть ряд обязательных для изучения предметов, а остальные предметы изучаются по выбору студентов, лишь бы набрать необходимое количество баллов. Недостаток этой системы в том, что студенты стремятся «ускользнуть» от трудных предметов и набрать необходимое количество баллов за счет более легких предметов. Существующая же у нас система образования заставляет в обязательном порядке изучить необходимый для специалиста комплекс дисциплин, предусмотренный в программе. Именно содержание нашего образования способствовало успехам развития страны, и это признавалось другими странами. Так, после запуска в СССР в 1957 году первого искусственного спутника Земли было собрано срочное совещание ЦРУ, Министерства обороны и космического министерства США, где рассматривали причины того, как такая отсталая и задавленная репрессиями страна (СССР) могла добиться выдающихся успехов и опередить в этой области США. Было признано, что основной причиной является содержание и уровень образования в СССР. Реформы в системе образования должны быть продуманными, чтобы «не выплеснуть вместе с водой и ребенка». И многих проблем образования можно остановиться еще на одной. Всвязи с непродуманными реформами и развалом экономики, оттоком квалифицированных кадров в коммерцию на фоне скудного финансирования образовательных учреждений создался почти десятилетний провал по многим отраслям промышленности в подготовке специалистов с высшим образованием, упал в целом уровень подготовки выпускников школ, и, что особенно печально, колоссальное по масштабам и высочайшее по уровню развития инженерно-техническое образование сочеталось с падением престижа инженерной профессии, с девальвацией высокого звания инженера, являющегося опорой государства во всех отраслях производства. Пи этом лучшие выпускники школ стали поступать не на технические специальности, а на экономические, юридические и другие гуманитарные специальности, где и учиться намного легче и спрос на рынке труда был выше. Это также подрывает экономику страны, ибо одни бухгалтеры и юристы не поднимут производство и не обеспечат без технических специалистов будущее России. Вэтих условиях только продуманная стратегия и тактика в сочетании с активностью и инициативой на местах может спасти ситуацию в каждом конкретном вузе, факультете, на кафедре. Нше государство несет огромные убытки из-за отъезда из страны специалистов. Так, выпускник ведущих вузов США обходится государству и стоит на рынке около 1 млн. долларов. Из нашей же страны ежегодно уезжает около 1000 выпускников ведущих вузов: МГУ, «Физтеха» МВТУ им. Баумана и другие, которые по уровню не хуже, а в некоторых областях и превосходят выпускников западных вузов, поэтому их охотно берут в США. Таким образом получается, что наша страна ежегодно спонсирует США только за счет отъезда выпускников на 1 млрд. долларов, не говоря о том, что они принесут США десятки и сотни млрд. долларов и обеспечат перспективу развития и расцвет США в будущем. Оромные потери несет Россия и из-за утечки идей и научно-технических разработок. Только за последнее десятилетие из России уехало 75% математиков и 50% физиков мирового уровня. Интеллектуальная элита увозит много наработок и проектов, стоимостью десятки млрд. долларов, над которыми долго бились и не могли решить западные ученые с их суперсовременным оборудованием: секреты новейшей торпеды «Шквал», зенитных ракетных комплексов С-300 и С-400 (в США уехал первый зам. Генконструктора ЦКБ «Алмаз» и несколько ведущих сотрудников), технологию получения алмазного порошка из отслуживших боеприпасов, суперистребитель МиГ-29, конструкция которого содержит более 15 незапатентованных новинок, (что позволило США сэкономить около 1 млрд. долларов и ликвидировать пятилетнее отставание от России). Проданы в сотни и тысячи раз дешевле АНТК им. Туполева, вертолетный завод им. Миля, конструкция МИГ, секреты и технологии международной космической станции, технология перископов для подлодок Китаю за партию пуховиков для завода «Красное Сормово», хотя за стоимость этих технологий можно было застелить пуховиками всю страну, Томский лазерный локатор, суперспектрометр, который «чувствует» в воздухе отравляющие вещества, соосный винт новейшего вертолета «Черная акула», уникальную активную систему защиты бронетехники «Арена», которая обнаруживает все летящие к танку снаряды и уничтожает их, что делает танк практически неуязвимым (ничего подобного в мире не было и нет по сей день), уникальные ракетные двигатели НК-33, которые явились открытием для американских конструкторов, хотя двигателям уже 30 лет. Пи этом западные «покупатели» сразу патентуют за рубежом купленные в России «за копейки» или сворованные идеи, и наши ученые уже не могут совершенствовать свои же технические решения. Оромный убыток на сотни млрд. долларов наносится России разными благотворительными фондами: Сороса, Карнеги, Фульбрайта, Международным научно-техническим центром и др., которые объявляют конкурсы, обещая бедным российским ученым золотой дождь грантов, и собирают сотни тысяч идей и заявок, а деньги в большинстве случаев не дают «по причине бесперспективности». Например, Дж.Сорос потратил около 100 млн. долларов на подключение закрытых научных центров и городов России к международной сети «Интернет», куда, как в пропасть, провалилась уйма ценных научных идей на десятки млрд. долларов. Сейчас, когда ФСБ налаживает контроль за информацией в «Интернете», западные спецслужбы активизируют распространения спутниковой связи, которую трудно контролировать. Уазанные выше убытки России кажутся нематериальными, их вроде бы нельзя «потрогать», но фактически они составляют за последние 10 лет по разным подсчетам от 400 до 700 млрд. долларов, т. е. превышают на порядок все наши долги. Поэтому правительство должно принять реальные меры по защите национальных интересов в части «утечки мозгов» и идей за границу и обеспечения будущего России.
Записала Шаура РОМАНОВА.
|
назад |