Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 83 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 6 июля 2002 года

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ ИЗ БОЙЛЕРНОЙ

   Да человека — житель Санкт-Петербурга и кыштымец — придумали, как совершить коммунальную революцию в России. Это уже не первая подобная попытка — дерзали и до них. Но в методах наших героев все же есть существенные отличия. Они начали с самого низа — с проржавевшей теплотрассы. И они ни у кого не просят денег.

   Жлищно-коммунальная сфера России есть великая тайна. Бездна, уносящая в неизвестность наше тепло и наши деньги. За один сезон страна сжигает 400 миллионов тонн условного топлива. И восемьдесят из них уходит через протечки в теплотрассе. На каждый километр теплосетей в среднем приходится по две аварии. Нормальное государство давно бы разорилось. У нас — ничего. Все «издержки» списываются на потребителя. И каждая седая старушонка, идущая в сберкассу со своей коммунальной платежкой, совершает акт реанимации полудохлого монстра под названием ЖКХ. Поэтому в нашей стране десятилетиями не меняют трубы отопительных систем, а в домах холодно и неуютно. Мы сами за это заплатили.

   — Уже сегодня коммунальные тарифы можно снизить как минимум на 40 процентов, — рассказывает кыштымец Сергей Дайбов. — И самое главное, изобретать-то ничего не надо. Все уже придумано до нас.

   Сргей Дайбов о коммунальных проблемах знает не понаслышке. С 1996 года он работал заместителем главы города Кыштыма и до сих пор поддерживает старые связи. Свой проект реформирования ЖКХ вынашивал не один год.

   Каткое описание светлой идеи (на примере отдельно взятого типового российского дома). Берется подвал. Из него выносится все, что у нас называется гордым словом «бойлер»: тонны ржавых труб и раздолбанных вентилей, которые сантехник Петров любовно обмотал пенькой еще в десятой пятилетке. Затем на расчищенную площадь заносится агрегат, в четыре раза меньший, чем бойлерная система, и откровенно пугающий сантехника Петрова обилием всяких часиков, стрелочек и датчиков. (Впрочем, при желании и некоторой трезвости ума Петров с четвертым разрядом освоит аппарат за неделю). Дальше — дело техники. Тепловой пункт будет греть воду, гонять ее по домовой системе отопления, замерять температуру входящей воды с теплотрассы, учитывать, сколько израсходовано холодной. Если запрограммировать, система днем будет греть чуть больше, ночью — чуть холоднее, или наоборот. Известно, что один градус понижения температуры в сети дает шесть процентов экономии теплоносителя. При этом индивидуальный тепловой пункт выдерживает давление в 21 атмосферу, полностью исключает парение и снабжен системой самосохранения. Если, не дай Бог, зимой где-то на теплотрассе случится авария (знакомая ситуация?), то умнейшая система отключит у жильцов горячую воду, а все тепло пустит в батареи. И не будет никакого размораживания или лопнувших труб. В принципе, техника не нова. Цивилизованные страны давно пользуются такими пластинчатыми теплообменниками. В России тоже не совсем уж в диковинку. Самые продвинутые коммунальщики закупили по экземпляру в порядке испытания. Но до сих пор никто не додумался оформить патент на использование этой нужной вещи. А вот в Кыштыме это сделали.

   — Да, недавно мы получили российское свидетельство на полезную модель «Система отопления зданий и сооружений», — рассказывает Сергей Дайбов. Второй совладелец патента — житель Санкт-Петербурга Геннадий Верхотуров. Он представитель фирмы, производящей пластинчатые теплообменники. А идея наша такова. Мы предлагаем муниципальным властям заключить с нами договор на использование этой полезной модели. И вместе с правом на использование патента они получают совершенно законное право на уменьшение налогов.

   Оычно, когда энтузиасты коммунальной реформы доходят до этого места, на них начинают смотреть, мягко говоря, недоброжелательно. Так уж устроены наши чиновники, что при слове «договор» начинают напрягаться. Им непроизвольно хочется защитить бюджетный кошелек от разорения. А когда узнают, что за договор придется заплатить всего один (!) рубль, совсем теряются. Но это не розыгрыш. Это и есть та самая идея, как сделать коммунальную сферу если не богатой, то хотя бы неубыточной.

   — Я попытаюсь немного все объяснить, — говорит патентовед Илья Плеханов. — Патентный закон Российской Федерации стимулирует научные изыскания наших граждан. Авторов изобретений и владельцев полезных патентов практически полностью освобождают от налога на прибыль. А вместе с ним этой льготой пользуются и те, кто этим полезным изобретением пользуется и таким образом внедряет его в жизнь и популяризирует.

   Авторы идеи примерно подсчитали экономический эффект, который получат, например, школа, больница или жэк, оснащенные пластинчатым теплообменником. Экономия тепла и налоговые льготы позволят сократить коммунальные расходы на 35-40 процентов. Использовать эту схему можно и в других отраслях: на железной дороге, в энергетике, на химических и металлургических предприятиях, в технологии которых — электролизные процессы. На днях новые коммунальные реформаторы одержали свою первую победу. Администрация Каслей заключила договор на использование патента. В порядке эксперимента индивидуальный тепловой узел собираются установить на школу и несколько домов-новостроек. Городские коммунальщики уже мечтают о том, сколько денег они наэкономят и как потратят их на ремонт крыш и дорог. Но самое главное, что ни у кого ничего не придется просить...

   


«ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ» от 29.06.2002 г.



назад


Яндекс.Метрика