свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
87 | ||||
Суббота, 30 июля 2011 года | ||||
Спорт для мозгов 20 июля любители шахмат поздравили друг друга с праздником, посвященным любимой игре. Принимала поздравления и единственная в Миассе женщина-тренер по шахматам, неоднократный победитель турниров различного уровня, кандидат в мастера спорта, шахматистка с 26-летним стажем Татьяна Романенко. В шесть лет мама показала дочке ходы шахматных фигур и тем определила ее судьбу на всю жизнь. В прошлом ученица Вячеслава Панюшкина, сегодня Татьяна — опытный преподаватель, пробуждающий в своих воспитанниках сначала интерес, а потом и любовь к интеллектуальной игре. Главное, убеждена Романенко, чтобы у ребенка, которого родители привели в шахматную секцию ДЮСШ-4, был неподдельный интерес, и тогда, даже при отсутствии выдающихся способностей, можно воспитать из него перворазрядника. Мжно ли отнести шахматы к спорту или это больше искусство? Татьяна убеждена, что это, скорее, спорт для мозгов. У ребят, занимающихся в ее кружке, мозги натренированы на решение не только шахматных, но и тех задач, которые частенько подкидывает нам жизнь. Тут очень кстати оказывается умение просчитывать десятки вариантов выхода из затруднительного положения и, в конце концов, находить оптимальный. При всем том, что шахматы не являются спортом в привычном для нас смысле, они все же каким-то непостижимым образом воспитывают в человеке тягу к здоровому образу жизни. — Мы не раз ездили с ребятами в спортивный лагерь, — рассказывает Романенко. — На удивление, никого из них не тянет курить, выпивать, затевать драки. Есть в каждом шахматисте невесть откуда взявшийся стерженек, который надежно защищает от соблазнов окружающего мира. И при этом они обычные дети, не какие-нибудь Гарри Поттеры в очках и с толстой тетрадкой под мышкой. Нет, у них миллион других увлечений: с азартом играют в футбол, занимаются танцами, языками, лыжами. Думаю, шахматы, помимо всего прочего, еще учат так распределять время, чтобы его хватало на все. Возьмите шестиклассницу лицея № 6 Настю Мамонтову, неоднократного призера шахматных турниров и фестивалей. Успевает вязать, танцевать, отлично учится, решает задачки по астрономии за 9 класс. На последнем большом турнире в Сатке набрала семь очков из 11 — хороший уровень для ее возраста. Двочек в шахматах всегда традиционно мало. Тем приятнее, что в последние три года родители гораздо чаще приводят девочек. С чем связано? Как считает тренер, мамы и папы просто стали серьезнее относиться к вопросам разностороннего воспитания детей. И замечательно, что в числе других кружков они выбирают шахматы, тем самым исподволь готовя своих малышек не столько к школе (а это сегодня «пунктик» у большинства продвинутых родителей!), сколько вообще к жизни. Единственное, что беспокоит Татьяну, — реакция старших членов семьи на недостаточные, по их мнению, успехи своего чада. — Ребенка надо постоянно поддерживать, ободрять, не требовать от него быстрых результатов, — поясняет Романенко. — Придет время — разыграется. Главное — научить его ответственно относиться к каждому занятию. Только систематичность и регулярность тренировок приведут к желанной победе. Н шахматном отделении ДЮСШ № 4 сегодня занимаются 59 ребятишек. К каждому возрасту (а самые младшие еще ходят в детский сад!) у преподавателя свой подход. — Конечно, в случае проигрыша не обходится без слез, — улыбается шахматистка. — Я не успокаиваю, а завожу конструктивный диалог: «Почему плачешь? Проиграл? А как надо было сходить, чтобы не дать сопернику возможности поставить тебе мат?». И начинаем разбирать партию вместе. Увлеченный сложной задачкой, ребенок вмиг переключается на умственную деятельность, тут же забывая о недавних слезах. Ттьяна Романенко уверена: шахматы должны быть обязательным предметом в каждой школе. Ей вторит советский педагог Василий Сухомлинский: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |