Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 37 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 29 марта 2011 года

Счастлив, что жил в эпоху Гагарина

   В Год космонавтики миасцы рассказывают о своей причастности к освоению Вселенной

   В редакцию газеты «МР» пришло письмо от подполковника в отставке, штурмана первого класса Леонида Александровича Дунаева, бывшего миасца, ныне проживающего в Саратове: «В канун 50-летия полета Юрия Гагарина в космос хочу предложить вам свои воспоминания на эту тему. Буду рад, если что-то понравится…» Сегодня мы публикуем отрывки из очеркаЛеонида Дунаева.

   На орбите — Лайка

   Кгда говорят о космосе, то на ум сразу приходят имена его первопроходцев — Сергея Павловича Королева и Юрия Алексеевича Гагарина. В своих воспоминаниях об освоении космоса Королев писал: «Луна, Марс, Венера… Созвездия близких и дальних Галактик. Мы говорим ныне о полетах в глубины Вселенной не на языке мечтателя-фантаста, а как о вполне реальной, доступной человечеству задаче».

   Шурм космоса начался в 1957 году, когда со стартовой площадки Байконура впервые поднялся в космос искусственный спутник Земли, созданный коллективом конструкторов во главе с Королевым. Позади остались мучительные часы, дни и месяцы раздумий, поисков, расчетов, испытания ракет и оборудования в Капустином Яре и Байконуре, а также изучение перегрузок в полете на примере подопытных животных: морских свинок, белок, собак.

   Нши меньшие собратья сыграли неоценимую роль в деле освоения космоса. До полета Гагарина там побывали 48 собак, 20 из них погибли во имя спасения жизни будущих покорителей космического пространства. Добрым словом нужно помянуть Рыжика, который первым испытал на себе посадку на Землю с парашютом; Лайку, впервые вышедшую на орбиту; Чернышку, благополучно сделавшую первый виток вокруг Земли и возвратившуюся обратно. А как встречали земляне Белку и Стрелку, которые совершили 18 витков вокруг планеты и тоже вернулись живыми!

   Праллельно с полетами и испытаниями ракет и космических кораблей с собаками на борту на Земле шла интенсивная подготовка первой группы будущих космонавтов, куда вошли только летчики.

   

   По 40 прыжков на сушу и на воду

   Ме посчастливилось наблюдать за их подготовкой в 1960 году в городе Энгельсе, где я проходил службу на авиабазе в качестве штурмана самолета дальней авиации.

   13 апреля на наш аэродром сел самолет, из которого вышли молодые летчики в кожаных куртках и бриджах, в меховых сапогах. Среди прибывших были А. Николаев, Ю. Гагарин, В. Лебедев, П. Беляев, Б. Волынов, Г. Титов, А. Леонов, П. Попович, В. Комаров, Е. Хрунов, В. Быковский. Группу встречали известнейшие мастера парашютного спорта во главе с Н. Никитиным, обладателем нескольких мировых рекордов, и в том числе по затяжному прыжку (падение с высоты 14500 метров без раскрытия парашюта).

   Вачале мы думали, что прибывшие собираются готовиться к очередному чемпионату мира по парашютному спорту. Тем более, что летчики действительно стали тренироваться в прыжках с вышек разной высоты, отрабатывали поведение при приземлении, а потом уже прыгали с вертолетов и самолетов на сушу и на воду. Рабочий день у них начинался ранним утром, затем завтрак и снова тренировки по плану. И так до конца мая.

   М, летный состав боевой части, также занимались по своему плану, но ежедневно виделись с ними в столовой трижды в день. Иногда доводилось повстречаться с этой дружной командой на прогулке по военному городку.

   Кждому летчику группы была поставлена задача совершить по 40 прыжков на сушу и на воду с различных высот и с затяжкой раскрытия парашюта. За прыжками мы наблюдали и ничего особенного в них не видели. Уже гораздо позже поняли, что прыжки их намного сложнее тех, что совершали мы.

   

   Космос манил и предостерегал

   Кконцу мая летчики выполнили задания по прыжкам, получили звания и значки «Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС». Вскоре группа вернулась в Москву, а спустя время по радио объявили, что на орбиту Земли вышел гражданин СССР, уже не старший лейтенант, а майор Юрий Алексеевич Гагарин — наш Юра.

   Кк мы радовались и гордились достижениями советской науки и техники, талантом и мужеством простого русского парня Юрия, поднявшегося в космос и парившего в невесомости Вселенной! Космос манил к себе, но и предупреждал, что готовиться к полетам надо тщательно. Это почувствовал на себе Юрий Гагарин, наблюдая на стеклах жаропрочных иллюминаторов капли огненной плазмы от сгоревшей обшивки кабины. К счастью, жизни космонавта-пионера ничто не угрожало: талантливые советские конструкторы создали надежную тепловую защиту на корабле. И хотя за бортом космического корабля при вхождении в воздушное пространство Земли температура достигала 10 тысяч градусов, в кабине все было нормально.

   Псле успешного старта в космос летному составу нашей эскадрильи была поставлена задача быть готовыми к поиску космонавта после приземления, так как планировалась посадка в нашем районе. Никто не мог гарантировать, что полет пройдет в штатном режиме. Но все обошлось благополучно, советская техника не подвела. Гагарин приземлился недалеко от аэродрома, и нашему экипажу лететь на его поиски не пришлось.

   

   Начальство не обиделось

   Вкоре после его приземления туда прилетели вертолеты, забрали Юру, кабину и привезли на авиабазу. Помню, как в светло-синем комбинезоне вышел первый космонавт Земли, в окружении группы сопровождения прошел на КПП аэродрома, оттуда позвонил в Москву и доложил генсеку ЦК КПСС Н. Хрущеву об успешном выполнении полета. На машине его доставили в штаб воинской части, где космонавт вторично разговаривал в Москвой.

   Весте с друзьями по службе я подъехал к спускаемому аппарату. Он представлял собой шар диаметром более двух метров с входным и парашютными люками и тремя иллюминаторами, на которых застыли капли плазмы. Внутри кабины чисто. Система связи, управления и контроля в исправном состоянии. Здесь же — питание космонавта в виде тубов, похожих на тюбики зубной пасты, но размером побольше. Признаюсь: мы не утерпели и попробовали космическую пищу на вкус.

   Нстроение было такое, будто мы тоже причастны к этому уникальному полету. Ну а в гарнизоне первого космонавта встречали все жители городка. Все так ликовали и радовались, что уронили два металлических пролета забора возле штаба части. Но начальство не обиделось…

   

   Отдавая дань подвигу

   Пзже мне пришлось еще раз прикоснуться к событиям, связанным с космонавтами гагаринского набора. В 1967 году на завершающем этапе посадки на Землю из-за нарушения работы парашютной системы трагически оборвалась жизнь замечательного космонавта В. Комарова. Летный состав авиагарнизона венгерского города Папа обратился к правительствам Венгрии и СССР с просьбой разрешить установку обелиска в честь Комарова. Мне довелось вместе с дочерью космонавта и группой советских авиаторов присутствовать на открытии памятника, где венгры, отдавая дань подвигу космонавта, говорили много теплых и благодарных слов в адрес советских конструкторов и покорителей просторов Вселенной.

   Ясчастлив, что родился и жил в великой стране, идущей в авангарде прогресса человечества. И только об одном сожалею: что когда-то великая держава превратилась нынче в сырьевой придаток Запада.



назад


Яндекс.Метрика