свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
2 | ||||
Четверг, 13 января 2011 года | ||||
Год учителя должен быть веком Новый начальник управления образования Оксана Мигунова рассказала о том, чего ждать нашим педагогам Миасские школы в этом году испытали переход на новую систему оплаты труда, новую систему аттестации и теперь переходят на новую систему управления. — Оксана Владимировна, как известно, уходящий год был объявлен в стране годом учителя. Значит ли это, что он кардинально изменил отношение общества к педагогам? — Недавно, выезжая из Челябинска в Миасс, я увидела лозунг: «Год учителя должен стать веком». Действительно, год — срок очень скромный, за это время не удалось выполнить те цели, которые изначально определялись. Если говорить о плановых мероприятиях, да, они были реализованы. На уровне только нашей области проводилось немало учительских конкурсов, конференций, иных мероприятий по обмену опытом. Что касается смены отношения к учительству со стороны общества, я бы не сказала, что это произошло. И все же первые шаги делаются. — Достаточно сказать, что около половины бюджетных расходов нашего городского округа в 2011 году направлено как раз на образование... — Расходы будущего года почти соответствуют расходам нынешнего. Разве что на следующий год из муниципальной казны образованию добавили 10 миллионов. Из них 3,6 миллиона рублей — на обеспечение в первую очередь противопожарной безопасности, 1,6 миллиона — на ремонтные работы, хотя наши реальные потребности в этом направлении составляют около 63 миллионов, остальное — на реализацию национального проекта «Образование». Наш город по этим показателям был пятым по области с конца. Ситуация должна в корне измениться. В наших планах, например, — создание единой электронной системы управления муниципальным образованием. — В рамках области было выбрано именно такое направление развития? — Да, первое направление — информатизация образования, второе — развитие робототехники и лего-конструирования. Здесь я должна сказать, что, конечно же, бюджет городского округа не в состоянии потянуть все те расходы, которые необходимы для нормального функционирования системы образования в Миассе. В немалой степени мы рассчитываем на средства из областного и федерального бюджетов. Ведь национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает создание современных учебных заведений, оборудованных по последнему слову техники. Оень многое удалось сделать в рамках областной программы по развитию дошкольного образования. Уже внесены в план по финансированию завершение ремонта и оборудования детского сада № 98 в машгородке. В дальнейших планах — строительство детских садов в микрорайоне Комарово и в старой части Миасса, в районе площади Революции, с. сыростан, пос. атлян. Решен вопрос и с помещением для детского сада на ул. Вернадского, 1а. Так что работа идет. — Бюджет следующего года принимали депутаты. Как вам работается с депутатским корпусом? Есть ли понимание? — Я в последнее время часто посещала заседания депутатских рабочих групп и комиссий и вижу не наигранную, а настоящую заинтересованность народных избранников в решении проблем школы. Это проявилось и при формировании бюджета на следующий год. Другое дело, что наши потребности исчисляются даже не десятками миллионов, а куда большей суммой… Депутаты инициировали рассмотрение вопроса об увеличении надтарифного фонда оплаты труда для работников детских садов. Кроме того, четыре миллиона так называемых депутатских денег направлены образовательным учреждениям города для ремонта отопительных систем, оборудования… — Вы упомянули, что потребности в ремонтных работах высоки. А можно узнать где именно? — При главе администрации создана рабочая группа, куда входят руководители соцсферы, специалисты комитета по строительству, управления ГО и ЧС. Цель — определить объекты соцсферы, которые нуждаются в срочном ремонте. Весь следующий год уйдет на обследование зданий. С 2012 года начнется реализация этой программы. Пока могу сказать, что ситуация с состоянием зданий многих школ и детсадов далека от идеальной. — Не могу не задать вопрос о переходе на новую систему оплаты труда педагогов. Как этот процесс пережили наши школы? — Каждый регион при переходе на новую систему оплаты труда идет по пути проб и ошибок. Несмотря на их неизбежность, зарплату в сфере образования все получают стабильно. Миасский городской округ сложен тем, что здесь есть крупные школы, такие как № 16, и есть, к примеру, школа № 3, где всего чуть более 200 учащихся. Действительно, в этой ситуации существует риск, что фонда оплаты труда в школах с небольшим количеством учащихся может не хватить. Ршение вопроса — в создании из маленьких школ филиалов школ крупных. У нас уже устиновская школа № 33 является филиалом школы № 13. Детский сад в Хребте, который нам все никак не может передать Южно-Уральская железная дорога, считается филиалом садика в Сыростане. Видимо, появятся и новые филиалы. Ткже я бы хотела подчеркнуть, что переход на новую систему оплаты труда не следует рассматривать как механизм увеличения зарплаты педагогов. Скорее, это другой механизм ее расчета, где 60 процентов составляет базовый оклад (в детсадах — 73 процента), а 40 процентов — стимулирующая часть (в детсадах — 27 процентов). Стимулирование идет за подготовку победителей олимпиад, за работу в коррекционных классах и так далее… — И все же некоторые учителя даже не малокомплектных школ Миасса считают, что в зарплате после перехода на новую систему оплаты труда потеряли. Что на это скажете? — Значит, там, скорее всего, неверный механизм расчета. Руководители учреждений образования должны за такими вещами следить. С переходом на новую систему оплаты труда объем работы должен остаться прежним. — Учительский и воспитательский труд в России почему-то не в пример развитым странам мира оплачивается очень скромно. Положительные моменты в плане оплаты труда работников образования вообще-то просматриваются или нет? — Не хотелось бы понапрасну обнадеживать. Пока ответа нет, но я думаю, что положительные изменения будут. Уже и так существует система вручения педагогам грантов губернатора и Президента РФ, хотя это единовременные выплаты. Конечно, педагоги получают мало, и это влияет на престиж профессии. Молодые специалисты в более выгодном положении: они получают 40 процентов доплаты. И тем не менее молодые кадры приходят и не задерживаются. Сегодня средний возраст миасского учителя — 45 лет. На мой взгляд, не все гладко и с подготовкой специалистов. Особенно тревожит ситуация в начальной школе. Учителя-стажисты рано или поздно уйдут, а чему может обучить малышей специалист, если он сам диктант пишет с ошибками? Поэтому престиж профессии нужно срочно поднимать. — Вероятно, и система обучения учителей нуждается в реформировании? — Система аттестации учителей тоже меняется. Аттестацию должны будут проходить все учителя. Каждый должен иметь характеристику, что соответствует занимаемой должности. Это касается и его теоретической подготовки, ведь информация по любому предмету устаревает каждые пять лет, и учителю нужно постоянно развиваться как предметнику. Аттестация касается и оценки его личных качеств. Поэтому первый этап аттестации — это сбор мнений родителей, коллег, ребят в отношении того или иного учителя, потом посещение открытых уроков и так далее… — Ну и нельзя не упомянуть о переходе учреждений образования в учреждения нового статуса — в муниципальные автономные, муниципальные казенные или муниципальные бюджетные. На какой стадии сейчас реформирование? Какие школы, например, решили стать автономными? — Первыми ласточками, которые получат статус муниципальных автономных учреждений (МАУ), будут прежде всего крупные школы — № 4, 10, 16, 20 и 21. Пока для смены статуса не разработана нормативно-правовая база. В этом году ее разработают, примут типовой устав, определят муниципальные задания, и уже с января 2012 года они будут выполнять муниципальное задание по образовательным услугам в качестве МАУ.
Марк КОРЮКОВ.
|
назад |