Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 135 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 18 ноября 2010 года

Загадки старого вокзала

   

   Один из вопросов краеведческой фотовикторины «Семь чудес Миасса», объявленной нами в преддверии Дня города, касался старого вокзала и горной породы, которая использовалась при его строительстве. В вопросе содержался некий подвох, который мы (уж извините!) использовали сознательно.

   Кто отзовется?

   Дло в том, что в сознании обычных миасцев, не специалистов в области минералогии, прочно укрепилась следующая информация: первое — вокзал построен из миаскита, второе — это настолько редкий и, видимо, дорогой минерал, что американцы были не прочь купить старое здание. Эти сведения знакомы нам с детства, и вряд ли кому-то хоть раз пришло в голову усомниться в их правдивости.

   Рботники городского краеведческого музея, любезно согласившиеся помочь редакции в составлении викторины, сразу предупредили нас о том, что при строительстве вокзала на самом деле использовался не миаскит. Но мы, подумав, все же оставили вопрос в таком виде, в каком он был опубликован, и стали ждать: а вдруг кто-то из горожан захочет поправить нас?

   

   Академик сказал: «Миаскит!»

   И представьте, дождались! На прошлой неделе в редакцию заглянула кандидат исторических наук автор многих научных и научно-популярных работ об Ильменском заповеднике, природе и людях нашего края Людмила Аркадьевна Буторина. Она не только указала на неточно сформулированный вопрос, но и рассказала, откуда взялась легенда о миаските. Попробуем выстроить эту историю хронологически.

   1829 год. Крупнейший минералог первой половины XIX века Густав Розе, сопровождавший академика Гумбольдта в его путешествии по России, совершил двухдневную экскурсию по Ильменским горам, а 13 лет спустя опубликовал ее результаты, включившие описание 20 ильменских минералов, в том числе совершенно до этого неизвестных. Породу, из которого сложены Ильменские горы, Розе назвал миаскит.

   1897 год. Участники VII сессии Международного геологического конгресса отправляются на экскурсию по Уралу и посещают Ильменские горы. Профессор Горного института, директор Геологического комитета России Александр Карпинский показывает иностранным гостям серый в крапинку камень: «Господа, посмотрите на эту породу из семейства нефелиновых сиенитов. Впервые открыта в Миассе и называется миаскитом».

   1912 год. На миасский вокзал приезжает академик Александр Ферсман, восторгается видом станционного здания, а позже, вспоминая свой приезд, в книге «Самоцветы России» пишет: «В Миассе нас встретил вокзал из миаскита».

   Кнец 70-х — начало 80-х годов. Сотрудники Ильменского заповедника затевают разговор о вокзале и задаются вопросом: из какого карьера были взяты блоки миаскита для строительства такого большого здания? Чтобы найти ответ, доктор геолого-минералогических наук Борис Чесноков откалывает кусочек камня от здания станции, кладет под микроскоп и…

   

   Американцы? Миф!

   А далее предоставим слово Людмиле Аркадьевне Буториной:

   — Борис Валентинович увидел под микроскопом кварц, который является составной частью серого гранита, и понял, что великий Ферсман ошибся. И здесь нет ничего удивительного: миаскит (геологи называют его нефелиновый сиенит) и серый гранит легко спутать, с виду они абсолютные близнецы. Так была разоблачена легенда о вокзале из миаскита. А якобы имевший место факт, что американцы собирались выкупить наш вокзал, тоже неправда. Подобные разговоры возникли, видимо, в связи с имеющимся в Ильменах огромным разнообразием радиоактивных минералов.

   

   Нераскрытая тайна

   Н этом загадки старого вокзала не закончились. В конце 80-х годов юные геологи из ЦДЮТиК вместе с руководителем Ириной Егоровой заинтересовались, какой все-таки гранит использован для строительства станционного здания. С помощью научного сотрудника института минералогии УРО РАН Альфреда Баженова ребята исследовали и сравнили составы местного гранита и вокзального. Они оказались разными. И снова встал вопрос: так откуда же в таком случае был привезен камень?

   Ппытки Людмилы Буториной отыскать архивные документы, в которых говорится о строительстве миасского вокзала (возможно, там как раз указана и родина серого гранита, и фамилия архитектора), успехом пока не увенчались. По всему видно, старое здание еще не готово раскрыть свою последнюю тайну…

   


Наталья Воробьева.



назад


Яндекс.Метрика