![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
125 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Четверг, 28 октября 2010 года | |||
![]() |
Крепкие корни
кто хранит память о своих предках». Алексий II. В юности мы все космополиты. Но проходят годы, и неизвестно откуда появляется нестерпимое желание узнать, кто ты таков, из какого роду-племени происходишь, кем были твои далекие предки. Любой из нас, в общем-то, вправе заявить, что происходит из древнего рода, и не ошибется, так как любой род ведет свое начало из глубины веков. Но каждый ли сможет подтвердить свои слова какими-то историческими фактами, семейными легендами, ссылками на рассказы живших и живущих ныне родственников?.. Не уверена. Рудольф Насыров — ведущий научный сотрудник института минералогии УРО РАН, руководитель научно-исследовательской лаборатории ЮУрГУ — точно сможет. Среди предков — Салават Юлаев П словам Рудольфа Насырова, интерес к собственной родословной возник лет десять назад, когда его братья сумели возродить существовавшую у башкир традицию — праздник рода. Каждую вторую субботу июня родственники со всей России собираются в деревне Кулуево, заказывают поминальный молебен, делают пожертвования мечети. — Раньше я был далек от исторических подробностей, — признается Рудольф Шарафович. — Но проснулось любопытство, стал интересоваться и, признаться, узнал много неожиданного для себя. Сразу хочу предупредить, что сведения, которыми располагаю, могут быть не совсем точны, но мне рассказывали именно так, поэтому не судите строго. — Первый наш предок по имени Мукаш (1706 года рождения), по-видимому, проживал в Уфимской губернии. Потом по женской линии род Мукаша породнился с родом Салавата Юлаева, и случилось это так. Когда Салавата этапировали в Эстонию, весь род его переселили в Альмеево (в годы моего детства эта деревня называлась Шайтан-куддый, как и родовое поместье Юлаева). Моя бабушка по матери оттуда. А дед, скорее всего, из рода Мукаша, и личностью он был незаурядной. Крупный, более двух метров ростом, настоящий батыр. Будучи священнослужителем, он все свободное время отдавал национальной борьбе, был чемпионом уральского края. Говорят, до 1939 года его портрет висел в старом здании Челябинского краеведческого музея. А потом на Южном Урале произошло националистическое восстание, поднятое братьями Курмангалеевыми в ответ на отказ советской власти дать башкирам автономию. Предыстория такова: большевики просили башкир помочь подавить мятеж белочехов, те не отказали, помогли, но обещанной автономии не получили. (Повторюсь, к данной информации следует отнестись достаточно критично и проверить ее документально, так как за давностью времени она приросла, вероятно, определенной долей народной фантазии). Всстание подавили, братья Курмангалеевы бежали, один из них обосновался в Японии, в 1936 году вернулся в Россию. Его арестовали, пытали и, не выдержав пыток, он назвал имя деда как одного из тех, кто был в курсе готовящегося мятежа. Н самом же деле было так. Деда в округе очень уважали, зачинщики просили его примкнуть к мятежникам в надежде, что за ним пойдет народ. Однако услышали в ответ: «Я священник и не буду участвовать в братоубийстве. Вас не выдам». …В 1937 году деда забрали в Челябинск и бросили в глубокую бетонную яму размером 1,5 на 1,5 метра, внизу матрас, сверху решетка. Раз в день давали тарелку похлебки. Спустя 15 месяцев родственникам разрешили забрать его. Как рассказывал дядя, дед весил всего 46 кг (вместо 150!) и был настолько невесом, что сын перекинул его через плечо и донес до дома. Вскоре деда не стало…
Воспитан Красной армией Окуда ведет начало отцовский род? Эту линию братья пока глубоко не изучали, но один пожилой человек на встрече в Куйсарино рассказал мне следующую историю. В начале 1600 годов сюда прибыли татары, бежавшие от Ивана Грозного, и образовали три деревни — Куйсарино, Куянбаево и Сагитово. Дд по папиной линии был красноармейцем, его старший брат — комиссаром отряда, позже начальником Аргаяшского кантона. Когда деда убили, моему отцу было года три, и комиссар взял его к себе на воспитание. Еще один интересный факт: третий брат в 16 лет ушел к белогвардейцам, прельстившись шашкой и широким желтым ремнем. Комиссар поймал его, выпорол, сломал шашку, перерубил ремень и приказал: «Марш домой!»
Жить по законам рода Рдители мои жили в 30 км друг от друга, от Куйсарино до Аминево на коне можно было за день добраться. Наверное, сватовство проходило в соответствии с нашими традициями, но об этом мне ничего неизвестно. Зато мы с женой ездили на днях сватать сыну невесту. У меня глубокое убеждение: китайцы существуют пять тысячелетий только потому, что свято чтут свою культуру и традиции. Вот и мы в семье пытаемся жить в согласии с законами рода. Псле знакомства с родителями невесты провели свадебный башкирский религиозный обряд (похоже на венчание у русских). Мулла прочел суру из Корана, известил Господа о создании новой семьи, спросил у молодых и у родителей, согласны ли. Потом хороший обед, чаепитие. Молодым выдали документ о заключении брачного союза. Но светскую свадьбу тоже справим. Все это останется в памяти и, может быть, будет способствовать сохранению семьи на долгие годы. Кких-то особенных традиций, отличных от русских, у башкир нет. То же самое почитание старших, забота о детях. Но вот, скажем, неумеренное потребление спиртного у нас не принято. Самые крепкие напитки у башкир — буза и кумыс. Не скажу, что я непьющий, на свадьбе сына выпью за здоровье молодых, но в той мере, в какой буду выглядеть интеллигентно.
Назвали в честь героя Врнусь, однако, к родителям. Жизнь моего рода, начиная с дедов, всегда была связана с репрессиями. Не обошла участь сия и отца. Будучи достаточно образованным для своего времени (окончил техникум), он получил бронь и работал во время войны на ЧТЗ сменным мастером в кузнечно-прессовом цехе. В день, когда я появился на свет, на заводе произошла крупная авария, цех взорвался. Мама, узнав об этом, сильно переживала и даже забыла, что новорожденного надо регистрировать (в те времена регистрировали прямо в больницах). Пожилая медсестра предложила назвать малыша Рудольфом в честь геройски погибшего на фронте ее сына-солдата — мама согласилась. Кгда отца откопали из-под завалов, он сбегал в роддом, вернулся счастливый, рассказал про сына. Начальник цеха был неприятно удивлен: «Назвали немецким именем? Нехорошо!» По его наущению отца попытались избить, получили неожиданный отпор и подали в суд. Из тюрьмы его вытащил все тот же начальник, который не смог справиться с делами в цехе. Псле войны наша семья уехала в Куйсарино, но через полгода отца снова арестовали, приписав растрату (он был кладовщиком зерносклада). Сидел в Карабаше. Повезли в Магадан, а на пересыльном пункте в Иркутске перед медкомиссией старый башкир посоветовал отцу, как избежать ссылки, в результате чего врачи определили тахикардию. в Магадан отца не повезли, а в 1953 году он вышел по амнистии.
Не нотацией, а примером Мстер на все руки, плотник, столяр, отец всему научил и меня. Окончив восьмой класс, я собственноручно за лето соорудил пристрой к дому (окна, двери, полы, потолки, крышу — все сам!), только печку дядя сложил. Жизнь не была легкой, зато теперь мне ничего не страшно. Выкинь в глухую тайгу, дай топор — не пропаду. Сн умеет делать практически то же, что и я. Специально не учу, потому что у нас с женой есть принцип — воспитывать не нотацией, а примером. Думаю, это самый действенный способ. Когда сын работал на строительстве ледового дворца в Челябинске, мастер удивился: «Ты же городской, почему все умеешь? Я набрал деревенских парней, а они даже не знают, как лопату держать!» Приятно слышать.
Новые открытия Итерес к истории рода, к национальным традициям, к родному языку усилился после знакомства и тесного общения с руководителем ансамбля «Уралым» Альбертом Баяновичем Рахимовым. Стал покупать словари, пытаюсь читать по-башкирски. Увлекся топонимикой и, надо сказать, массу открытий для себя сделал. Например, по поводу толкования слова «Миасс». «Мий-я» на старобашкирском означает болото. «Мий-я-эссю» — болотный водопой. Пас башкир стадо, а на водопой вел к реке, которая течет по распадкам, в болотистой местности. Ии возьмем Тургояк. Каких только толкований не придумали! Иной раз обидно становится за нашу безграмотность. А все просто. У русских гостей приглашали в красный угол, у башкир тоже. «Турге-як» — красный угол, украшенная сторона, а второе значение — возвышенность. Озеро полностью отвечает этим значениям: во-первых, красивая сторона, а во-вторых, чисто географически уровень зеркала Тургояка выше уровня реки Миасс. И причем тут «стоп, нога», спрашивается?..
Всему свое время А Сыростан?.. Брат рассказал, что там когда-то было урочище нашего прапрапрадеда. У него есть документ, подтверждающий факт продажи урочища казакам, где перечислено, сколько хомутов, вожжей, фунтов чая, мешков сахара, топоров, литовок пришлось выложить за эту землю. По-башкирски «сарыстан» — желтый стан. Там до сих пор растут лиственницы, которые каждый год окрашивают долину в желтый цвет. Но там же течет река, место сыроватое, а потому спустя какое-то время казаки стали называть станицу Сыростан, это понятней. Ктати, деды мои со стороны отца имели сельхозугодья в районе Миассово. По весне пригоняли сюда из Куйсарино скот, все лето пасли, заготавливали лес на строительство. По этому поводу люблю пошутить, что приехал сюда жить из Свердловска не случайно, а на родовые земли. Н скажу, что сын и дочь, оба студенты, интересуются нашей родословной так же, как я и мои братья. Но я их не тороплю. Всему свое время. Когда-нибудь и им захочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью большого рода, осознать свою связь с историей. Эти знания помогут сформировать осмысленное уважение к ушедшим поколениям, к себе и к потомкам, научат по-доброму относиться друг к другу. Сегодня уже никто не спорит с тем, что без трепетного отношения к истории рода невозможно сохранить традиционные ценности — семью, веру, духовность. Не зря гласит башкирская поговорка: «Незнание своей родословной до седьмого колена — признак сиротства».
Наталья КОРЧАГИНА.
|
назад |