свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
121 | ||||
Четверг, 21 октября 2010 года | ||||
Кто завтра встанет к станку? Систему профессионального образования ждут перемены 70 лет назад был подписан Указ «О создании системы профессионального образования», так что нынешний год для профобразования — юбилейный. Как оно живет сегодня? Каких перемен ждет? Об этом наш разговор с директором ПУ-49 Владимиром ЧЕРКАСОВЫМ. Профиль сохранили П словам Владимира Михайловича, в советские времена в ПТУ существовали прекрасные традиции. Например, шефство базовых предприятий над будущими молодыми рабочими, в результате которого из стен учебного заведения выходили хорошо подготовленные специалисты, твердо стоящие на ногах и нужные народному хозяйству. Спереходом страны на новые экономические рельсы система государственного заказа дала сбой. Чтобы выжить, профтехучилища вынуждены были менять профиль, открывать новые специальности, которые привлекали молодежь. К сожалению, никто не просчитывал, какое количество бухгалтеров, делопроизводителей, пользователей ПК страна была в состоянии обеспечить работой. Происходило насыщение рынка ненужными кадрами. Вэтих условиях не каждое ПТУ смогло приспособиться к изменившимся условиям и сохранить свой профиль. Училище № 49, специализирующееся на строительных специальностях, сумело. Стали готовить обмотчиков элементов электромашин для завода «Миассэлектроаппарат», поваров для треста столовых, сварщиков для завода КПД и таким образом вписались в непростые рыночные условия, а полученный опыт пригодился в дальнейшем.
Новшеств не боимся Сгодня ПУ-49 все так же готовит строителей. Более того, созданы учебные мастерские по обучению новой современной профессии – мастер сухого строительства. Н протяжении многих лет училище ежегодно принимает на первый курс более 200 человек. Почему сюда идут? Да потому, что мир слухами полнится, а о том, какие сильные здесь спортивные команды, с каким уважением относятся к подросткам мастера, как интересно учиться, разговоры в округе не смолкают никогда. Ите традиции, о которых в большинстве профессиональных училищ уже подзабыли, здесь тщательно берегут — дружба с предприятиями-шефами, выезды на сельхозработы, обучение детей-сирот. Но, сохраняя и уважая наработанный десятилетиями опыт, педагогический коллектив не чурается новшеств. ПУ-49 было одним из немногих в области, где в 2007 году в рамках проекта «Образование» открылся ресурсный центр, предусматривающий долевое участие области и предприятий, заинтересованных в высококвалифицированных специалистах. На полученные средства закупили новое оборудование, станки для столярной мастерской, инструменты.
Впереди реформа Сгодня Челябинский регион приступает к реформе отечественной системы профтехобразования. В чем ее суть? Татить огромные средства на обучение низкоквалифицированных специалистов невыгодно. Училища нужно либо закрывать, либо присоединять к техникумам в качестве филиалов и структурных подразделений. За счет высвобождения ресурсов появится возможность модернизировать оборудование в автономных учреждениях профобразования и создать на их базе учебно-производственные участки по типу ресурсных центров, организовать высокотехнологичные рабочие места, обучать детей на современном оборудовании, и, в конечном счете, готовить высококвалифицированные кадры. Отимизация заведений профессионального образования будет проводиться с учетом мнения местных властей, промышленных предприятий и организаций. Это позволит готовить рабочих и специалистов, ориентируясь на потребности конкретной территории.
И техникум, и училище Еть, правда, еще один вариант реорганизации: училище может повысить свой статус до учреждения среднего профобразования. Как утверждает Владимир Черкасов, ПУ-49 нацелено именно на это: — Семь лет назад на базе нашего училища открылся филиал Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа, мы выпускали специалистов среднего звена по трем профессиям: техник-строитель, технолог общественного питания и технолог швейного производства. С появлением новых требований филиал был закрыт. Мы намерены направить письмо в наше министерство с просьбой перевести нас по ряду профессий на уровень среднего образования. Если просьбу удовлетворят, мы начнем заниматься разноуровневой подготовкой. Молодой человек с начальным профессиональным образованием, не выходя из этих стен, сможет получить и среднее, техникумовское. Город нас в этом стремлении поддерживает.
Вернуть престиж Ивсе-таки при неплохих перспективах директора училища многое беспокоит в современной системе профтехобразования. В первую очередь отсутствие на уровне государства четкой, конкретной программы подготовки специалистов, а также утрата престижа рабочей профессии. — Почему во главу угла ставят сегодня высшее образование? В западных странах хороший рабочий ничем не хуже инженера, а зарплата у него еще и повыше, — горячится Владимир Михайлович. — И работа всегда есть, в отличие от выпускников институтов. В повышении престижа рабочей профессии тоже нужна продуманная политика, в которую обязаны включиться предприниматели, руководители предприятий и СМИ. А иначе кто через несколько лет встанет к станку?.. Уы, Владимир Черкасов прав. Российская экономика испытывает острейшую потребность в квалифицированных рабочих кадрах. По данным Роструда, в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. При этом средний возраст российского рабочего — 53 года. И если не принять мер, встать к станку будет действительно некому…
Елена Александрова.
|
назад |