Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 119 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 16 октября 2010 года

Куда уходит детство

   В Миасском краеведческом музее — новая экспозиция

   Трудно сказать, кого больше порадует новая выставка «Игра в куклы» — миасских ребятишек или мам и бабушек. Первые увидят, чем играли их ровесники 100 лет назад, вторые с удовольствием окунутся в мир детства.

   Дтство безвозвратно уходит от нас, но остается жить в игрушках, которые на протяжении многих лет были нам верными друзьями, не предавали, не обижали. С ними было не страшно, если мама вдруг задерживалась на работе. С ними было не скучно, если приходилось лежать в кровати с больным горлом в ожидании врача. Они терпели, когда мы, утащив у мамы ножницы, делали им модные стрижки. Они не плакали и не звали на помощь, когда им делали уколы. Зато от души радовались обновкам в виде старых тряпочек, которыми мы их обматывали, собирая на кукольный бал.

   Укаждой женщины есть что вспомнить о своих любимицах. И эти милые сердцу воспоминания накрывают тебя с головой, как только перешагиваешь порог зала, где разместилась выставка «Игра в куклы» из частного собрания Марины Беляковой, (г. Санкт-Петербург).

   П словам хозяйки, коллекции уже 40 лет, состоит она из 750 экспонатов, причем помимо кукол в нее входят машинки, заводные механические игрушки, мебель, посуда и прочая игрушечная атрибутика. Экспозиция составлена так, что можно проследить историю куклы с конца XIX до конца XX века. Но самое интересное заключается в том, что каждый предмет имеет свою маленькую историю.

   Смые роскошные куклы, бесспорно, немецкие, выпущенные фабрикой «Арман Марсель», с фарфоровым лицом. Они были настолько дорогими, что даже детям из царской семьи попадали в руки только по праздникам. Зато царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол своими руками. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным мягким нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами.

   Вколлекции представлено несколько кукол фабрики «Арман Марсель», одну из них, по имени Соня, владелец во время гражданской войны выменял на мешок муки.

   Рдом с красавицей немкой в соседней витрине выставлена Октябрина, не блещущая красой и богатством наряда, но являющаяся зеркалом своего времени: строгий прямой взгляд, никакой вычурности, стрижка каре. Сотворили ее в артели (артелям пришлось заняться производством кукол после того, как в начале 20-х годов игрушку объявили буржуазным пережитком).

   Ели бы куклы умели говорить, они поведали бы нам драматические истории, связанные с событиями военного времени. Шоколадная Леночка — свидетель ленинградской блокады. Уже после ее окончания врачу-невропатологу, работающему в клинике, в течение долгого времени пришлось откладывать полученные по карточкам дольки шоколада и, когда их накопилось достаточно много, поменять редкую по тем временам сладость на «подружку» для своей маленькой дочки. Куклу Катю Марина Сергеевна приобрела на блошином рынке в Варшаве у одинокой старушки, которая рассказала, что любимица пережила вместе с ней оккупацию и чуть не угодила на принудительные работы в фашистскую Германию. Но, безусловно, самая невероятная история у пупса-негритенка немецкой фирмы «Камэр и Рейнхальд». Его нашел на развалинах Берлина советский солдат и привез в подарок дочери в Ростов.

   Седи многочисленных экспонатов — симпатичный целлулоидный пупсик Кьюпи, выпущенный в США в 1913 году; кукла Лиза, принадлежавшая семье Владимира Немировича-Данченко; плюшевый кот в сапогах, сшитый в 1942 году простой русской женщиной для ребенка; чопорная англичанка в розовом платье. Есть кукла, история которой отчасти напоминает сюжет новеллы О. Генри «Последний лист»: стараясь поддержать тяжелобольного ребенка, врач показал ему большую красивую куклу и пообещал подарить, если тот сумеет выздороветь. Малышке так хотелось иметь это чудо в кружевном платье, что случилось невероятное — болезнь отступила.

   Ирушечную экспозицию удачно дополняют старинные фотографии, изображающие детей той эпохи, а также знаковые предметы быта. Например, рядом с куклами 60-х годов стоит стеклянная молочная бутылка в нитяной авоське.

   Кк сообщила Марина Сергеевна, выставка продлится до 15 ноября, а потом снова в дорогу, чтобы радовать больших и маленьких жителей России и ближнего зарубежья.

   Рботники Миасского краеведческого музея горят желанием собрать у себя подобную коллекцию. Так что, дорогие земляки, если есть желание внести лепту в будущую экспозицию, милости просим в музей вместе с друзьями детства, которые, возможно, хранятся у вас на чердаке или в старых бабушкиных сундуках. Поверьте, здесь им будет намного лучше, веселее, комфортнее!

   


Наталья КОРЧАГИНА.



назад


Яндекс.Метрика