Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 117 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 12 октября 2010 года

Третье дыхание

   Учитель школы № 53 Флюра Ветлина: всегда вперед и в гору

   В начале 80-х, проезжая мимо Новоандреевской школы, окна которой отсвечивали золотом в лучах заходящего августовского солнца, молодая учительница сказала сестре: «Я хочу работать здесь!» Желание было настолько сильным, что в ближайшее время сбылось. Впрочем, эта женщина достигает всего, чего захочет. А хочет она многого…

   Кто ищет, тот найдет

   Празительный все-таки человек Флюра Ашрафовна Ветлина. Знакома я с ней несколько лет, а до конца узнать никак не могу, настолько многогранен ее талант и разнообразны интересы — от истории мотоцикла и рэперского движения до деятельности Ильменского заповедника в годы войны и традиций природопользования у башкир.

   Пказателен в этом смысле такой эпизод. Демонстрируя постоянно действующую в школе № 53 фотовыставку работ Александра Мизурова, Флюра Ашрафовна подошла к одной из них: «А это моя любимая…» Разглядываю снимок мастера: сельская окраина, неяркая, пожухлая трава, древние, поросшие мхом валуны, невдалеке замершая в ожидании лошадь — и перепутье дорог.

   — Так и я, — поясняет с улыбкой учитель. — Всегда на распутье, всегда с вопросами в душе: чем еще займемся вместе с учениками? что нового узнаем? встречу с какими необычными фактами, книгами, интересными людьми приготовила нам судьба на этот раз?

   Спрошлого года в широкий круг ее увлечений (язык не поворачивается сказать обязанностей) вошло краеведение. Началось все с успешного участия воспитанников Флюры Ашрафовны в краеведческом конкурсе по истории Ильменского заповедника, а продолжилось школьным музеем. Оставим пока в стороне восстановление и значительное пополнение уже имеющихся экспозиций, в котором помимо школьников приняли участие клуб и библиотека.

   Граздо важнее, что неожиданно (неожиданно ли? кто ищет, тот всегда найдет!) всплыли новые интереснейшие темы для многоэтапных исследований истории села и его жителей.

   Тк, пролистывая книгу Василия Морозова «Город в Золотой долине», юные краеведы наткнулись на любопытную информацию: во время войны на Брянщине действовало крупное партизанское объединение в несколько тысяч человек, которым руководил рабочий Тыелгинского рудника Павел Шемякин. а в музее нет никаких сведений о нем. Тут же залезли в Интернет, отыскали факты, которые отчего-то не стыковались друг с другом, решили разобраться в этой истории, связавшись с архивами Брянской области.

   

   Захочу — узнаю все

   Каеведение — одно из новых увлечений, а вот экологией Флюра Ашрафовна занимается со своими воспитанниками на протяжении семи лет. Сказать, что она делает это успешно, — значит ничего не сказать, потому что об успешности принято судить по конечному результату, а он на данный момент таков: в лесотехнической академии Екатеринбурга учатся шесть выпускников школы № 53, в Чебаркульском колледже — один и двое уже окончили его. Иногда Ветлину спрашивают: «Зачем вы всех детей толкаете в лесники?», на что она спокойно отвечает:

   — Это сознательный выбор детей. Когда я начинаю привлекать их к работе, всегда говорю: «Мне неважно, будешь ты лесником или нет. Просто знай, что работа в школьном лесничестве даст тебе интересное общение и опыт работы головой, потому что, если захочешь написать толковую работу, надо будет перерыть кучу материала, выделить нужное, структурировать найденные факты, а кроме того, научиться оформлять научно-исследовательскую работу, делать презентацию и защищать ее. Все это вам в институте пригодится».

   Иони верят учителю, и идут за ним, и пишут работы, и побеждают в конкурсах различных уровней, и находят свое призвание. А педагог, кстати, от них не отстает, тоже участвует и побеждает, например, в областном конкурсе методических разработок по экологическому воспитанию.

   Сушаю Флюру Ашрафовну и не могу удержаться от вопроса: «Почему занимаетесь экологией? Ведь вы филолог!»

   — Приятно сознавать, что я многое могу, — признается педагог. — И даже иногда могу больше, чем специалист в той или иной области. Как-то прочитала, что в экологии (и не только в ней) чаще всего достигает успеха не предметник, потому что специалист воспринимает все как продолжение профессии и считает, что вряд ли обнаружит что-то неизвестное для себя. Я же штурмую новые вершины знаний вместе с ребятами, и каждый раз мы совершаем открытия, что вдохновляет на последующие исследования и поиски. Бывает, дети спрашивают: «Флюра Ашрафовна, ведь вы тоже не все знаете?» Да, говорю, но если захочу, то узнаю все, что мне нужно.

   

   Угомониться? Ни в коем случае!

   Ихочет, и узнает. А иначе просто не получится, потому что каждый день ученики подкидывают ей новые задачки на эрудицию.

   …«Хочу что-нибудь написать!» — «Чем увлекаешься?» — «Мотоциклами…» — «Хорошо, будем с тобой работать над историей байкерского движения!»

   …«Флюра Ашрафовна, я стихи пишу в стиле рэп!» — «Отлично! Давай-ка проанализируем это новое течение молодежной поэзии!»

   …И так далее, и тому подобное, и нет этому конца. Заходя в класс, она протягивает вперед руку, и на нее сыплются ребячьи флешки с набросками научных работ. Вечером все это будет проверено, а утром возращено детям с комментариями и советами для дальнейших поисков.

   Окуда берутся силы, время и желание заниматься исследованиями в столь разных областях?

   — У меня сейчас гораздо больше времени на учеников, свои-то дети выросли, — отвечает Ветлина. — Я могу заниматься тем, что мне интересно, а интересно на самом деле все. И возникает определенный азарт, а что я еще сумею? Может быть, пора уже успокоиться и начать считать болячки, как это принято делать на пенсии, но у меня другой девиз: «Надо жить, а не доживать!»

   — Вы, наверное, всегда были такой активной? Еще с собственных школьных времен?

   — Нет, это не так, я была старательной, училась хорошо, но в лидеры никогда не стремилась, — протестует Флюра Ашрафовна и рассказывает о своем детстве.

   

   Мы не манкурты

   Саршая дочь в многодетной семье Ибадулаевых, Флюра определилась с выбором жизненного пути в тот самый момент, когда увидела свою первую учительницу — спокойную, невозмутимую, поразительно красивую Полину Андреевну Лемзу, с пшеничного цвета косой, уложенной вокруг головы в виде короны.

   Дтские годы ее прошли в окружении шумной ватаги соседских ребятишек, среди них были и башкиры, и татары, и украинцы, и русские. С тех самых пор осталось в ней глубокое уважение к людям разных национальностей и их культуре. И именно оно не так давно проросло идеей создания татаро-башкирского центра.

   — Создание центра — слишком громко сказано, да и рано об этом пока говорить, — возражает Ветлина. — И, честно говоря, толчком для идеи послужила научно-исследовательская работа одного из моих учеников о традициях природопользования у башкир. Начали изучать материалы и пришли к теме национальных праздников. Так как башкиры — дети природы, то и праздники связаны с ней неразрывно. За нужными сведениями ездили в челябинский музей, разговаривали там с этнографом, общались с участниками татаро-башкирского ансамбля «Уралым», с краеведами ЦДЮТиК, с библиотекарями отдела национальной литературы.

   А потом нас познакомили с удивительным человеком, доктором наук Рудольфом Шарафовичем Насыровым. Он принадлежит к одному из башкирских племен, которые когда-то владели территорией, где сейчас расположился Миасс. От Рудольфа Шарафовича мы узнали невероятно много интересного: о том, например, что каждый год все Насыровы (около 70 человек) собираются на праздник рода, ходят в мечеть, делают пожертвования на добрые дела, готовят национальные блюда, танцуют, поют. Открыв рот слушали об одной из традиций миасских башкир: в день выгона скота на пастбище пастухи доезжали до небольшой скалы на территории нынешнего заповедника, которая была плоской и называлась Сковородкой. На Сковородке разжигали костер, молились, потом сметали со скалы угли и на горячих камнях пекли лепешки.

   П словам Флюры Ашрафовны, из разговора с ученым она наконец-то узнала историю происхождения необычной ухи, которую в ее семье всегда варила мама, передавшая рецепт дочерям: в уху, сваренную обычным способом, добавляли разболтанную яичную массу. Истоки это блюда лежат в башкирских традициях: в голодное весеннее время башкиры ловили рыбу, собирали яйца диких уток и варили суп, сытный и вкусный.

   — Флюра Ашрафовна, и все-таки, какие у вас планы в отношении создания центра? Для чего он нужен?

   — Если человек знает свои корни, он силен. Помните легенду о манкуртах, описанную Айтматовым в «Буранном полустанке»? Манкурт — пленный, превращенный в бездушное рабское существо, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своем родстве, равнодушного к своей национальной культуре. Когда ценишь свое, то начинаешь уважительно относиться и к традициям другого народа.

   Д недавнего времени было как-то не принято говорить о своей национальности, детей не учили родному языку. Я, к сожалению, тоже его не знаю, хотя понимаю абсолютно все. А в отношении возрождения традиций нами уже сделан первый шаг: впервые в истории села, где 10-15 процентов составляет татаро-башкирское население, нынче был проведен Сабантуй. А до этого мы со школьниками отмечали Каргатуй — башкирский весенний праздник встречи птиц (подобный есть и у татар, называется карга боткасы — «воронья каша»). Согласно преданиям в этот день женщины и дети выходили на берег реки, соревновались, варили кашу всех сортов, а остатки бросали птицам и кричали: «Ешьте, на следующий год еще угостим!»

   

   Куда путь держим?

   О общения с Флюрой Ашрафовной голова идет кругом: история, филология, экология, краеведение, национальная культура… Проект за проектом, мероприятие за мероприятием, конкурсы, фестивали, музеи, поездки. Куда дальше путь держим?

   — Каждый год заполняю лист достижений и вижу: ага, еще что-то новенькое освоила. Но один проект влечет за собой следующий, ниточка тянется дальше и дальше, а конца ее не видно. Сестра (тоже, кстати, учитель) говорит: «У тебя уже не второе, а третье дыхание открылось!» Мое глубокое убеждение: человек не стареет, меняется только его оболочка, а внутри мы такие, на какой возраст себя ощущаем. Груз лет меня совершенно не давит, я всегда иду вперед и в гору! А что там, за горой, покажет время.

   


Наталья КОРЧАГИНА.



назад


Яндекс.Метрика