![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
71 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Суббота, 8 июня 2002 года | |||
![]() |
БЕНЗИНОВЫЙ КАТАЛИЗАТОР Автозаправочные пистолеты готовы выстрелить по нашим кошелькам Нчало лета страна встретила новыми бензиновыми расценками. Власти лихорадочно заверяют, что подорожание носит сезонный характер (мол, активизировались после зимней спячки автовладельцы, плюс обычный всплеск потребления топлива во время весенней посевной), и что никаких потрясений не будет (дескать, общее состояние рынка достаточно стабильное). Например, позавчера министр финансов Алексей Кудрин успокоил россиян убаюкивающим заявлением: летом инфляция снизится, а ее годовой уровень не превысит запланированных 14 процентов. Чо-то подсказывает: не верь словам правителей, готовься к худшему. Взять, скажем, сообщение Госкомстата: за прошедшую неделю бензин подорожал в среднем по России на три с половиной процента. Скорее всего, Москва уложилась в среднестатистические данные. А окраины? Считайте сами. У миасских заправщиков от «ЛУКОЙЛа» и «Урал-нефти» цена литра самого ходового 92-го бензина взлетела с майских 8 руб. 40 коп. до 9.20. На рубль подорожали Аи-95 — до 10 руб. 50 коп. и Аи-76 — до 8 руб. 20 коп. за литр. П утверждениям специалистов, менять ценники владельцев автозаправок вынудили заводы-изготовители, которые с апреля подняли отпускные цены примерно на 15 процентов. А оптовики, в свою очередь, откликнулись на «инициативу» нефтяных компаний (им сейчас выгоднее гнать «черное золото» за рубеж, где высокооктановый бензин стоит примерно втрое дороже, чем у нас). К тому же, недавно правительство заявило о снятии ограничений на экспорт нефти, чем тут же воспользовались производители. А заодно нефтяные и бензиновые короли приступили к «выравниванию» внутренних и мировых цен, проигнорировав, по сути, «политику государственного регулирования тарифов на энергоносители». В итоге для владельцев АЗС доставка топлива стала выше себестоимости продукта. Естественно, работать себе в убыток никто не намерен... нализируя происходящее, следует заметить, что 24 мая Госдума приняла в первом чтении правительственные законопроекты по увеличению акцизов, одобрив, в числе прочих, повышение ставки на нефтепродукты аж на 45 процентов. Что при вступлении закона в силу означает автоматический рост цен на бензин. Ибо акциз — это налог, включаемый непосредственно в цену товара. Следовательно, рост акцизов немедленно сказывается на цене. И, похоже, наши «рыночники» тут же отреагировали на предстоящие изменения, грозящие очередным раскошеливанием, увы, не только автовладельцам. Дело в том, что бензин является чуть ли не самым главным катализатором инфляции, поскольку «топливная» составляющая входит в стоимость практически всех товаров, которые, как известно, надо не только выпустить, но и довезти до магазина... Н хотелось бы сгущать краски, но, похоже, для всех нас уже заложена мина замедленного действия. Автозаправочные пистолеты уже взведены, и «сезонная» бензиновая лихорадка — только начало неизбежного роста инфляции, повышения цен на все и вся... Подавливая акцизные законопроекты (что, впрочем, не составило особого труда, если вспомнить состав нынешней Госдумы — против предложений «Белого дома» проголосовали лишь 145 депутатов), правительство в последний момент решило подсластить горькую пилюлю и внести изменения: во-первых, региональные бюджеты получат из федерального бюджета «лишние» 4% поступлений от налога на прибыль. Во-вторых, будет введен региональный транспортный налог, что сулит автовладельцам очередные затраты... Кк выглядит на практике подобная забота о россиянах, мы можем судить на примере широко разрекламированного повышения зарплат бюджетникам в два раза. Помните, совсем недавно президент и правительство преподносили это как подвиг? А чем обернулось обещанное повышение для врачей и учителей? Бог с ним, что на деле их куцые оклады возросли не в два, а лишь в 1,8 раза. Увеличить же зарплату Москва повелела регионам, у которых год назад опять же секвестировали налоговые отчисления. И оказалось, что средств на местах — кот наплакал, чтобы увеличить жалование бедным работникам. То есть губернаторам и мэрам пришлось увеличить только оклады, надбавки же остались прежними. А кое-где с заработков бюджетников (например, учителей) сняли региональные надбавки, которые были введены еще раньше. В итоге получилась та же сумма, если не меньше. Вт вам и повышение. Вот тебе, учительница, и Юрьев день... что же местные власти? 30 мая на сессии Законодательного собрания области выступил вице-губернатор Владимир Дятлов, убедив депутатов принять Постановление «О состоянии и перспективах развития рынка нефтепродуктов в Челябинской области». При этом главный экономист области признал, что наша губерния является одной из самых дорогих в смысле бензина (добавлю, что Миасс уже который год — самый дорогой «бензиновый» город области). Скажем, в Свердловской области цена 95-го бензина после повышения — 9 руб. 20 коп., в Челябинской же — на рубль больше. По мнению Дятлова, мы имеем дело не с сезонным, а конъюнктурным удорожанием бензина, и стабилизировать положение может только волевое решение правительства, запрещающее главным нефтяным производителям увеличивать экспорт. Администрация же области намерена бороться за снижение цен на бензин вполне рыночными методами — поощряя конкуренцию на нефтерынке. Дабы остановить ценовые аппетиты южноуральского бензинового монополиста «ЛУКОЙЛа», решено построить в нашей области десятки автозаправочных станций «Башнефти», пригласить нефтяные компании из других регионов. Вот только не приведет ли их появление к пресловутому ценовому сговору, как это случалось уже не раз?..
Андрей КУЗНЕЦОВ.
|
назад |