свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
72 | ||||
Четверг, 1 июля 2010 года | ||||
«Тяжело мне, браток, вспоминать…» Семиклассники школы № 7 установили судьбу тринадцати пропавших без вести солдат В День памяти и скорби в городском краеведческом музее встретились два поколения — дети войны и современные подростки. Старшее поколение вспоминало военное детство, младшие же рассказали о своей исследовательской работе по поиску пропавших без вести солдат, до войны живших в Тургояке. Мой за Родину погиб… Опатриотизме говорят сегодня много. Слово это приплетают везде и всюду, к месту и не к месту, прикрываясь им как щитом, но при этом забывают простую истину: научить патриотизму нельзя, научиться — можно. Эот принцип взяла за основу школьный библиотекарь Валентина Варганова. Будучи коренной тургоякской жительницей, она всегда живо интересовалась историей поселка и населявших его людей. В сотый раз разглядывая старую фотографию с полустертой надписью «Тургоякские допризывники, 8/VI-40 г.», рассказывала притихшим школьникам: — Из тех, кто ушел на фронт из Тургояка в 41-м году, практически никто не вернулся домой. Одни погибли, другие пропали без вести. Страшно представить, как мучились неизвестностью жены и матери, не зная, где их мужчины сложили головы. И, наверное, не раз думали: а вдруг он жив? И прислушивались по ночам, не скрипнет ли дверь, не постучит ли в ворота родимый. И с нетерпением ждали почтальона — не несет ли письмецо? И говоря это, всей душой переживала за односельчан, на которых соседи, получившие похоронку, косились с недоверием: мой-то, мол, за Родину погиб, а вот куда твой делся — это еще большой вопрос!
Будем искать! Сатья «Вернувшиеся из небытия», опубликованная в одной из городских газет летом прошлого года, привлекла внимание Варгановой, потому что в списке солдат, погибших в немецких лагерях для военнопленных (так называемых шталагах), были и жители Тургояка. — Сразу в глаза бросилась фамилия Симаков, — говорит Валентина Николаевна. — А у моей соседки, тети Ульяны Симаковой, как раз муж пропал без вести. И решили мы с мальчишками искать наших сельчан. …Вот тут-то и началось патриотическое воспитание. Только никто ни разу вслух про него не сказал и скорее всего даже и не подумал. Просто в библиотеку к Валентине Николаевне частенько забегали трое друзей — Володя Красноперов, Денис Сижук и Тимур Мухаметзянов из 7 «А» класса школы № 7. Благо их класс находился рядышком. Забегут послушать рассказы, книги полистают, фотографии посмотрят и просят: «А давайте что-нибудь поделаем!» И делали. Судовольствием готовились к 235-летию города. Чувствовалось, что нравится мальчишкам копаться в книгах, составлять тексты лекций и бесед, а потом выступать перед одноклассниками. Пошел юбилей, а желание узнавать что-то новое осталось. И когда Валентина Николаевна рассказала им о списке без вести пропавших солдат, глаза у всех троих сразу загорелись: «Будем искать!» — А почему бы нет? — ответила наставница. — Будем! Давайте!
Москве было не до нас Пначалу послали запрос в Центральный архив Министерства обороны по электронной почте, потом обычным письмом. Ответа не получили, но Валентина Николаевна зла ни на кого не держит: «Москве, видно, не до нас было!» А дальше случайно вышли на сайт «Солдат.ру», где находится электронный банк данных «Мемориал», созданный в соответствии с Указом Президента РФ № 37 от 22 января 2006 г. «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества». В нем свыше 10 миллионов архивных документов (информация о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести), а также чудом сохранившиеся документы о воинах, захваченных в плен в годы Великой Отечественной войны. Првым миасские поисковики нашли в банке данных Николая Емельянова. И сразу, как только набрали его имя и фамилию, из глубин Интернета всплыла отсканированная карточка военнопленного, какие фашисты заводили на каждого прибывшего в шталаг солдата. С волнением вглядывались подростки в документ, исписанный аккуратным почерком фашистского писаря. Имя, фамилия, год рождения, девичья фамилия матери, национальность, звание, место пленения, рост, цвет волос, отпечаток пальца, фотография — все это было занесено в карточку с присущей немцам педантичностью. На обороте — прививки и дата смерти.
«Как вспомнишь нелюдские муки…» Гафик прививок создавал ложное впечатление, что фашисты хорошо заботились о советских военнопленных, однако на самом деле все оказалось совсем не так. Когда ребята узнали, в каких условиях находились в шталагах наши солдаты, им стало по-настоящему страшно. Пиведем выдержку из их исследовательской работы: «Шталаги представляли собой пустую территорию площадью в несколько квадратных километров, обнесенную в несколько рядов колючей проволокой, с множеством сторожевых вышек с пулеметами. Кормили пленных из расчета одна буханка хлеба на десятерых в сутки (и даже эта норма выдавалась не каждый день). Ничего удивительного, что в считанные дни вся трава и кора немногих деревьев были съедены. Голод заставлял есть падаль. Отсутствие воды вынуждало пить из луж, что приводило к эпидемиям дизентерии и тифа». А вот какую цитату из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» мальчишки взяли в качестве одного из эпиграфов к своей работе: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»
Вместо семи — двенадцать Влед за Емельяновым удалось найти еще 12 человек — и это при том, что в списках, опубликованных в газете, их было только семь. Ообенно трагична история Владимира Павловича Ефрюшкина, который в Книге памяти Челябинской области, изданной в 2005 году, числился как погибший под Тверью. Благодаря найденным архивным документам трое друзей установили, что он тоже был в немецком плену и погиб в шталаге 326. А когда поисковики взглянули на весь список найденных солдат разом, то сделали еще одно маленькое открытие. Н. Е. Емельянов — лагерный номер 18385, А. М. Тумаков — лагерный номер 18386, К. С. Новиков — лагерный номер 18387. Вы, наверное, тоже заметили, что лагерные номера этих тургоякских парней идут по порядку? Ве они были ровесниками, все находились в одном шталаге и скорее всего страшное испытание переносили вместе, поддерживая и подбадривая друг друга.
Откуда документы? Писк захватил ребят, но стало интересно — как оказались в Интернете эти документы? Ответ дал мальчишкам все тот же всезнающий Интернет. Сова обратимся к научно-исследовательской работе: «Нынешнее поколение немцев, выросших на принципах демократии, испытывает чувство вины за прошлое поколение. Поэтому в 60-е годы по инициативе граждан образовался комитет «Цветы для Штукенброка», деятельность которого была направлена на сохранение памяти о погибших. В 1996 году был создан центр документации, благодаря чему у россиян появилась возможность узнать последнюю правду о своих отцах, около 70-ти лет считавшихся пропавшими без вести». Ксожалению, архивные данные, переданные в Россию Германией и хранившиеся в Подольске, были на долгое время законсервированы и, следовательно, закрыты для исследования. Вот почему миллионам отцов, матерей, жен, детей пришлось так долго ждать правды о своих родных.
В живых — ни одной матери Зкончив поисковые работы в Интернете, мальчишки вместе с Валентиной Николаевной постарались найти родственников погибших в плену солдат, чтобы вручить им найденные документы. Этот поиск оказался гораздо сложнее, так как в живых не осталось ни одной матери, ни одной жены пропавших без вести. Зато были живы их сыновья и дочери, по иронии судьбы намного пережившие своих отцов. Н встречу пришли не все. Из тринадцати найденных карточек, принадлежащих погибшим военнопленным, вручили восемь. Были слезы, были фотографии, фронтовые письма, благодарности, воспоминания и снова слезы. Ребят порадовало известие, что родственники одного из солдат планируют посетить кладбище в Германии, на котором захоронены его останки.
Вместо послесловия «Не нам судить, как попали в плен эти солдаты, ранеными или подняв руки в момент отчаяния стоя на поле брани, устланном телами однополчан. Эти люди заслуживают того, чтобы их помнили», — такими словами заканчивается расследование ребят, которое они назвали «Вернувшиеся из небытия». Работа миасских школьников заняла первое место на областной научно-практической конференции. … Так что же такое патриотизм?
Елена АЛЕКСАНДРОВА.
|
назад |