Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 69 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 24 июня 2010 года

Уральская Фолькландия

   На озере Большой Сунукуль завершился XVIII Бажовский фестиваль

   …Сюда не приедешь на час-два. Свежесть летнего утра сменяется знойным днем, солнце потихоньку клонится к закату, а ты бродишь по заполненным людьми тропинкам и совершенно не замечаешь времени. Заранее намеченная тобой программа действий («сначала посмотрю концерт, потом сбегаю на мастер-классы, одним глазком гляну на национальные поселения и вернусь на аллею мастеров») никогда не воплощается в жизнь. Любой план трещит по швам сразу же, как только нога твоя ступает на территорию государства под названием «Бажовский фестиваль».

   Эо и впрямь государство, населенное необычными жителями: поющими, танцующими, дружелюбно настроенными, готовыми без устали отвечать на твои самые нелепые вопросы и терпеливо учить тебя, неумеху, создавать своими руками волшебные вещи.

   Втечение первого часа ты просто ходишь и счастливо улыбаешься непонятно отчего. В начале второго возвращается способность замечать происходящее и сосредоточивать внимание на чем-то особенно тебя заинтересовавшем.

   

   Что хитрого в ложке?

   Пдхожу к сидящему на траве мужчине, разбирающему длинные прутья. Осторожно задаю вопросы. Не отрываясь от своего занятия, магнитогорец Виктор Мухортов делится нехитрыми секретами ремесла:

   — Плету из ивы: ветви у нее гибкие и прочные. Заготавливать их лучше весной или осенью, причем лучше выбирать молодые растения. Варить не менее двух часов, после чего надо очистить кору и хранить в сухом помещении, чтобы не загнили. Перед плетением минут на 20 опускаю в воду для придания первоначальной гибкости. На одну корзину (большую ли, маленькую — без разницы) уходит примерно 200 прутьев.

   Рссматриваю поделки Виктора и расположившихся рядом других мастеров. Корзины, корзиночки, корзинищи разных форм и фасонов, вазы, цветочные горшки, дачная мебель, кресло-качалка… Народ мимо не проходит, интересуется ценами, женщины покупают небольшие корзинки для перевозки с дачи овощей. Глядишь, и на грибную охоту с ними же отправятся — удобно же! Грибы не помнутся, не превратятся в труху, как в полиэтиленовом пакете. Да и свежими дольше останутся.

   Сотреть на руки мастера — загляденье: ни одного лишнего движения, прутья как будто сами ложатся на нужное место, ни за что не цепляются, чего не скажешь о работе расположившихся рядом учеников. Кто-то высунул от усердия язык, кто-то стряхивает капельки пота с нахмуренного лба, кто-то усердно пытается победить непослушный прутик — и при этом никакого неудовольствия, только усердие и старание!

   Внескольких шагах от корзинщиков режет громадную поварешку (при ближайшем рассмотрении она оказалась банным ковшом) Юрий Деняев, пожарный из Нагайбакского района. С удовольствием рассказывает, что резьбой занимается уже лет 10, способности передались от деда, на которого, по словам родных, сильно похож и внешностью, и склонностью к мастерству.

   — Думаешь, что тут хитрого — в ложке-то? А подержишь ее, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Глянь: она напоминает часть руки с согнутой ладошкой. Да любая пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть такой ложкой. А как для здоровья полезно! На Руси испокон веков ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

   

   Сузьме — это вкусно

   О созерцания деревянных ендов, братин и ковшей отвлекает пение. Оглядываюсь. В юрте с названием «Нагайбакский район», сидя за накрытым столом, душевно поют четыре пожилые женщины — ансамбль «Гумыр» («Жизнь»), как сообщают мне нагайбачки помоложе. Возраст певиц — от 71 до 77 лет, но свежести голосов ансамбля, который существует четыре десятилетия, можно позавидовать.

   Псни идут одна за другой, а гостеприимные хозяюшки открывают мне тайны национальной кухни. Спустя несколько минут я уже знаю, что сегодня гости смогут отведать дурышмак (ватрушки с картофелем и творогом), чиеле май (вишневое масло), лжем (печенье из пресного теста с курагой), сузьме (кислое молоко, отцеженное через марлю и смешанное с изюмом, орехами и сахаром). Нагайбачки долго извиняются, что не могут угостить меня всем этим прямо сейчас (ждут жюри). Потом, видимо, сжалившись, подают блюдо с лжемом и вазочку с сузьме: «Попробуйте!». Благодарю. Пробую. Вкусно!..

   Ктати, из национальных блюд довелось еще отведать русский пряник. Не расписной, а обыкновенный, желтенький. Может, и прошла бы мимо, но услышала, как торговавшая ими молодая круглолицая женщина в ярославской покосной рубахе с улыбкой объясняет любопытствующим: «Не смотрите, что жесткий. Разогрейте чуток в микроволновке, мед расплавится, пряник помягче станет. А вообще их хозяйки помещали на ночь в теплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печку снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими и долго не портились. Тесто? Очень простое: мед, вода и ржаная мука. Ну и пряности, конечно, — кардамон, мускатный орех, имбирь, корица, гвоздика, мята».

   Рзговорились. Челябинка Карина по образованию юрист, фольклором увлеклась лет семь назад и теперь жизни не представляет без него. Помимо выпекания пряников ткет, вышивает, шьет себе сарафаны, которых у нее четыре штуки да плюс к каждому своя рубаха.

   …А пряник я выбрала в виде барашка. И совсем он не твердый, а очень даже вкусный и душистый, этот символ русской щедрости, добра, душевной чистоты, как сказала Карина.

   

   Мой первый горшок!

   Еть у меня две мечты — научиться ткать на станке и поработать на гончарном круге. Но если первая раз в год сбывается на Бажовке, то вторая — ну никак! И не потому, что на фестивале нет мастеров-гончаров, а просто не я одна такая вот мечтательница.

    Желающих вылепить эксклюзивный, пусть чуток косоватый, но свой горшочек слишком много. И стоят молодые и не очень женщины и мужчины, девчонки и мальчишки. И терпеливо ждут своей очереди. Разминая в руках ком мокрой глины, жадно следят за действиями счастливчика за гончарным кругом. «Мой первый горшок!» — восторженно кричит девушка в красной футболке и осторожно расписывается на его донышке. «Ой, как это сложно!» — пищит другая, а на ехидный вопрос из толпы: «Вы что, рюмку лепите?» тут же с хохотом парирует: «А у вас, взрослых, все одно на уме!».

   Нхотя оторвавшись от любопытного зрелища, иду дальше. Вижу: два молодых человека из Агаповки в спецовках и защитных очках куют металлическую розу. Проходящие мимо мужчины сначала останавливаются как вкопанные, затем стараются подойти поближе, но тут же слышат предостерегающий крик: «Осторожно, окалина!».

   Згибая кончики лепестков будущего цветка, кузнецы (по образованию они историк и менеджер управления, а кузнечное дело — увлечение, ставшее дополнительным источником дохода) попутно поясняют: «Каждый лепесток надо загибать по-разному, иначе розочка превратится в капусту. И еще запомните: мелкая работа требует четкости и спокойствия. Чтобы добиться спокойствия, поработайте сначала с крупным куском металла. Бьешь его молотом — и всю агрессию в удар вкладываешь».

   

   Миасцы не подкачали!

   Кк описать все увиденное? Да никак не опишешь. Лучше все это видеть собственными глазами: и бисерные мини-дендрарии, и объемные аппликации на кусках домоткани, и оригинальные, теплые на ощупь (как живые!) валяные бусы, и россыпи керамических и каменных изделий, и толпы текстильных кукол, каждая из которых — маленький рукотворный шедевр, и много всего другого.

   Итак же не опишешь все услышанное на Бажовских концертных площадках, где выступили более 200 коллективов Челябинской, Курганской, Свердловской, Тюменской областей и Республики Башкортостан.

   Масские прикладники и артисты в очередной раз подтвердили высокий уровень своего мастерства. Ансамбль народной песни «Ивушка» (ДК «Динамо», рук. Т. Ярославцева), народный семейный казачий ансамбль «Вольница» (ГДК, рук. О. Михайлова), народный семейный фольклорный ансамбль «Оберег» (ДК «Бригантина», рук. Н. Ланкова), ансамбль русской песни «Добродея» (ЦД «Строитель», рук. Е. Корсунова), ДНТ стали лауреатами ХVIII Всероссийского бажовского фестиваля народного творчества.

   

   Депутат Собрания депутатов МГО Константин БАШЛЫКОВ:

   — Фестивали, подобные Бажовке, необходимы для сохранения и возрождения русской традиционной культуры, потому что культура — стержень нации. К счастью, есть еще коллективы, бережно соблюдающие традиции. В этот раз на Бажовке произошло знаменательное событие: четыре мужских коллектива из Миасса, Магнитогорска, Челябинска, занимающиеся русским единоборством, создали свою сценическую площадку, где под живую музыку показывали молодецкие игры, элементы русской борьбы, фехтование на мечах, умение обращаться с кнутом, нагайкой, палкой. Все это тоже культура, которая позволяла русским мужикам обороняться самим, защищать своих близких и свою страну. Зрелище получилось мощное, необычное и привлекло внимание молодежи.

   


Елена АЛЕКСАНДРОВА.



назад


Яндекс.Метрика