Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 64 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 10 июня 2010 года

След на земле

   Окончание. Начало в № 33, 39, 42, 45, 48, 50, 52, 55, 58, 61.

   Сегодня мы заканчиваем публикацию воспоминаний Эдуарда Васильевича Шалагина. Последние годы его работы перед выходом на пенсию совпали с разгаром перестройки. Реорганизации подверглось все жилищно-коммунальное хозяйство города. Отголоски тех преобразований в этой сфере ощущаются и сегодня.

   Чехарда перестройки

   Вкоре после выхода из отпуска меня назначили заведующим отделом коммунального хозяйства и природопользования городской администрации. Наш отдел обладал административными правами при осуществлении контроля за деятельностью всех городских ЖКХ, использованием лесопарковой и водной зон города, а также эксплуатацией всех инженерных сетей, сооружений и коммуникаций жилого городского массива.

   Купные и мелкие предприятия, являясь балансодержателями жилищно-коммунальных объектов, все чаще и все больше уклонялись от прямых «родительских» обязанностей по содержанию своих ЖКХ. Наступили времена безденежья. Почти все предприятия являлись неплатежеспособными. Из-за отсутствия денег исчезли такие понятия, как «гарантия» или «обязательство».

   Педприятия, которые имели жилищный фонд, не торопились отдавать свои «кормушки» местным властям потому, что только жилищно-коммунальные хозяйства имели хоть и маленькие, но поступления денег на свои счета за счет оплаты населением жилищных и коммунальных услуг. Выжимая из коммунальщиков последние копейки, предприятия тратили их как считали нужным, пытаясь сохранить свою живучесть, а объекты ЖКХ хирели, разрушались и более интенсивно изнашивались, потому что денег на их содержание, ремонт и профилактику предприятия не выделяли.

   Янеоднократно ставил вопрос перед руководством города и перед Советом народных депутатов на сессиях об ускорении процесса передачи объектов ЖКХ на баланс города, объясняя, что промедление в этом вопросе смерти подобно, т. к. от передаваемых объектов останутся одни рожки да ножки. Практически так оно и было.

   Яподнимал эту тему на сессиях горсовета и ранее, но в общей чехарде перестройки привлечь внимание кого-либо из вышестоящих было трудно.

   Сгласно Постановлению Правительства СССР по передаче объектов ЖКХ, которое вышло еще в 1988 году, вместе с объектами предприятия были обязаны передать городу их оборотные средства, оборудование, мастерские, технику и т. д.

   Ве, что было не очень изношено, предприятия оставляли себе, а нам вместо годного пытались всучить какую-нибудь рухлядь. Помню, с автозавода передали два экскаватора. Механики передающей стороны поснимали с них все хорошие узлы и поставили вместо них непонятно что. Экскаваторы своим ходом выползли из ворот автозавода и остановились намертво. То же было и с автотранспортом, и другими видами материальных ценностей как при взаимодействии с автозаводом, так и с другими предприятиями.

   

   Главное управление

   П нашей инициативе в городе была создана единая комиссия по приему-передаче объектов ЖКХ. Дело по передаче сначала медленно сдвинулось с места, затем, убыстряясь и стремительно нарастая, лавинообразно обрушилось на городские службы.

   Мллионы квадратных метров жилья, сотни километров подземных и наземных сетей, дорог, линий электропередачи и других объектов — все это городу нужно было принять на свой баланс, распределить по направлениям эксплуатации. Кроме того, тысячи и тысячи работников ЖКХ из предприятий должны были переводом перейти в нашу систему.

   Тперь уже не только вопросы контроля, но и вопросы хозяйствования вменили в обязанность нашему отделу. Нужна была срочная реструктуризация всего жилищно-коммунального хозяйства города.

   Гродская администрация и Совет депутатов поручили мне разработать структурную схему управления городским ЖКХ. Из нескольких предложенных вариантов выбор пал на структурную схему главного управления ЖКХ.

   Виюле 1993 года меня назначили руководителем главного управления жилищно-коммунального хозяйства города Миасса на правах генерального директора.

   Дадцать семь больших и маленьких жилищно-коммунальных хозяйств от различных ведомств города влилось в наше главное управление. Свыше пятнадцати тысяч работников пополнили наши ряды. По количеству работающих мы оказались на втором месте в городе после Уральского автомобильного завода.

   Н руководство главного управления возлагалась задача сформировать из объединенной массы предприятий ряд специализированных, работающих по следующим направлениям: жилье, инженерные сети и коммуникации, транспорт, благоустройство и озеленение.

   Чрез полгода ГУ ЖКХ города в своей структуре имело восемь специализированных подразделений, состоящих из четырех крупных жилищных управлений, а также предприятий «Водоканал», «Тепловые сети», «Электросети», «Спецавтохозяйство». Оставалось создать специализированные предприятия по благоустройству и озеленению города. Но…

   Утроителями российской «катастройки» была выпущена очередная серия законов, дающих право местным органам власти решать вопросы ЖКХ по своему усмотрению.

   

   Круговерть преобразований

   Внашем городе давно уже нарушилась преемственность руководителей города. Каждый вновь избранный глава города рулил куда хотел, всякий раз придумывая что-то свое, иногда совсем ненужное, необдуманно упраздняя годами испытанное и надежное.

   Сенялись, как кадры на экране, новые названия городских управленческих структур: горисполком, администрация, городская управа, дирекция городского хозяйства — исполнительный орган местного самоуправления, мэрия, администрация городского округа…

   Вэтой круговерти преобразований я оказался первым и последним начальником главного управления ЖКХ города Миасса, которое просуществовало два года.

   Онажды вечером мне позвонил вновь избранный глава города и предложил встретиться. Рано утром наша встреча состоялась.

   Гава сообщил, что он принял решение переименовать городскую администрацию в городскую управу, а наше главное управление жилищно-коммунального хозяйства реорганизовать в дирекцию городского хозяйства. Директор будет являться первым заместителем главы города. В состав дирекции помимо ЖКХ войдут комитеты по торговле, строительству, здравоохранению, культуре и еще ряд учреждений.

   Гава города предложил мне стать своим первым заместителем и одновременно возглавить дирекцию городского хозяйства.

   

   Руль — варягу

   И этой информации я отчетливо понял, что жилищно-коммунальному хозяйству города готовится очередной капкан. За счет финансовых средств ЖКХ будет содержаться ряд учреждений, так как у города нет на это средств. А коммуналка начнет хиреть и загибаться. И я должен буду губить ее своими же руками.

   Н предложение главы я ответил, что готов возглавить дирекцию городского хозяйства (или как там еще это хозяйство будет называться), но без каких-либо посторонних вкраплений, только чистое ЖКХ. Глава начал настаивать на своем. Тогда я ответил, что по своим профессиональным качествам я не торгаш и поэтому возглавлять дирекцию отказываюсь.

   Гава города дал мне два дня на размышление. Осознавая, что, согласившись занять новую должность, я тем самым как бы предам жилищно-коммунальное хозяйство, которому отдал десятки лет своей работы, я окончательно отказался возглавлять дирекцию городского хозяйства.

   Больше никому из миасских руководителей эту должность не предлагали. Пригласили варяга. Челябинец не очень-то вникал в миасские проблемы. Имея в областном центре частное предприятие, он все внимание отдавал бизнесу, пустив на самотек свою работу в Миассе. В конце концов этого человека (через три года) администрация города была вынуждена уволить, и он уехал к себе в Челябинск.

   

   Впал в немилость

   Всоставе дирекции коммуналка стала именоваться комитетом энергетики, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства (комитет ЭДТ и ЖКХ).

   Собразованием дирекции городского хозяйства финансовое состояние коммуналки резко ухудшилось. В дырявом бюджете города вовсю гуляли сквозняки дефицита денежных средств. Городские власти, пытаясь исправить положение, начали поступать с жилищно-коммунальным хозяйством так же, как поступали с ним в свое время предприятия. Отцы города отбирали у ЖКХ все денежные поступления и передавали их в торговлю. На вырученную от оборота прибыль затыкались прорехи городского бюджета и решались другие проблемы.

   Ндо отметить, что именно в эти трудные для города времена, когда заработная плата работающим выдавалась чем угодно (какими-нибудь материалами, мебелью, посудой, даже водкой), только не деньгами, местные чиновники находили средства на дорогие ремонты своих офисов, кабинетов, приобретали шикарные автомобили иностранных марок, наборы роскошной офисной мебели, кондиционеры и т. д.

   Нт. Не такую перестройку ожидали нормальные люди от властей.

   Смомента создания дирекции я пытался воспрепятствовать использованию финансовых потоков не по прямому назначению, за что тут же попал в немилость к властям. Чтобы лишить права распоряжаться кредитами и подписывать какие-либо финансовые документы, меня перевели из первых руководителей в заместители председателя комитета ЭДТ и ЖКХ.

   

   От слесаря до руководителя

   Павда, в мае 1999 года меня вновь назначили руководителем. На исходе столетия и тысячелетия я стал председателем комитета энергетики, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства города Миасса.

   Сэтой должности я вышел на пенсию в 2001 году. В общей сложности я отработал в системе жилищно-коммунального хозяйства 35 лет: сначала слесарем-сантехником ЖКХ в Красноярске в 1959-1960 годах, затем с 1967 года в Миассе, где прошел трудовой путь от старшего мастера-сантехника до руководителя высшего ранга городского ЖКХ.

   З эти годы восемь раз менялись первые руководители города Миасса. Неоднократно мне приходилось исполнять обязанности заместителя председателя Миасского горисполкома и заместителя главы города по жилищно-коммунальному хозяйству.

   Пдводя итоги столь многолетней работы в системе ЖКХ, с уверенностью могу сказать, что я удовлетворен своей деятельностью на этом поприще.

   Более того, охватывая мысленным взором прошедшие трудовые годы с позиций сегодняшнего дня, могу заявить, что мне выпало великое счастье работать в прекрасные времена, когда государственный строй нашей страны именовался Советской властью.

   

   Ти года назад Эдуарда Васильевича не стало. Не выдержало сердце. За неделю до трагического дня мы с ним сидели на кухне в домике на берегу Поликарповского пруда. Четыре часа разговора пролетели как один миг. В Шалагине сплетались внешняя сдержанность, аккуратность, деловой и красивый стиль в поведении и творческая страсть. Много, очень много общего в эти часы почувствовали каждый в душе друг друга. Хотели встретиться еще не раз. Но...

   Ео рукопись, можно сказать, продолжила тот наш разговор. Вот только ни ответить, ни спросить... Всегда жаль, когда судьба сведет с таким человеком на несколько часов и вдруг разлучит навсегда...

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН.



назад


Яндекс.Метрика