свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
50 | ||||
Четверг, 6 мая 2010 года | ||||
След на земле Продолжение. Начало в № 33, 39, 42, 45, 48. Сегодня, как и в предыдущих выпусках «Родников», продолжаются печататься воспоминания замечательного человека Эдуарда Васильевича Шалагина, которые он оставил после своей кончины. Очень интересен его рассказ о своем отце — простом солдате, прошагавшем до немецкого города Дойчлиц и обратно. Разбили в пух и прах Пдробно о боевых действиях, за исключением небольших эпизодов, мой отец Василий Шалагин мне не рассказывал. Псле московской наступательной битвы он воевал на Сталинградском фронте. Во время войны их, уцелевших, не один раз переформировывали и перебрасывали с одного участка войны на другой. Оец говорил, что под Москвой немцев разбили в пух и прах. На полях Подмосковья, вспоминал он, всюду, насколько хватало глаз, виднелась брошенная в снегу искореженная фашистская военная техника: орудия, горелые танки, гусеничные тягачи. Были навалены горы вещей, награбленных у мирных жителей… Отавшиеся в живых немцы отступали очень быстро. Еще больше их осталось лежать убитыми на снегу. Все они (офицеры и солдаты) были закутаны в женские шали, платки, одеяла, накидки. На ногах поверх сапог было какое-то подобие обуви, обмотки из сена или соломы. Видимо, русские морозы крепко донимали фрицев.
Плюс электрификация Пмимо боевых действий моему отцу в составе специальных команд приходилось заниматься разборкой и демонтажем оборудования электростанций, линий электропередачи. Делалось это в первые годы войны при отступлении наших войск. То, что не успевали эвакуировать на Восток, уничтожали. Кгда наступил перелом в Великой Отечественной войне и наши войска начали наступать, приходилось в освобожденных районах монтировать оборудование и линии электропередачи. Промышленности нашей Родины и населению срочно требовалась электроэнергия. В1943 году моего отца Василия Шалагина как специалиста, хорошо знающего электроустановки, назначили начальником полевой передвижной электростанции, особенности которой он изучил еще в Красноярске перед отправкой на фронт. На эту должность назначались обычно офицеры. У отца было только начальное образование. Ему присвоили воинское звание старший сержант. В этом звании он воевал до конца войны. Сарший сержант Шалагин со своей командой обеспечивал электроэнергией во фронтовых условиях массу различных объектов. Электроэнергия была нужна для освещения помещений штабов, полевого госпиталя, где раненых иногда оперировали прямо во время боя. Электричество постоянно нужно было связистам для питания радио- и телефонных станций, для зарядки аккумуляторов, для мощных прожекторов, следивших за небом и передовой фронта в ночное время, и т. д. Сюмором отец говорил, что электроэнергию разве что с кашей не ели, настолько она везде и всегда была нужна всем. Мощность электростанции была ограниченной, поэтому расход электроэнергии и нагрузку потребителей приходилось тщательно регулировать.
Проще, но надежнее Пи наступлении наших войск служба электриков должна была одной из первых разворачивать свое хозяйство на новых, еще не «остывших» позициях. Ели же приходилось отступать, старший сержант Шалагин со своей командой уходил одним из последних. Собрать нужно было все до последнего выключателя, до последнего метра провода. Снабженцы ничего лишнего не давали. А начальство не слушало никаких объяснений. За упущения в служебных делах разговор был один — военный трибунал. Все благополучие зависело только от самих себя, от четкости и слаженности действий всей команды. Бывали случаи, когда при отступлении еще не все собрано, а немецкие мотоциклы с пулеметами на колясках уже тарахтят рядом. Вступали в бой. Одни прикрывают огнем товарищей, другие, не мешкая, заканчивают эвакуацию. Н раз доходило до рукопашной. Отец вспоминал, как один его солдат взорвал себя гранатой вместе с четырьмя насевшими на него фрицами. Зто при успешных наступательных операциях наших войск, особенно к концу войны, подразделение электриков не раз разживалось богатыми трофеями. Немцы не дорожили уже ничем и часто бросали все чуть ли не в рабочем состоянии. Тут и электрокабели в отличной изоляции, и новые двигатели с электрогенераторами, и т. д. По трофейным экспонатам старший сержант Шалагин изучал немецкое электрооборудование. Отец говорил, что у немцев, на первый взгляд, все было красивее, лучше, а у нас проще, но зато крепче и надежнее.
Пешком обратно Сарший сержант 309-й стрелковой дивизии Василий Евдокимович Шалагин закончил войну под Берлином. З боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Кгда закончилась Великая Отечественная война и отгремели залпы салютов Победы, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года о демобилизации советских воинов, участвовавших в войне. Слдаты стали готовиться к отправке домой. Железнодорожные пути в Европе не были еще восстановлены, не хватало железнодорожных составов, а там, где эшелоны уже были сформированы, не было паровозов. Отправка домой затягивалась. В связи с этим командование предложило воинам сформировать команды из числа желающих маршевым порядком двигаться пешком через Польшу до границы СССР. От советско-польской границы до Москвы командование гарантировало перевозку личного состава по железной дороге. Желающих немедленно отправиться в путь-дорогу оказалось очень много. Советских солдат, прошедших от Москвы до Берлина, не страшила обратная дорога по Европе пешком. Были сформированы команды, и 3 июля 1945 года отряд, в котором был мой отец, вышел из немецкого городка Дойчлиц на Восток. Ши маршем больше месяца. Прошагали тысячу километров. В отдельные дни преодолевали по 40 километров. Отец в своей записной книжке делал пометки о пройденном пути. Из записей отца видно, что летом 1945 года больше половины маршевого времени людей сопровождали ветер, холод и дожди. И это в центральной Европе в середине лета!
Фашистский педантизм Оец потом рассказывал об увиденном в Германии и Польше во время пешего возвращения. Говорил о немецких городах и поселках, о культуре их земледелия, о немецкой педантичности. Немцы делали все четко и аккуратно. Кнцлагеря и крематории, построенные по всей Европе, тоже отличались своей сверхаккуратностью. Отец видел своими глазами то оборудование, на котором из человеческой кожи немцы делали портфели, сумочки, перчатки, сиденья, диваны и т. д. Из волос человеческих они производили различные канаты, веревки, кисточки, щетки. А человеческим пеплом из крематориев удобрялись германские поля. Вдел он помещения и оборудование концлагерей, где на военнопленных и детях немцы ставили дьявольские опыты. Миллионы и миллионы ни в чем не повинных мирных жителей, в основном из Советского Союза, были загублены этими педантичными аккуратистами в гигантском, четко отлаженном механизме по уничтожению людей. Всвоей записной книжке отец отметил посещение 30 июля 1945 года одного такого концлагеря в Майданеке. Южнее от него находился еще один концлагерь — Освенцим. От всего увиденного у них, людей военных, волосы становились дыбом.
Строчки истории Всвой эшелон № 45629, идущий на Москву от пограничной станции Любомль, пешие фронтовики попали через 55 дней после выхода из германского Дойчлица. Вт некоторые записи отца о марше по Европе летом 1945 года. «3.7.45 г. Вышли из местечка Дойчлиц из Германии (юго-западнее Берлина). Погода была ненастная, шел небольшой дождь. Шли через город Бреслау и за городом в лесу остановились ночевать. Время уже было 7 часов вечера. 5.7.45 г. В 12 часов дня вышли. Погода облачная, и по сторонам проходили дождевые тучи. Остановились ночевать в небольшом хуторе. 10.7.45 г. С утра шел дождь. Прошли город Елас и остановились ночевать. 11.7.45 г. Утром дождь. Но день был солнечный. К вечеру опять собрался дождь. Ночевали в панском имении. 13.7.45 г. Прошли город Виттенберг (на реке Эльба, южнее Берлина, восточнее города Дессау). 18.7.45 г. Погода не изменялась. Вышли на польскую территорию. Прошли город Кемпно (чуть северо-восточнее города Врослава). Ночевали в лесу. 21.7.45 г. Погода была очень жаркая и тихая, не было ни облачка. Прошли город Велюнь. 22.7.45 г. Отдыхали. Стирали вещи. Потом пришивали оторванные пуговицы и подшивали подворотнички. Купались в реке Варта и загорали на солнце. Вечером был концерт. 25.7.45 г. и 26.7.45 г. Отдыхали. Были концерты, кино. Показывали американский фильм. 27.7.45 г. Прошли реку Вислу и увидели город Пулавы на берегу Вислы. 29.7.45 г. Отдыхали. Погода была холодная, дул сильный северный ветер. Отдых неважный. 30.7.45 г. Шли под дождем, все вымокли. Около обеда дождь перестал, но день был холодный. Часа в два дня прошли город Люблин. За городом остановились ночевать и до конца дня ходили смотреть концлагерь. Его называли лагерь смертников Майданек, где удушено и сожжено больше двух миллионов человек. Этот лагерь имеет пять печей, где сжигали за сутки по 1000 человек, и три удушающих камеры, в которых умертвляли сразу 600 человек за 10 минут. 31.7.45 г. Был марш. Дождь и ветер. 1.8.45 г. Прошли город Пяски. 2.8.45 г. Погода плохая. Весь день шел дождь. Прошли город Хелм. 4.8.45 г. Весь день шел дождь. Перешли польско-советскую границу в 7 часов 30 минут утра. 5.8.45 г. Погода плохая, дожди. Шли маршем. 6.8.45 г. В 17 часов 30 минут вошли в город Кавинск. Погода без изменений. 7.8.45 г. Прибыли на место и закончили свой марш. От Бреслава до Кавинска прошли больше 900 километров. 8.8.45 г. Отдыхали. Мылись, брились и т. д. 9.8.45 г. Приступили строить временный (палаточный) лагерь. 11.8.45 г. Готовились к отправке. Мылись на речке, стирали белье. Погода была хорошая. 12.8.45 г. Формировались к отправке. 13.8.45 г. Проверяли обмундирование. 14.8.45 г. Меняли обмундирование, белье и купались в большом озере. Погода была все дни хорошая. 15.8.45 г. и 16.8.45 г. Получали подарки. Оба дня шли дожди. 17.8.45г. и 18.8.45г. Меняли обмундирование. Погода была хорошая. 19.8.45 г. Была баня. Мылись, брились, стирались и т. д. 20.8.45 г. Был строевой смотр. Готовили к отправке. 21.8.45 г. Выехали на станцию грузиться. 22.8.45 г. и 23.8.45 г. Ждали погрузку. Погода была плохая, все время шел дождь. 24.8.45 г. и 25.8.45 г. Ждали эшелон и 26.8.45г. в 6 часов вечера погрузились на станции Любомль. 27.8.45 г. В 5 часов утра были в Кавинске, а обедали на станции Сорны...»
Отец вернулся Соего отца я увидел в сентябре 1945 года. Я играл у соседей во дворе, когда меня позвали и сказали, что приехал мой отец. Вхромовых блестящих сапогах, в гимнастерке с погонами, с военными наградами на груди, папка угощал меня и других ребятишек в нашем доме трофейным шоколадом. Мне он подарил несколько красивых игрушек. Я то и дело зажигал трофейную немецкую зажигалку. О вернулся с фронта живой и невредимый. За все годы войны отец имел несколько легких ранений и одну контузию. В его военных документах это не было отражено, а по скромности своей отец на таких записях и не настаивал. Только нервы и все свое здоровье оставил мой отец на этой проклятой войне. Псле войны солдат Василий Шалагин не пользовался ни военными, ни трудовыми льготами. В то время правительство еще не утвердило их. Отработав 15 лет на автозаводе (из них 10 лет в литейке № 3), отец вышел на пенсию в 60 лет и умер, не прожив на пенсии даже года. Подолжение — в следующем номере.
Страницу подготовил Виктор СУРОДИН.
|
назад |