Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 50 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 6 мая 2010 года

Осколок той войны

   Известный в Миассе инженер и изобретатель, уехав в Израиль, выпустил книгу стихов

   Бывший начальник сектора экспериментально-исследовательского отдела ГРЦ Владимир Кривонос заявил о себе и в литературе, обратившись к теме войны и судьбы своего народа.

   Пролог

   Скаждым веком планета становится все меньше. Раньше нам рисовали незнакомую жизнь Конан Дойль и Майн Рид, чуть позже — Чаплин и Феллини, еще позднее — «Битлз» и «Бони М». По книгам, по фильмам, по музыке мы чувствовали, мы догадывались о том, какая она, жизнь на ТОМ берегу. Нам этого не хватало. Отсюда и песня «Гудбай, Америка, где я не буду никогда», и извечные споры русских интеллигентов о том, чем англичане отличаются от французов (и это притом, что спорщики дальше родного Урюпинска не выезжали).

   Тперь заграница более осязаема. Она рядом. Иногда человек из далекой страны, с которым общаешься по Интернету, ближе знаком, чем семья в соседней квартире.

   

   Многообразный

   Осебе Владимир Кривонос написал: «Родился, учился и работал в России… Много путешествовал: Урал, Приполярье, Забайкалье, Саяны, Дальний Восток — везде самые глухие места. Там я пережил много приключений, цена которым была, порою, жизнь. Так, сплавляясь на байдарке по реке Чаре и успешно преодолев Суламатский порог, чуть ниже, спускаясь по шивере, намотали байдарку на камень, то есть течение реки придавило байдарку к камню и раздавило ее. Был конец сентября, шел снег, низко над нами со стоном пролетали стаи гусей, и спасение казалось нам невероятным чудом…»

   Дя контраста далее приведем немного сухого, делового текста. Вот что пишет о нашем герое «Российская энциклопедия»:

   «КРИВОНОС Владимир Яковлевич (15.06.1939 г. Электросталь Московской области), инженер-механик, заслуженный изобретатель РСФСР (1990 г.).

    По окончании Челябинского политехнического института (1961 г.) работает в КБ машиностроения инженером, старшим инженером, начальником группы, а в 1980-2000 гг. — начальником сектора экспериментально-исследовательского отдела… Соавтор 296 изобретений, из них 183 внедрены в производство. Автор 16 личных внедренных изобретений с высоким экономическим и эксплуатационным эффектами. Лучший изобретатель области (1976 г.), лучший изобретатель министерства (1987 г.)».

   Иеще немного о Владимире Кривоносе. Представим ребенка, которого страшное лихолетье коснулось с первых лет жизни, в которых была и смерть отца — защитника Москвы. Свела родителя в могилу не пуля, а стоявшие зимой 1941 года холода. Остались жена и четверо детей, один грудной… В послевоенном нищем быту, когда после трудного рабочего дня люди радовались кружке чая с хлебушком и самокрутке с донской махоркой, мальчик Володя погружался в мир книг. В том числе о тех событиях, которые запомнились на всю жизнь. Первой книгой о войне для восьмилетнего школьника стали «Бои с Финляндией» — огромный том, изобилующий проникновенными рассказами о днях финской кампании 1940 года. Следующая книга — «Рассказы партизан». Там были истории о том, как фашисты расправлялись с мирными местечковыми евреями. Его народом.

   

   Голос из прекрасного далека

   Ипутешествующий по стране романтик, и серьезный инженер-политехник, и ребенок из бедного послевоенного барака — это все он, Владимир Кривонос. Но в прошлом. Говорят, за одну жизнь мы проживаем как бы несколько мини-жизней. Впрочем, бывает по-разному. У одних век тянется скучной и безграничной серой лентой. У других искрится яркими событиями.

    Упоминание о намотанной на камень байдарке не случайно. Владимир Кривонос мог расстаться с жизнью не раз. То ребенком попадал под завалы бревен, то заболевал так серьезно, что врачи сообщали ему, когда будет его последняя ночь. «Ты еще не сделал главного — не написал свою книгу», — такими были слова, которые он услышал в болезненном полузабытьи в ту самую ночь. Говорили их люди в странных одеяниях с разным цветом кожи. Признанный докторами неизлечимым, больной вдруг начал выздоравливать…

   Псле пережитого, как и раньше, возникло осознание хрупкости жизни и присутствия Высшей силы, которая не заберет тебя к себе, пока ты на Земле не выполнишь свою задачу, не согреешь костром своей жизни тех, кто в этом нуждается. «Ты еще не сделал главного — не написал свою книгу» — это запомнилось, это отпечаталось в памяти, ничем не стереть.

   

   Вернулся я домой

   Ккой же это человек сейчас? А сейчас Владимир Кривонос погрузился в еще одну мини-жизнь. Он живет с женой Саррой в Израиле, следит за тем, что творится в мире, и особенно в России. Эмигрант вспоминает своей домик в Михеевке и рыбалку в речке Куштумге.

   Зчем же его потянуло в далекую страну? Судить не нам. Тем, кто живет на своей земле и в своем доме, не понять радости человека, долгое время снимающего углы у чужих людей, а затем услышавшего: «Для тебя построен дом. Приглашаем тебя жить. Будь хозяином». Наверное, любой мудрец подтвердит, что в жизни куда чаще гонят, чем зовут. Так бывает с отдельными людьми и с целыми народами.

   «Едем из этого мира, чтобы ощущать тот свет», — сказал мне один знакомый еврей, уезжающий в Израиль. Это он сказал про то, что там неспокойно. Что страны-соседи не могут мирно ужиться с Израилем. Но еще и про то, что там для евреев — дом. Там земля обетованная. Земля, где людям являлась та самая Высшая сила…

   Иименно в Израиле Владимир Кривонос состоялся как автор. Именно там ему удалось написать и издать свою книгу. Да не одну. И все за счет собственных средств. Первая книга называется «Войны, события, люди и встречи» и открывается строчками: «Войны, события и люди — все это было, все это будет». А завершается книга стихотворением «Две родины». Одна из них — с северными, таежными соснами, а другая — с южными, средиземноморскими. Под первыми соснами автору довелось родиться, под вторыми он погружается в вечный сон. Но верит: все пройдет, и все еще будет:

   

   Пиму участие в создании ракет,

   Чо полетят в галактики иные,

   Длеких Солнц увижу яркий свет,

   Сяжу судьбой Израиль

   и Россию.

   

   Вобеих странах разведу сады

   Н радость и себе, и людям,

   Дковинные выращу плоды…

   Ве это снова будет, будет, будет.

   

   Ценна мыслями

   Кнечно, книга «Войны, события, люди и встречи» — не для праздного досуга. Она ценна мыслями. Подобно ветхозаветному Иеремии, автор оплакивает жизни, оборванные войнами, и в то же время пытается разобраться в первоисточнике зла, поселившегося в людских сердцах. А чтобы мысли шли по самой прямой дороге до читательского разума, рассказывает притчи. В одной из них нашего бойца приютил в лесу и спас от врагов раскулаченный «враг народа», которого комсомольцы-безбожники в свое время выгнали из села. В другой — женщина, у которой фашисты загубили двух маленьких детей, становится страшным орудием мести, чтобы, свершив эту месть, тотчас же умереть. И в этом толика пережитого лично, пропущенного через себя.

   Ве прошлое

   приходит в наши сны,

   Тевожа душу, изнуряя тело.

   М с Саррой

   как осколки той войны,

    И с этим ничего нельзя поделать.

   

   О финской кампании, от Великой Отечественной войны автор переносит читателя в современный Израиль, где сегодня тоже бывает неспокойно. И замечает, что в войнах всегда кровожадные фанатики убивают безвинных людей. Всегда находятся люди-каннибалы, жаждущие человеческой крови. Всегда они в поисках жертв ищут крайнего, обычно слабого. И когда приходят к власти, развязывается бойня. А когда слабый вдруг оказывается сильным, гибнут в недоуменном оцепенении: почему так? Почему ягнята забодали волка, должно же быть наоборот!

   Эа книга направлена в грядущее. Это стихотворный учебник милосердия, который учит, что если ты сегодня не будешь защищать слабых, то завтра никто не защитит тебя. Что можно побеждать армию, но с народом воевать бесполезно: народ ляжет до последнего, а не покорится. Или перетерпит, дождется смерти тирана и возродится опять. А еще эта книга про то, что и сегодняшняя жизнь тоже остро ставит дилемму: «Или ты с евреями, или с Розенбергом». То есть либо ты разделяешь ветхозаветные общечеловеческие ценности, либо нет. Все! Отсидеться в созерцательной позе, глядя на природные красоты, в этой жизни не получится. Будущее спросит: стремился ли ты построить рай на земле (как и в своей душе) или был ни при чем, а значит, вместе с отбросами человеческого общества?

   

   Эпилог

   Тперь заграница более осязаема. Даже тем, кому не по карману билет, например, до Токио. Пользователь по Интернету узнает о японской столице все, что ему надо. Плюс увидит массу фотографий, а с помощью программы Google Earth рассмотрит из виртуального космоса весь город до последнего сарая.

   Лди разных стран благодаря всемирной паутине стали чаще переписываться, чаще общаться. Да и ездить друг к другу стали чаще. А после удивляться: как, оказывается, недалеко эта Австралия, как доступна Коста-Рика, как вообще невелика наша планета. И вот уже русские уезжают от наших холодов и заселяют поселки в штате Миннесота, вот они в Буэнос-Айресе, вот в Сиднее… И они по-прежнему любят блины, слушают Шевчука и Бутусова, не прочь попариться в бане и скучают по лыжной прогулке по свежему снежку.

   Чо тут нереального, коли русский парень влюбится в девушку из Парагвая? И если он нормальный человек, разве он не будет любить Парагвай хотя бы за то, что там выросла его избранница, его половинка? Разве он не будет по гроб жизни благодарен родителям девушки? Все меньше люди чувствуют границы и все меньше хотят их чувствовать. И, может быть, когда-то никого не будет шокировать фраза сэра Самуэля Джонсона о том, что «патриотизм — последнее прибежище негодяев». Ибо человеку свыше предписано возлюбить ближнего, но нигде не говорится, что этот ближний должен быть из родной деревни. Напротив, он должен быть из любого уголка земного шара. А еще каждое утро христиане в своей молитве повторяют, что веруют во единую святую соборную и апостольскую церковь. И это почти все равно, что говорить о вере в будущий незыблемый мир.

   Н если бы все было так просто, то, может быть, и не было бы войн… А они были и будут, пока существуют на Земле жадность, стремление к лидерству, а также «патриотизм» фанатиков и собственников. Ведь интеллигентные люди любят весь мир и лишь чуть больше других стран — свою маленькую родину, родные березки или дикие пляжи.

   Слдаты Великой Отечественной шли в бой с лозунгами: «За Родину! За Сталина!». Потом некоторые убеждались, что родина может быть неблагодарной, а правитель — чрезмерно жестоким и несправедливым. Были среди фронтовиков и такие, кто под конец жизни находил новую родину (в том числе и в Израиле). И осознавал, что тогда, на войне, он шел в бой не только за мирное население своей советской страны, но за торжество общечеловеческих ценностей, за уничтожение тех, кто, попирая эти ценности, замахивается на мировое господство.

   Тк что, обращаясь к этим темам, Владимир Кривонос по-прежнему рядом с нами. Он живет в Израиле, но пишет о глобальном. И тем самым продолжает приносить пользу России.

   

   На картах женщины гадают

   Н картах женщины гадают,

   Пверив в правильный расклад,

   Исердцем в счастьи замирают,

   Кль карты радость говорят.

   

   Н картах женщины гадают —

   Чо ждет их следом за войной;

   Врнутся ли мужья — не знают,

   Н знают, каково одной.

   

   Н картах женщины гадают —

   Уастся ли поднять детей?

   Безумно трудно — понимают,

   З чередой ночей и дней.

   

   Ибудут нищета, болезни,

   Исрывы юношеских лет,

   Н наших женщин нет железней,

   Ичеловечней тоже нет.

   

   Пойдут разруху и разлуку,

   Инепомерно адский труд,

   Пднимут и детей, и внуков,

   Имир любой ценой спасут.

   


Марк КОРЮКОВ.



назад


Яндекс.Метрика