Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 45 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 22 апреля 2010 года

След на земле

   Продолжение. Начало в № 33, 39, 42.

   Назревшая проблема

   Кждый раз при подготовке к очередному отопительному сезону в поселках Строителей и Лесном возникали крупные проблемы с ремонтом котлов, оборудования, с подготовкой кадров (кочегаров, зольщиков) для работы в котельных.

   Впоселке Строителей с населением (в то время) около 10 тысяч человек функционировали магазины, детские сады и ясли, средняя школа, профилакторий, больница, поликлиника и т. д. Жилой фонд поселка состоял в основном из сотни бараков и десятка-другого двухэтажных домов. Нужно было решать вопрос о срочной модернизации системы отопления.

   Всь массив жилья и объектов соцкультбыта поселков Строителей и Лесного зимой отапливался от котельных, которые уже исчерпали свои технические возможности и не обеспечивали тепловой режим для потребителей.

   Тлько одного каменного угля котельные сжирали в сутки около двух вагонов. Десятки самосвалов ежедневно возили уголь с железнодорожной станции.

   Ядогадывался, что уголек воруют, что часть машин с углем уходит налево. Догадывался, а установить факты хищения не мог. Подписывая документы по расходу угля, нутром чуял, что помогаю расхитителям.

   

   Резервы есть

   Кчегары и зольщики котельных (в основном это были женщины) простывали на сквозняках, часто болели. Людей не хватало, а останавливать водогрейные котлы было нельзя, т. к. рисковали понизить температуру в домах. Восстановление температурного графика влекло за собой перерасход угля, за что снижалась премия рабочим.

   Нши обращения в трест о том, что отопительные котлы на ладан дышат, что оборудование устарело и физически изношено до предела, что в предстоящую зиму жилфонд и больницы будут опять замерзать или, хуже того, вообще могут остаться без тепла, не давали положительных результатов.

   Тхнические руководители треста «Уралавтострой» (главный инженер, главный энергетик и др.) не занимались вопросами коммуналки. Они головой отвечали за оснащение строящихся объектов и развитие производственной базы треста — заводы ЖБИ и КПД, УПТК и т. д.

   Дя успешной работы производственной базы треста от ТЭЦ машзавода к заводу ЖБИ была проложена мощная теплотрасса, имеющая солидные резервы для дальнейшего развития. Теплотрасса проходила буквально рядом с поселком Строителей и постоянно привлекала к себе мое внимание.

   Нсколько раз я обращался к главным энергетикам треста и завода ЖБИ с предложением рассмотреть вопрос о врезке труб в тепломагистраль для отвода тепла на отопление жилого поселка. Те дружно отмахивались от меня. У нас, мол, производство, дел по горло, а ты лезешь со своей коммуналкой. Начальник ЖКК Тихонов и заместитель управляющего трестом Морокко к моим предложениям отнеслись как к утопии.

   

   Отчаяние? Нет, азарт

   Оенью 1970 года мы приступили в очередной раз готовить котельную поселка Строителей к запуску. Но старые десять котлов марки «Энергия-3» были совершенно непригодны для работы. Они не держали даже рабочего давления, не говоря уже об испытательном. А новых котлов не было. Их поступление ожидалось только на следующий год. Я отчетливо представлял себе, что ожидает нас в трескучие морозы где-нибудь в середине зимы.

   Смев попасть на участок КИПа (контрольно-измерительных приборов) ТЭЦ машзавода, я заверил подписью начальника цеха показания приборов об избыточном теплоносителе в сторону промбазы.

   Поизведя нехитрые расчеты, установил, что даже при подключении к тепломагистрали сетей всего поселка Строителей останется избыток гигакалорий для промбазы.

   Н как подключиться к теплосети? Вначале наступило отчаяние. Затем какая-то сильная, азартно-радостная решительность, уверенность, что делаю все правильно, захлестнула меня.

   

   Котлы — в утиль

   П моей команде сварщики вырезали под корень все десять котлов. Порезав их на куски, загрузили в машины и сдали все это в металлолом.

   Благодаря такому солидному довеску трест «Уралавтострой» перевыполнил план по сдаче металлолома. Управляющий даже похвалил кого-то из ответственных: хорошо поработали, молодцы. В те времена выполнение плана по сдаче металлолома у всех предприятий было делом если уж не святым, то строго обязательным.

   Пикинув расстояние от тепломагистрали до поселка, я дал заявку на необходимое количество труб нужного диаметра. Затем спокойно, как ни в чем не бывало доложил Тихонову и Морокко о том, что котлы вышли из строя и я, порезав, сдал их в металлолом.

   

   Всех на нары!

   УАфанасия Ивановича глаза полезли на лоб, а голос сразу осип, и он не мог какое-то мгновение говорить. Затем сипло произнес:

   — Что? Что ты сказал? Повтори!

   Яповторил и добавил, что надо добиваться разрешения на врезку в тепломагистраль.

   Афанасия Ивановича, наконец, прорвало:

   — Какую врезку?! Какое разрешение?! Ты что, с ума спятил? На дворе уже белые мухи летают! Да ты же поселок без тепла оставил!..

   Явышел из его кабинета, еще больше уверовав в свою правоту.

   Вякая крупная весть расходится со скоростью молнии. Доложили об этом и управляющему трестом Седову Ивану Ивановичу.

   Мня тут же вызвали к управляющему. Когда я пришел, там уже были Морокко и Тихонов. Мы все трое стояли посреди кабинета. У Афанасия Ивановича колени слегка подрагивали.

   Сдов, входя в раж, сначала матерился так, что Лариса Павловна (его секретарь) скорее плотно закрывала двойные двери, чтобы в приемной не было слышно этого разноса.

   Уравляющий, обращаясь ко мне, матерясь, громко выговаривал:

   — Ты что натворил, сукин сын? Тебе что, на воле жить надоело? Да знаешь ли ты, что я сейчас сниму телефонную трубку и через пять минут ты, ..., в наручниках загремишь на нары в Златоуст? Долго придется твоей Валентине сухари тебе возить! Ты кого спросил, кто тебе позволил это сделать?

   И не дожидаясь моего ответа, перекинулся на Морокко:

   — А ты, старый пень, о чем думаешь? Тебе до пенсии осталось всего ничего! Тоже на нары захотел? Этот еще молодой, успеет вернуться, а ты ведь сдохнешь там!

   Птом к Тихонову:

   — Где ты нашел этого раздолбая?! Я слышал, что приняли вы на работу специалиста, а вы, оказывается, не специалиста, а какого-то террориста подобрали! Всех троих вас повязать надо!

   

   Экономия в миллион

   Зтем, поостыв, опять ко мне:

   — Что молчишь? Говори!

   — Иван Иванович! Ни Афанасий Иванович, ни Валентин Степанович не виноваты. Они даже не знали о том, что я сделал. Но у главного энергетика треста лежит моя докладная со всеми подробностями о состоянии дел по отоплению поселка Строителей, — начал было я, но управляющий меня прервал.

   — Сколько дней понадобится, чтобы восстановить котлы?

   — Если будут новые котлы, то недели две, — ответил я.

   — Никаких «если», восстанавливайте старые, а сроку вам на все три дня! — снова прервал меня Седов.

   — Иван Иванович, старых котлов уже нет, я их сдал в металлолом. Вы сами хвалили снабженцев за перевыполнение плана по лому.

   — Ты что, идиота из меня решил сделать? — опять было начал возмущаться управляющий, но взял себя в руки.

   — И что ты теперь собираешься делать? — спросил он меня.

   — Иван Иванович, надо тепловую сеть поселка Строителей подключить к тепломагистрали промбазы треста. В ней имеется избыток теплоснабжения. У меня подготовлены все расчеты. Экономия средств от этого мероприятия составляет более миллиона рублей в год! Не нужна эта дохлая котельная, которая чадит на всю округу. Просто главный энергетик треста Фионик не хочет заниматься этим вопросом. Ему производство дороже всего, а на жилые дома, детей и больных ему наплевать! — начал теперь заводиться уже я.

   — Лариса! — нажав кнопку переговорного устройства, обратился управляющий к секретарю, — пригласи срочно ко мне главного инженера и главного энергетика, — потребовал Седов.

   

   Помощи не надо

   Вшли Куракалов и Фионик.

   — Вот что, друзья мои, посмотрите все расчеты у этого (показал на меня) архаровца и завтра же доложите мне свои соображения, — приказал управляющий.

   — Сколько вам времени потребуется на врезку, и нужна ли будет какая-то помощь? — спросил меня Седов.

   — На врезку потребуется одна ночь. А помощи не надо, обойдемся своими силами, — ответил я.

   Фоник начал было что-то возражать Седову, пытаясь заострить внимание управляющего на каком-то важном моменте.

   — Я думаю, что он прав, — перебил его управляющий, кивнув головой в мою сторону, потом добавил: — Закончили разговор. Все свободны.

   Уе через пару дней засуетились главный энергетик треста Юрий Николаевич Фионик и главный энергетик завода железобетонных изделий Рудольф Петрович Аганин. Они официально получили указание от руководства треста обеспечить условия врезки тепловой сети поселка Строителей в тепломагистраль.

   

   Сработали четко

   М тоже не сидели сложа руки. Ускоренными темпами подводили трубы в изоляции на пилонах по поверхности земли (в канал под землю эти трубы уложили следующим летом).

   Везку в тепломагистраль назначили в выходные дни. Вечером в субботу перекрыли путевые задвижки с километровым участком магистрали и, чтобы не повредить городской канализационный коллектор, постепенно стали сбрасывать воду из гигантского трубопровода. Через четыре часа, уже глубокой ночью, приступили к врезке задвижек в сторону поселка Строителей. Еще через четыре часа начали заполнять тепломагистраль. В воскресенье в восемь часов утра циркуляция в тепломагистрали была восстановлена по рабочему графику. На все это мероприятие ушло ровно двенадцать часов. Все службы — ТЭЦ машзавода, завода ЖБИ и наша — сработали четко, слаженно, ответственно.

   «Вот и все! Поздравляю тебя, Эдуард Васильевич!» — мысленно поздравил я сам себя за воплощение в жизнь своей идеи.

   Сазу же навалилось какое-то безразличие, все тело наполнилось усталостью. Не было желания ни о чем ни с кем говорить.

   Уедившись, что все в порядке, что задвижки держат давление на все сто, я доложил по телефону своим руководителям о проделанной работе. Выдав необходимые распоряжения дневной смене, ушел отдыхать.

   

   Не догадался

   Ее через сутки поселок Строителей получил стабильное тепло от системы центрального теплоснабжения.

   Ктельная поселка перестала существовать. В бывших ее помещениях были организованы насосная второго подъема и цветочная оранжерея.

   Пмню, как взрывники подрывали дымогарную трубу бывшей котельной. Зрелище было коротким, но интересным. Кирпичная 50-метровя труба около десяти метров в диаметре у основания качнулась, вздрогнула и, осевши, сложилась, как антенна, а затем превратилась в груду кирпича.

   Чрез несколько лет я случайно узнал, что ликвидацию котельной в поселке Строителей мне можно было оформить как рационализаторское предложение и получить за это солидное вознаграждение (до 10%) за фактическую экономию государственных средств. Даже прошел слушок, что в тресте кто-то так и сделал.

   Кму как, а мне лично никогда не приходила в голову мысль о том, чтобы извлекать какую-либо личную выгоду от управления вверенными мне объектами. Я всегда считал и считаю святой обязанностью руководителя изыскивать как можно больше возможностей для совершенствования процесса управления производством.

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН.



назад


Яндекс.Метрика