свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
63-64 | ||||
Четверг, 23 мая 2002 года | ||||
МАЛЕНЬКИЙ УЧЕНИК: СЕМЬЯ И ШКОЛА Главная задача, которая стоит перед современными педагогами, — максимальный учет способностей, особенностей каждого ребенка в учебном процессе. Чтобы реализовать этот индивидуальный подход, необходимо знать, как живут школьники, что ими движет, чего они хотят, что помогает, а что мешает учиться, как, наконец, складываются у них взаимоотношения со сверстниками, ребятами постарше и педагогами. Вот потому-то психологи управления образования и решили исследовать проблемы школьников города методами социологии. Вя работа была разделена на три этапа. В прошлом году опрос проводился среди старшеклассников, несколько месяцев назад ко второму этапу подключились ученики среднего звена. А в последнем, апрельском, опросе приняли участие 412 младшеклассников из 13 школ города. О его итогах мы беседуем с главным социологом Л. А. КОРШУНОВОЙ. — Людмила Акиндиновна, наверное, как всегда, свою работу вы начали с изучения проблем в школе... — Да, и для получения оценок отношения к учебе мы воспользовались довольно известной школьным психологам методикой, которая выявляет так называемую учебную мотивацию, — желание или нежелание учиться. Подсчитав и просуммировав оценки малышей, мы обнаружили, что уровень учебной мотивации с возрастом снижается. За счет чего? Как оказалось, с 1 по 3 класс уменьшается число тех, кому нравится в школе и кому нравятся одноклассники. Увеличивается число ребят, кто не пошел бы в школу, если бы ему разрешили, кто хотел бы, чтобы не было домашних заданий, и кто очень устает на уроках. Хотя при этом с 1 по 3 класс растет сознательность учеников: к 3-му классу они уже не хотят, чтобы в школе были в основном перемены, у них улучшаются отношения с учительницей, повышается удовлетворенность учебным процессом. Уивительно, что самая высокая учебная мотивация отмечена у ребят старгорода, — они с большим желанием ходят в школу. Однако более глубокое исследование показало, что чаще всего идут они, к сожалению, не столько за новыми знаниями, а для того, чтобы повстречаться с друзьями. Возможно, такая ситуация объясняется тем, что им не очень уютно дома, некуда пойти с друзьями. Дугая ситуация в школах машгородка. Для нас было полной неожиданностью узнать, что там самые неблагополучные межличностные отношения. Опрос показал, что в северной части города больше ребят, кого обижают в школе и у которых мало друзей и не нравятся одноклассники. Очевидно, они предъявляют к дружбе более высокие требования... — А если сравнить данные этого опроса с предыдущими? — Просмотрев результаты опросов по всем 11 классам, мы подвели итоги. Оказалось, что учебная мотивация от класса к классу падает приблизительно со скоростью 10 процентов: если среди первоклашек нравится ходить в школу 90 процентам, то среди учеников второго класса таких детей 80 процентов, среди третьеклассников — 70, а к десятому классу — всего 20. Конечно, абсолютно все дети вряд ли любят учиться: это очень тяжелый труд. Однако удручает, что снижение учебной мотивации — процесс неуклонный. Чем же это объяснить? Данные опросов миасских школьников свидетельствуют, что от класса к классу увеличивается запущенность предметов, перегрузка учебной информацией, претензии к учителям (плохо, непонятно объясняют материал), неблагополучие в отношениях с педагогами. Растет и число тех, кто «расписывается» в собственной лени, кому «просто надоело учиться». — Кстати, а малыши тоже страдают от большой нагрузки? — Каждый третий опрошенный ученик 1 класса хотел бы оставить в школе одни перемены. В среднем каждый девятый, а среди первоклассников — каждый пятый признался, что очень устает на уроках. Любопытно, что девочки устают значительно меньше. Наверное, потому, что мальчишки более непоседливые и энергичные. — Начальное звено — только первые шаги к вершине знаний. Помогают ли родители своим маленьким школьникам? — Для нас было важно узнать, не обделены ли малыши вниманием дома. Поэтому мы спрашивали, помогают ли детям взрослые. Оказалось, что каждому третьему ученику 1 и 2 класса и каждому пятому третьекласснику постоянно помогает кто-то из взрослых в выполнении домашних заданий. А совсем не помогают примерно каждому пятому, хотя многие дети весьма нуждаются в советах родителей. Седующий блок вопросов был подчинен воспитательной политике — как воспитывают миасских школьников: кнутом или пряником? Выяснилось, что родители чаще всего предпочитают поощрять морально: с помощью ласки и хороших слов (62%); значительно меньше среди них таких, кто покупают что-нибудь вкусненькое, разрешают погулять, делают подарки. И вот веяние нового времени: оказалось, что в каждой седьмой семье младшеклассникам в качестве поощрения дают деньги. А что предпочитают сами дети? Самым желательным для детей остается моральное поощрение (чтобы чаще хвалили, благодарили, ласкали), на втором месте — разрешали бы подольше гулять, на третьем — покупки, на четвертом — деньги на карманные расходы. Кто-то из третьеклассников даже сделал «деловое» предложение: неплохо было бы получать за каждую пятерку рублей по пять... Нмало малышей в качестве поощрения хотели бы больше времени проводить с родителями, вместе играть, гулять. Среди опрошенных ребят были и такие, кого никогда не хвалят, не ласкают, кто не слышит от близких слов признания (3%). Казалось бы, небольшая цифра, но это сотни ребятишек, которые любым способом пытаются обратить на себя внимание, порой совершая противоправные поступки. — С поощрением мы разобрались, а как обстоят дела с наказанием? — Опрос показал, что в каждой третьей миасской семье детей 7-9 лет практически не наказывают. Более чем 60 процентов опрошенных малышей ответили, что их наказывают редко, а 5 процентов, т. е. каждый пятый, сказали, что часто. Итак, большинство родителей только ругают своих детей. В каждой же третьей семье не пускают гулять, в каждой четвертой — запрещают смотреть телевизор, а в каждой двадцатой — шлепают и даже бьют. Если провести параллель с результатами предыдущих опросов, то прослеживается следующая тенденция: по отношению к малышам применяют карательно-запретительные меры 55 процентов родителей, к ученикам среднего звена — 40 процентов, а к старшеклассникам — уже только 30. Чем старше становятся сын или дочь, тем чаще родителям приходится с ними договариваться «мирным» путем: убеждать, а порой и подкупать. — Как показал опрос, родители в первую очередь поощряют или наказывают детей за учебу. Но ведь не менее важно то, как ведет себя ребенок в свободное от уроков время. Чем же любят заниматься маленькие миасцы? — Удивительно, но сами дети сказали, что больше всего любят помогать маме с папой по дому, хотя родители зачастую не рискуют им доверять домашние хлопоты. В результате, к третьему классу таких детей становится заметно меньше. А вообще, их досуговые занятия выстроились в следующем порядке: смотреть телевизор и играть на компьютере, читать, посещать секции и кружки, бегать на улице, играть дома, мастерить или заниматься рукоделием. Наши дети готовы смотреть телевизор с утра до ночи, и, очевидно, родители это видят. Но известно, что ребенок смотрит на взрослых, и его интересы зависят от увлечений родителей. — Что же взять родителям на заметку? — Важно понять, что за общей статистикой стоит конкретная семья. Очевидно, что родителям нужно больше времени проводить со своими детьми, интересоваться их делами в школе, отношениями со сверстниками, учителями, хвалить — жить с ними одной жизнью. Поверьте, они этого ждут.
Беседовала Людмила ЗАНЬКО.
|
назад |