![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
40 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Понедельник, 12 апреля 2010 года | |||
![]() |
Моя профессия — вторая мама
Как уже писала наша газета, учитель русского языка и литературы из гимназии № 26 Елена Артышева стала победителем областного конкурса «Самый классный классный». Теперь она готовится представлять Южный Урал на аналогичном всероссийском конкурсе. — Елена Анатольевна, конкурс, в котором вы участвовали, собрал лучших педагогов области. В какой-то степени он был индикатором общего уровня профессионализма классных руководителей в наших школах. Высок ли, на ваш взгляд, этот уровень или победитель не чувствовал серьезной конкуренции? — Мне победа далась нелегко. Уровень конкурса был высоким, подготовка участников отличной. Уже на вечере знакомств стало ясно, что здесь, в лесной школе Озерска, собрались творческие люди. Каких только сценических находок и интересных приемов не было на самопрезентациях педагогов! В финале выступали 16 классных руководителей из разных городов и районов области, и каждый из них показал себя неординарной личностью, украшением российской школы. — Для вас как для филолога не подлежит сомнению, что слова «учитель» и «педагог» мужского рода. А много ли среди участников конкурса было мужчин? — Ни одного. Заместитель министра образования и науки области Надежда Фуникова предположила, что сильный пол испугался нагрузки, которую предстояло испытать конкурсанткам. Шутка шуткой, а если серьезно, то грустно все это. — Почему же мужчины не идут в школу? — Основная причина, конечно, в заработке. Главе семьи, мужчине, трудиться за такую маленькую зарплату, мягко говоря, некомфортно. На моей памяти было не раз, когда мужчины приходили в школу, влюблялись в свою профессию, а затем уходили. Жалели, но куда деваться? У них семья, ее надо кормить. Вероятно, есть и вторая причина. Труд педагога требует очень кропотливой ежедневной работы, а кроме того, эмоциональности. Женщине в этом плане легче, так уж она устроена. — Труд свободного учителя-предметника и труд классного руководителя отличаются как небо и земля? — Понятие «воспитатель» включает в себя и понятие «учитель-предметник», и понятие «классный руководитель». Чистый предметник на своих уроках имеет огромную массу возможностей осуществлять и регулировать воспитательный процесс. Но функция учителя, который является еще и классным руководителем, гораздо шире. У него непочатый край работы. Он и психолог, и блюститель порядка, и судья, и даже в какой-то степени семейный доктор либо пастор. Можно продолжить список профессий, приемы которых мне приходится применять в своей работе. Скажу коротко: моя профессия — вторая мама. — Тяжело… — Вот именно. Конечно, я бы никогда не состоялась как классный руководитель, если бы не поддержка моих коллег, родителей и детей, разумеется. Главным образом благодаря детям учитель становится настоящим учителем. А у нас в гимназии к тому же сложился интересный коллектив единомышленников, которые умеют стимулировать друг друга. Я считаю, что в любой школе от того, сколько там настоящих педагогов-энтузиастов, зависит все. В том числе и официальный статус, и просто доброе имя учебного заведения. Дректор нашей гимназии Илья Герштейн, на мой взгляд, тонкий психолог и гуманист. Он помогает учителю полнее раскрыть свои возможности, нацеливает на выполнение задачи, которая, на первый взгляд, кажется непреодолимой. Но все получается — и успех окрыляет, и стимулирует на дальнейшую работу. — Раз у нас зашла речь о коллективе, то скажите, пожалуйста, являетесь ли вы сторонником воспитания человека через его вовлечение в коллектив? Или лучше воспитывать индивидуалистов? — Подростки всегда были одинаковыми, разве что нынешнее время с его социальными вопросами и обилием информации обострило подростковый максимализм. За внешней, напускной бравадой обычно прячется нежнейшая душа человека, не уверенного в себе, не знающего жизни. Кллектив как средство адаптации к окружающей действительности необходим. Там воспитывается толерантное отношение к другому человеку, умение уживаться с незнакомыми людьми. Человеку, не понимающему чужих интересов и не уважающему их, наверняка в дальнейшем будет непросто. А ведь ни один учитель не пожелает зла своему питомцу, ведь так? Н, с другой стороны, в коллективе часто бывает не принято высовываться, заявлять о своей особой одаренности. В таких условиях человек может и не проявить свой талант, свои индивидуальные качества. А педагог должен помочь ребенку раскрыть его дар, его природные способности и направить своего питомца на путь развития этого дара. Врешении спора о том, что лучше — индивидуализм или коллективизм, мое сердце — в поисках золотой середины. В поисках той самой гармонии и с окружающим миром людей, и с собственной душой. — Человек изначально рождается талантливым? Дети уже появляются на свет архитекторами, врачами или артистами, важно лишь это увидеть и развить? — Однозначного ответа нет. Нельзя сказать, что этот ребенок родился гениальным математиком, а тот — великим писателем. В каждом ребенке изначально заложен какой-то дар, но было бы неправильным утверждать, что человеку следует быть по профессии именно тем-то. Можно говорить лишь о направлениях, в которых его одаренность может проявиться. — Вы преподаете литературу. Помогает ли она вам в жизни и помог ли преподаваемый вами предмет победить в конкурсе? — Очень помог, потому что от конкурсантов требовалось владение ораторским искусством, умение выражать свои мысли и облекать их в привлекательную форму. Надо вообще сказать, что в жизни это очень даже не лишнее. Отается выразить сожаление, что дети сегодня мало читают, редко берут книгу в руки. Ведь именно книга не только дает представление о жизни, но и формирует язык человека. Умение говорить помогает сделать карьеру. Значит, книга, в том числе и художественная, — это ключ к успешной жизни. — А вы сами что читаете? — Моя работа связана с классической литературой, поэтому я читаю и перечитываю классику. С возрастом начинаешь понимать, что хотел сказать писатель, и обращаешь внимание на то, о чем раньше не задумывался. Перечитывать книгу через несколько лет после прочтения бывает очень интересно: в ней ты вдруг открываешь много нового. Люблю Булгакова — «Мастера и Маргариту», «Собачье сердце». Еще большая поклонница многих писателей советского времени, которых в свое время активно печатали в «Новом мире» и «Роман-газете», — Айтматова, Астафьева, Липатова, Распутина… Много хороших прозаиков было в нашей стране. — Ну и напоследок, пожалуй, главный вопрос. Что наиболее важно в воспитании? — Измерить процесс воспитания достаточно сложно. Он не укладывается в рамки всевозможных методик. К тому же этот процесс бесконечный. Но в любой ситуации воспитатель должен реагировать таким образом, чтобы ребенку в результате было хорошо.
Марк КОРЮКОВ.
|
назад |