Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 40 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Понедельник, 12 апреля 2010 года

Остановка по требованию

   Произошедшее на АЗ «Урал» имеет разные трактовки

   Главный конвейер автомобильного завода «Урал» замирает в минувший вторник, 6 апреля, ориентировочно полдевятого утра, в тот момент, когда неподалеку от него завершается ежедневное совещание по текущим вопросам у топ-менеджмента предприятия.

   Кк рассказали трудящиеся, с которыми нам удалось побеседовать, работники трех участков автосборочного производства отправляются к руководству автозавода за разъяснениями по поводу заработной платы. По их мнению, ее уровень практически такой же, как и год назад, а объем производства на предприятии и, соответственно, загрузка существенно возросли.

   Гавный конвейер стоит из-за этого, по версии руководства предприятия, 15 минут, по подсчетам самих работников — от 10 до 25 минут. Разъяснительной работой с операторами занимается управляющий автосборочным производством, в то время как присутствовавший неподалеку генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман к народу не подходит.

   Тк что же на самом деле произошло на градообразующем предприятии — рядовой случай, раздутый до размеров слона, или ЧП?

   Версия первая — заводская

   Сустя сутки после описываемых событий, когда информация просочилась в ряд региональных изданий, генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман собрал пресс-брифинг, где изложил свое видение. Случившееся в минувший вторник он назвал несанкционированной остановкой конвейера, а сравнение с бунтом или забастовкой — смешным. Произошедшее он связал с тем, что рабочим после получения расчетных листов была непонятна система начисления заработной платы, поскольку в 2010 году были произведены некоторые изменения в премиальной системе. Первый руководитель автозавода подчеркнул, что специально не подошел к операторам, поскольку видел, что управляющий ведет разъяснительную работу, поэтому дал ему возможность «проявить свою компетенцию».

   Н следующий день (и в день проведения пресс-брифинга) Виктор Корман собрал бригадиров, на встрече с которыми, по его словам, был проведен тщательный разбор ситуации и выявлен корень проблемы. Заключается он, по признанию первого руководителя автозавода, в слабой разъяснительной работе, которую с операторами должны проводить упомянутые выше бригадиры…

   Гнеральный директор привел в сравнение главного конкурента — Камский автозавод, который в марте работал в режиме четырехдневки против полноценной рабочей недели на Уральском автозаводе. Он огласил также средний уровень заработной платы — 21,5 тыс. рублей (по производственным рабочим автосборочного производства), отметил, что у КамАЗа он в полтора раза ниже и что достигнуть этого порога удалось раньше, чем планировалось, — в марте вместо декабря. «Поэтому недовольства непонятны. Я полагаю, что есть какие-то нездоровые силы, которые заинтересованы в том, чтобы дестабилизировать работу градообразующего предприятия. Много завистников, в том числе и в городе, которые только и ждут, когда мы споткнемся», — заявил Виктор Корман.

   Овечая на вопрос журналиста, генеральный директор дал понять, что ему известны зачинщики несанкционированной остановки конвейера, но их имена он не огласил. «Есть неформальные лидеры, мы их знаем. Я не считаю необходимым разгонять их, увольнять. Наша задача — создать нормальную мотивацию людей, современную, сквозную корпоративную культуру, чтобы сопротивлений переменам было меньше», — резюмировал генеральный директор.

   Версия вторая — рабочая

   Вгазету обратились работники главного конвейера, которые выразили желание встретиться и изложить свое видение произошедшего, но на условиях анонимности. Причина банальна: даже после наших увещеваний и ссылок на слова Виктора Кормана, что никаких репрессий не будет, люди опасались открыто выражать собственное мнение.

   П признанию сотрудников автосборочного производства, ни о каких зачинщиках, спланировавших акцию протеста, речи идти не может. Остановка работы конвейера была спонтанной и вызвана тем, что в полученных накануне расчетных листах суммы к выдаче оказались ниже, чем ожидалось. «Какие неформальные лидеры? Ну одного можно настроить, второго, третьего… Но не весь же цех!» — единодушны работники.

   Автозаводцы предъявляли расчетки как прошлого марта, так и нынешнего. В их сравнении просматривалось два тренда. Первый — ни у кого из них заработная плата не достигала объявленного генеральным директором на пресс-брифинге показателя. Хотя, с другой стороны, это вполне объяснимо. Средний уровень как раз и подразумевает, что у кого-то зарплата выше, а у кого-то наоборот. Видимо, те, кто пришел в редакцию, оказались из последней категории. Второй — разница между мартом 2009 года, когда завод был на четырехдневке и выпускал 35 грузовиков в смену, против марта 2010 года при полноценной рабочей неделе и 45 грузовиках в смену, по нашей оценке, несущественная.

   Оераторы признают, что после того, как конвейер остановился, они пошли непосредственно к генеральному директору, поэтому удивлены его нежеланием выслушать их: «Он нас видел. Но не стал общаться, обошел толпу. А с нами разговаривали управляющий и начальник цеха. Правда, у начальника цеха он поинтересовался, чем люди недовольны».

   Версия третья — профсоюзная

   Сциально-трудовые права и интересы трудящихся на автомобильном заводе «Урал» отстаивает профсоюз. С его лидером Валерием Болотовым напрямую пообщаться не удалось (сначала он говорил по телефону, затем уходил на совещание и т. д.). Однако на нескольких информационных лентах появился его комментарий. Учитывая, что везде он был абсолютно идентичным, мы не усомнились в его достоверности (публикуется в сокращении): «И вчера, и сегодня ситуация на заводе стабильна, в полном объеме функционируют сборочные конвейеры, автокомпонентные производства… Ситуация не выходила из-под контроля как руководства предприятия, так и руководства автосборочного производства… В апреле в соответствии с ростом производственной программы и загрузкой на своих участках производственные рабочие получат около 26,46 тыс. руб., операторы конвейера — около 20 тыс. руб. Не вижу никаких причин говорить о какой-либо дестабилизации рабочей обстановки на предприятии ОАО «АЗ «Урал».

   Обобщая...

   Итина, как водится, находится где-то посередине. Трудно не согласиться с Виктором Корманом в том плане, что произошедшее не бунт и не забастовка. В противном случае был бы и стачком, и выдвигаемые требования, изложенные в письменном виде. Да и конвейер простоял бы не 15 минут. На этот же раз ничего подобного не наблюдалось. Но и в гипотезу о среднеарифметическом сытом и довольном работнике автозавода, который просто не разобрался в принципах начисления заработной платы, тоже не верится. От хорошей жизни с расчеткой в руках к генеральному, наверное, не побежишь. Или кто-то из читателей другого мнения?

   Отаются белые пятна, легко трансформируемые в вопросы. Например, почему все-таки Виктор Корман не стал напрямую общаться с рабочими? Ведь очевидно, что раз генеральный директор тет-а-тет с «протестантами» не встретился, то о сути проблемы он узнал с чужих слов, а тут, как водится, возможны толкования, причем самые что ни на есть субъективные и к случившемуся отношения не имеющие.

   И что самое удивительное, происходит это на предприятии, где внедряется производственная система, один из принципов которой следует трактовать так: решай проблему непосредственно в месте ее возникновения. Поэтому поставить знак равенства между собранием бригадиров и прямым общением с недовольными сотрудниками рука не поднимается. Да и время, потраченное на пресс-брифинг, наверное, можно было бы с большей эффективностью использовать на диалог с сотрудниками главного конвейера. Не знаем, как другие журналисты, но мы эту рокировку пережили бы.

   Д и с самими бригадирами пока не все до конца ясно. А им-то кто-нибудь объяснил новые принципы премиального положения? А тем другим, кто должен был объяснять тем, кто должен был объяснять бригадирам, и далее по цепочке? Управляющий производством и начальник цеха — это, конечно, здорово, но есть серьезные сомнения на тот счет, что именно они являются разработчиками и идейными вдохновителями внедрения скандального премиального положения, для этого есть специализированные подразделения. Поэтому, может, не стоит спешить искать на стороне «завистников» и некие мифические «нездоровые силы», а сначала у себя внутри разобраться?

   Ивсе-таки есть уверенность, что здравый смысл возобладает. И строится это предположение не на кофейной гуще. «Миасскому рабочему» доподлинно известно (и этому есть соответствующая, подтверждающая наши слова диктофонная запись), что руководство автозавода определило имя, по их мнению, одного из зачинщиков несанкционированной остановки конвейера. Установило и… не наказало.

   П нашим сведениям, в минувший четверг управляющий автосборочным производством вызвал «зачинщика» (который, кстати, ни к каким зачинщикам себя не причисляет) в кабинет, и на этой встрече стороны в устной форме заключили мировое соглашение. Чем бы это ни было продиктовано, указкой сверху или личной инициативой, но для руководителя это поступок. Мы же в меру своих возможностей постараемся следить за ситуацией. Лишним это точно не будет.

   


Дмитрий ФЕДЕЧКИН.

   



назад


Яндекс.Метрика