свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
62 | ||||
Вторник, 21 мая 2002 года | ||||
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАМОРОЧЕННЫЙ БЮДЖЕТ В ежегодном Послании к Федеральному собранию Президент Российской Федерации В. Путин значительное внимание уделил местному самоуправлению. Он отметил нечеткость в разграничении полномочий центральных и региональных властей, неопределенность, за что должно отвечать государство, а за что — органы местного самоуправления, недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов и т. д. В Послании отмечено: «Без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом считаю невозможным». Соим отношением к проблемам, поднятым в Послании, мы попросили поделиться заместителя главы города Ирину Серко: — Раздел Послания, где говорится о межбюджетных отношениях и местном самоуправлении, на меня произвел двоякое впечатление. С одной стороны, президент ратует за дееспособную местную власть, с другой стороны, муниципальные образования лишены возможности иметь полноценный бюджет: с этого года значительно снижен процент оставляемых в городе налогов. Как выполнять свои функции, если под них нет финансирования? Ообенно интересны следующие за Посланием комментарии других должностных лиц, в которых упор делается не на решение проблем местного самоуправления, а на повышение ответственности местных властей. У нас и так ответственности предостаточно: население, которое избирает местную власть, рядом, и все наши шаги оцениваются сразу и непосредственно. Вот только под эту ответственность финансовых полномочий маловато... — В Послании говорится о создании собственных источников формирования бюджета за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости... — С предпринимателями мы работаем постоянно, уговариваем, разъясняем: «заасфальтируйте площадку», «приведите в порядок фасад», «дайте деньги на благоустройство». Но вся эта работа ведется вне рамок Налогового кодекса, а хотелось бы, чтобы местное самоуправление имело нормальную финансовую основу для выполнения своих полномочий. Налог в местный бюджет предприниматель принес бы сам, если бы знал: деньги пойдут, например, на ремонт детской поликлиники или дороги к школе. Сбственность... А сколько ее у города? Все, что можно, отдано в аренду; арендную плату увеличивать уже нельзя — раздавим малый бизнес. Земельная собственность складывается из дорог и тротуаров, которые не продашь и в аренду не сдашь. Вот и будем зарабатывать «на панелях». Другой земли нет: она поделена между федеральным центром и областью. Ситаю, что доля муниципального «пирога» должна быть больше. Например, 5% налога на добавленную стоимость (НДС), самого собираемого налога, по действующему законодательству должны идти на нужды муниципального образования, а на деле это не выполняется. Раньше в городе оставалось 19 % от налога на прибыль, сейчас — лишь 2% . Наполовину уменьшена сумма оставляемого в городе налога на имущество. В результате, в 1 квартале бюджет исполнен по собственным доходам лишь на 83%. — Ведется ли работа с предприятиями-недоимщиками? — Постоянно. Приглашаем руководителей на заседание комиссии по недоимке. Разводят руками: «в I квартале налоги платить нечем». Многие предприятия Миасса «кормились» на Севере: выполняли заказы муниципалитетов северных городов. Но и там бюджеты пострадали от нынешнего расклада налогов; в результате, некоторые предприятия Миасса потеряли заказы и деньги. Лхорадит автомобильный завод «Урал», а он — главный налогоплательщик местного бюджета. Пи формировании бюджета доходная часть была завышена: учли мораторную задолженность УралАЗа. Но предприятие, к сожалению, собирается ее погашать не деньгами, а объектами. — Какой же вы видите выход? — Ищем... Например, будем более жестко взыскивать недоимки, и теперь уже не только деньгами, но и имуществом. Не хотелось бы идти на этот шаг, но как выживать городу? — Может быть, сократить штат муниципальных служащих? — Еще в прошлом году количество работников городского аппарата управления, содержащихся за счет бюджета, было сокращено на 86 человек. Работа по оптимизации численности продолжается. Ивсе же сокращение штата, перевод отдельных подразделений на самоокупаемость — не панацея от бед местного самоуправления. В городе должно больше оставаться отчислений от регулирующих налогов, тогда и у местного самоуправления будет возможность лучше исполнять свои функции.
Вопросы задавала Тамара КЛЕЩЕВА.
|
назад |