свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
61 | ||||
Суббота, 18 мая 2002 года | ||||
ОТ ЧЕГО СВОБОДЕН СВОБОДНЫЙ ПРОФСОЮЗ? Пассажирское хозяйство города периодически лихорадит. Уже который год. И это сразу замечают горожане, абсолютное большинство которых пользуется общественным транспортом. Еще больнее и жестче «лихорадка» бьет по самим транспортникам. Им задерживают выплату зарплаты, они остро ощущают нехватку запчастей и горючего, машины выезжают на линию далеко не всегда в идеальном состоянии. Взвращение платного проезда, увы, всех проблем не решило. Вновь образованное предприятие «Пассажирский транспорт» за прошедшие восемь с лишним месяцев нововведений рентабельным так и не стало. Зарабатывает предприятие за месяц 5 млн. 400 тыс. рублей, в то время как только на зарплату, да выплаты отпускных ему требуется ровно на миллион больше. Чо сегодня происходит за забором «Пассажирского транспорта»? Секрета из этого не делается. Транспортники «сор в избе» не держат, а то и совсем щедро «выметают» его под ноги пассажирам. И слышнее всех здесь голос профсоюзов. Взять хотя бы последние предпраздничные события — апрельский профсоюзный пикет транспортников у здания городской администрации с требованием поднять тарифы за перевозки и оплатить проезд льготников из городской казны; через неделю после этого — конференция трудового коллектива предприятия, обсудившая ряд вопросов по оплате и организации труда транспортников опять же с профсоюзами. События эти получили отражение в городских СМИ. А параллельно по городу стали распространяться листовки с обращением конференции все того же трудового коллектива МГУП «Пассажирский транспорт», но с текстом совершенно противоположного толка. Нчиналось обращение с криминальной новости о том, что в подъезде своего дома избит председатель свободного профсоюза электротранспортников Андрей Фадеев. Далее делегаты конференции трудового коллектива (именно так подписано обращение) отрекались от апрельского пикета, называя его провокационным спектаклем, разыгранным властями и не имеющим никакого отношения к трудовому коллективу(!?). Заканчивался текст обращения призывом поставить заслон разрушительным намерениям отдельных народных избранников, пытающимся «уничтожить общественный транспорт города в угоду частным интересам». Тк где же тут трудовой коллектив? Где профсоюз? И кто чьи интересы отстаивает и кого защищает? Большинство пассажиров, которым листовки с обращением раздавались прямо в салонах троллейбусов, были в недоумении. Что же все-таки происходит на транспортном предприятии? Пояснить ситуацию мы попросили его руководителя, являющегося к тому же еще и депутатом горсовета, генерального директора МГУП «Пассажирский транспорт» АЛЕКСАНДРА ХЛЫЗОВА.
— Александр Анатольевич, давайте сразу возьмем быка за рога. Что это за обращение конференции трудового коллектива? И почему оно распространяется столь необычным методом? Насколько нам известно, конференция состоялась 25 апреля, и по целому ряду вопросов вы сумели найти на ней общий язык с профсоюзом предприятия, в чем-то приняв его требования. — Да, 25 апреля на конференции трудового коллектива администрация приняла отдельные требования двух наших профсоюзов — профсоюза автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий или как его еще называют — профсоюза жизнеобеспечения. Мы сумели договориться. Но у нас на предприятии действует еще один профсоюз — свободный профсоюз работников электротранспортного предприятия Миасса (подобной организации нет больше ни в одном городе). С первыми двумя профсоюзами мы ведем диалоги, пытаемся выстроить деловые партнерские отношения, а вот с третьим — свободным профсоюзом — таких отношений никак не выстраивается. Свидетельством тому и стала последняя конференция, состоявшаяся 25 апреля. Педседатель свободного профсоюза Андрей Фадеев пришел к началу работы конференции и увел с нее членов своего профсоюза — человек 30 от общего числа делегатов в 150 человек. Эти «отпочковавшиеся» делегаты во главе с Фадеевым в этот же день и час провели свою конференцию в салоне троллейбуса, после которой и родилось это обращение. Замечу, что вопроса «Об обращении» в повестке конференции не значилось. Текста его никто не видел и не обсуждал. И появилось оно, подписанное безымянно «Делегаты конференции трудового коллектива», лишь через несколько дней после конференции. Остается только догадываться о его авторстве и удивляться слепой вере делегатов своему профсоюзному лидеру. Обращение было растиражировано 1 мая и роздано водителям и кондукторам, поддерживающим профсоюз Фадеева. А они уже понесли его «в массы» — своим пассажирам. — Свободный профсоюз у вас на предприятии существует, наверное, уже года два. О нем в городе слышали, как об очень неудобной для руководителей общественной организации. И вы, когда пришли в пассажирский транспорт генеральным директором, думаю, знали об этом. Не пытались построить с этим профсоюзом партнерские отношения? Ведь конструктивные диалоги выгодны обеим сторонам. — Полностью согласен с вами и благодарю за такой вопрос. Конечно, мы пытались наладить диалог. Но тут, пожалуй, уместно будет вернуться к тому, как все начиналось. 4 или 5 лет назад Андрей Фадеев пришел в троллейбусное предприятие работать слесарем. И, насколько мне известно, был уволен за невыполнение трудовых обязанностей. Обратился в суд и был восстановлен, но вернулся на предприятие уже в новом качестве — свободного профсоюзного лидера. Это был 1999-й год, шла громкая выборная кампания в Госудаственную думу, и наш новый профсоюз активно в нее включился, поддержав небезызвестное профсоюзное движение «Мир, труд, май», обосновавшееся в Екатеринбурге и спонсируемое из США. Кстати, сразу после выборов Фадеев отбыл в эту страну, видимо, был командирован за хорошую работу. Его и сейчас поддерживает Уральский профцентр, находящийся в Екатеринбурге (бывшее движение «Мир, труд, май»). Иотношения выстроить с этим профсоюзом, думаю, не удастся никому. Потому что его цель — дестабилизация обстановки на предприятии и в городе в целом. Спросите, почему именно на нашем предприятии? Отвечу: транспортное предприятие как нельзя лучше подходит для этого, ведь от него зависит жизнь всего города. — Но ваши работники поддерживают этот профсоюз... — Да, где-то одна треть. В основном работники электротранспорта. — Почему? — Профсоюз во главе с Фадеевым выдвигает очень привлекательные для рабочих требования, но невыполнимые в сегодняшних условиях. — Например? — Например, увеличить тарифные ставки рабочих разрядов в три раза. И в три раза увеличить премию. Разве это не привлекательно? Очень! Но нереально сегодня. А Фадееву этого и не надо. Он лишь говорит то, что люди хотят услышать, и всегда находится в жесточайшей конфронтации с администрацией. Это тоже очень привлекательно. Ответственность же его как профсоюзного лидера всегда размыта. Он прикрывается штампом «коллектив», как и в последней листовке, где его личной подписи нет, а стоит «Делегаты конференции трудового коллектива». Конференции, которая, кстати, по закону не может считаться легитимной, так как и организация свободного профсоюза малочисленна — не объединяет и половины работников предприятия, и в ее конференции не участвовала вторая сторона — администрация. А значит, не было никаких коллективных переговоров. Об этом Фадеев знает, ему было заявлено все это официально. Кстати, листовки его отпечатаны приличным тиражом все в том же Екатеринбурге. — В связи с этим возникает еще один вопрос: на какие средства живет свободный профсоюз? — Треть работников предприятия платит взносы. Это где-то 17 тысяч рублей в месяц. На эти деньги закупается современная оргтехника, платятся многочисленные судебные издержки, содержится штат профсоюза (4 человека). Думаю, у многих, конечно, возникают сомнения, что на все это хватает одних взносов... — А зачем Миасс понадобился Уральскому профцентру Екатеринбурга? — В Екатеринбурге — крупном уральском промышленном центре — передел собственности давно завершен, а в Миассе еще есть что делить. Вот для этого Екатеринбургу и нужен Фадеев с его организацией. — О чем конкретно идет речь? — Несмотря на многочисленные трудности, у нас в городе общественный транспорт остается муниципальным. А в Екатеринбурге, думаю, могут быть заинтересованные лица, которые были бы не прочь прибрать его к рукам и развить у нас свой частный транспорт. Вот почему нам вести диалог с Фадеевым невозможно. Он никогда не пойдет на него, потому что преследует совсем другие цели. Хотя, повторюсь, с двумя другими профсоюзами мы работаем. И пусть не всегда, пусть не сразу, но находим приемлемые решения наших общих проблем. А у лидера свободного профсоюза — одни призывы, лозунги, листовки да забастовки, которые всегда больно и как-то исподтишка бьют по горожанам, так как организуются, как правило, зимой и поздней осенью... — Давайте вернемся еще раз к листовке. Она начинается с рассказа, как Фадеев был избит. Тут и нам досталось: мол, СМИ умолчали, скрыли такой факт, что лидер свободного профсоюза избит за свою деятельность — нападавшие требовали, чтобы он убрался с транспортного предприятия... — Не знаю, был ли на самом деле избит лидер профсоюза. Если это действитльно имело место, то я ему искренне выражаю свое сочувствие. Знаю лишь, что в милицию сразу об этом Фадеев не заявил, судмедэкспертизы не проводил, и побои зафиксированы не были. В больницу он обратился только через два дня после нападения — и не в травматологическое отделение, а в терапевтическое, где ему был поставлен диагноз: гастрит. Следов телесных повреждений врач не обнаружила, да и больной ничего не заявлял о том, что двумя днями раньше был избит. А в милицию о нападении Фадеев заявил лишь спустя восемь дней с момента происшествия. Все это, конечно, не может не вызывать подозрений. Да и первая информация о нападении почему-то поступила к нам все из того же Екатеринбурга. (Как стало известно редакции «МР», в возбуждении уголовного дела по факту избиения А. Фадееву отказано из-за его недоказуемости. Предполагается, что А. Фадеев преднамеренно вводит в заблуждение органы внутренних дел. —Авт.) — И еще о листовке. Кто в ней подразумевается под «народными избранниками, забывшими о гражданском долге и пытающимися уничтожить общественный транспорт в угоду частным интересам»? — Думаю, что это Хлызов и Григориади. — У вас есть личная заинтересованность в развале предприятия, на которое вы пришли директорствовать? — Нет, такой заинтересованности я не имею. Не имею и частных маршрутных такси, чтобы пустить их по городу вместо муниципальных автобусов и троллейбусов. Нет такого предприятия и у Григориади. При этом хочу еще подчеркнуть, что я депутат горсовета и полностью подотчетен городскому Совету. Так же, как и мэр города. — Мы не коснулись в нашей беседе многочисленных проблем, которые сегодня отравляют жизнь пассажирам. Это тема отдельного разговора. И все же один вопрос: у вас что-то изменилось после последнего решения апрельской сессии, которое сократило число льготников и повысило тарифы на загородные поездки? — Кое-что, конечно, изменилось. В связи с садовыми перевозками и повышением тарифов более рентабельно стали работать автобусы. А вот майский простой автозавода ударил по карману предприятия: поездки резко сократились, и хуже стали приобретаться в этом месяце проездные билеты для горожан, хотя хорошо разошлись новые проездные по 50 рублей — для школьников и пенсионеров. Кнечно, остается еще немало вопросов и по пригородным маршрутам, и по тем же садовым. Но не торопитесь решить все сразу. Ведь нашему предприятию нет еще и года. Года не исполнилось и вернувшемуся в город платному проезду. Надеюсь, это не последняя наша встреча. И о проблемах транспортного предприятия, и об их решении мы еще расскажем.
Беседовала Наталья КАЛИНИНА.
Фто Александра МИЗУРОВА.
|
назад |