Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 61 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 18 мая 2002 года

ОТ ЧЕГО СВОБОДЕН СВОБОДНЫЙ ПРОФСОЮЗ?

   Пассажирское хозяйство города периодически лихорадит. Уже который год. И это сразу замечают горожане, абсолютное большинство которых пользуется общественным транспортом. Еще больнее и жестче «лихорадка» бьет по самим транспортникам. Им задерживают выплату зарплаты, они остро ощущают нехватку запчастей и горючего, машины выезжают на линию далеко не всегда в идеальном состоянии.

   Взвращение платного проезда, увы, всех проблем не решило. Вновь образованное предприятие «Пассажирский транспорт» за прошедшие восемь с лишним месяцев нововведений рентабельным так и не стало. Зарабатывает предприятие за месяц 5 млн. 400 тыс. рублей, в то время как только на зарплату, да выплаты отпускных ему требуется ровно на миллион больше.

   Чо сегодня происходит за забором «Пассажирского транспорта»? Секрета из этого не делается. Транспортники «сор в избе» не держат, а то и совсем щедро «выметают» его под ноги пассажирам. И слышнее всех здесь голос профсоюзов. Взять хотя бы последние предпраздничные события — апрельский профсоюзный пикет транспортников у здания городской администрации с требованием поднять тарифы за перевозки и оплатить проезд льготников из городской казны; через неделю после этого — конференция трудового коллектива предприятия, обсудившая ряд вопросов по оплате и организации труда транспортников опять же с профсоюзами. События эти получили отражение в городских СМИ. А параллельно по городу стали распространяться листовки с обращением конференции все того же трудового коллектива МГУП «Пассажирский транспорт», но с текстом совершенно противоположного толка.

   Нчиналось обращение с криминальной новости о том, что в подъезде своего дома избит председатель свободного профсоюза электротранспортников Андрей Фадеев. Далее делегаты конференции трудового коллектива (именно так подписано обращение) отрекались от апрельского пикета, называя его провокационным спектаклем, разыгранным властями и не имеющим никакого отношения к трудовому коллективу(!?). Заканчивался текст обращения призывом поставить заслон разрушительным намерениям отдельных народных избранников, пытающимся «уничтожить общественный транспорт города в угоду частным интересам».

   Тк где же тут трудовой коллектив? Где профсоюз? И кто чьи интересы отстаивает и кого защищает? Большинство пассажиров, которым листовки с обращением раздавались прямо в салонах троллейбусов, были в недоумении. Что же все-таки происходит на транспортном предприятии?

   Пояснить ситуацию мы попросили его руководителя, являющегося к тому же еще и депутатом горсовета, генерального директора МГУП «Пассажирский транспорт» АЛЕКСАНДРА ХЛЫЗОВА.

   

   — Александр Анатольевич, давайте сразу возьмем быка за рога. Что это за обращение конференции трудового коллектива? И почему оно распространяется столь необычным методом? Насколько нам известно, конференция состоялась 25 апреля, и по целому ряду вопросов вы сумели найти на ней общий язык с профсоюзом предприятия, в чем-то приняв его требования.

   — Да, 25 апреля на конференции трудового коллектива администрация приняла отдельные требования двух наших профсоюзов — профсоюза автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий или как его еще называют — профсоюза жизнеобеспечения. Мы сумели договориться. Но у нас на предприятии действует еще один профсоюз — свободный профсоюз работников электротранспортного предприятия Миасса (подобной организации нет больше ни в одном городе). С первыми двумя профсоюзами мы ведем диалоги, пытаемся выстроить деловые партнерские отношения, а вот с третьим — свободным профсоюзом — таких отношений никак не выстраивается. Свидетельством тому и стала последняя конференция, состоявшаяся 25 апреля.

   Педседатель свободного профсоюза Андрей Фадеев пришел к началу работы конференции и увел с нее членов своего профсоюза — человек 30 от общего числа делегатов в 150 человек. Эти «отпочковавшиеся» делегаты во главе с Фадеевым в этот же день и час провели свою конференцию в салоне троллейбуса, после которой и родилось это обращение. Замечу, что вопроса «Об обращении» в повестке конференции не значилось. Текста его никто не видел и не обсуждал. И появилось оно, подписанное безымянно «Делегаты конференции трудового коллектива», лишь через несколько дней после конференции. Остается только догадываться о его авторстве и удивляться слепой вере делегатов своему профсоюзному лидеру. Обращение было растиражировано 1 мая и роздано водителям и кондукторам, поддерживающим профсоюз Фадеева. А они уже понесли его «в массы» — своим пассажирам.

   — Свободный профсоюз у вас на предприятии существует, наверное, уже года два. О нем в городе слышали, как об очень неудобной для руководителей общественной организации. И вы, когда пришли в пассажирский транспорт генеральным директором, думаю, знали об этом. Не пытались построить с этим профсоюзом партнерские отношения? Ведь конструктивные диалоги выгодны обеим сторонам.

   — Полностью согласен с вами и благодарю за такой вопрос. Конечно, мы пытались наладить диалог. Но тут, пожалуй, уместно будет вернуться к тому, как все начиналось. 4 или 5 лет назад Андрей Фадеев пришел в троллейбусное предприятие работать слесарем. И, насколько мне известно, был уволен за невыполнение трудовых обязанностей. Обратился в суд и был восстановлен, но вернулся на предприятие уже в новом качестве — свободного профсоюзного лидера. Это был 1999-й год, шла громкая выборная кампания в Госудаственную думу, и наш новый профсоюз активно в нее включился, поддержав небезызвестное профсоюзное движение «Мир, труд, май», обосновавшееся в Екатеринбурге и спонсируемое из США. Кстати, сразу после выборов Фадеев отбыл в эту страну, видимо, был командирован за хорошую работу. Его и сейчас поддерживает Уральский профцентр, находящийся в Екатеринбурге (бывшее движение «Мир, труд, май»).

   Иотношения выстроить с этим профсоюзом, думаю, не удастся никому. Потому что его цель — дестабилизация обстановки на предприятии и в городе в целом. Спросите, почему именно на нашем предприятии? Отвечу: транспортное предприятие как нельзя лучше подходит для этого, ведь от него зависит жизнь всего города.

   — Но ваши работники поддерживают этот профсоюз...

   — Да, где-то одна треть. В основном работники электротранспорта.

   — Почему?

   — Профсоюз во главе с Фадеевым выдвигает очень привлекательные для рабочих требования, но невыполнимые в сегодняшних условиях.

   — Например?

   — Например, увеличить тарифные ставки рабочих разрядов в три раза. И в три раза увеличить премию. Разве это не привлекательно? Очень! Но нереально сегодня. А Фадееву этого и не надо. Он лишь говорит то, что люди хотят услышать, и всегда находится в жесточайшей конфронтации с администрацией. Это тоже очень привлекательно. Ответственность же его как профсоюзного лидера всегда размыта. Он прикрывается штампом «коллектив», как и в последней листовке, где его личной подписи нет, а стоит «Делегаты конференции трудового коллектива». Конференции, которая, кстати, по закону не может считаться легитимной, так как и организация свободного профсоюза малочисленна — не объединяет и половины работников предприятия, и в ее конференции не участвовала вторая сторона — администрация. А значит, не было никаких коллективных переговоров. Об этом Фадеев знает, ему было заявлено все это официально. Кстати, листовки его отпечатаны приличным тиражом все в том же Екатеринбурге.

   — В связи с этим возникает еще один вопрос: на какие средства живет свободный профсоюз?

   — Треть работников предприятия платит взносы. Это где-то 17 тысяч рублей в месяц. На эти деньги закупается современная оргтехника, платятся многочисленные судебные издержки, содержится штат профсоюза (4 человека). Думаю, у многих, конечно, возникают сомнения, что на все это хватает одних взносов...

   — А зачем Миасс понадобился Уральскому профцентру Екатеринбурга?

   — В Екатеринбурге — крупном уральском промышленном центре — передел собственности давно завершен, а в Миассе еще есть что делить. Вот для этого Екатеринбургу и нужен Фадеев с его организацией.

   — О чем конкретно идет речь?

   — Несмотря на многочисленные трудности, у нас в городе общественный транспорт остается муниципальным. А в Екатеринбурге, думаю, могут быть заинтересованные лица, которые были бы не прочь прибрать его к рукам и развить у нас свой частный транспорт. Вот почему нам вести диалог с Фадеевым невозможно. Он никогда не пойдет на него, потому что преследует совсем другие цели. Хотя, повторюсь, с двумя другими профсоюзами мы работаем. И пусть не всегда, пусть не сразу, но находим приемлемые решения наших общих проблем. А у лидера свободного профсоюза — одни призывы, лозунги, листовки да забастовки, которые всегда больно и как-то исподтишка бьют по горожанам, так как организуются, как правило, зимой и поздней осенью...

   — Давайте вернемся еще раз к листовке. Она начинается с рассказа, как Фадеев был избит. Тут и нам досталось: мол, СМИ умолчали, скрыли такой факт, что лидер свободного профсоюза избит за свою деятельность — нападавшие требовали, чтобы он убрался с транспортного предприятия...

   — Не знаю, был ли на самом деле избит лидер профсоюза. Если это действитльно имело место, то я ему искренне выражаю свое сочувствие. Знаю лишь, что в милицию сразу об этом Фадеев не заявил, судмедэкспертизы не проводил, и побои зафиксированы не были. В больницу он обратился только через два дня после нападения — и не в травматологическое отделение, а в терапевтическое, где ему был поставлен диагноз: гастрит. Следов телесных повреждений врач не обнаружила, да и больной ничего не заявлял о том, что двумя днями раньше был избит. А в милицию о нападении Фадеев заявил лишь спустя восемь дней с момента происшествия. Все это, конечно, не может не вызывать подозрений. Да и первая информация о нападении почему-то поступила к нам все из того же Екатеринбурга. (Как стало известно редакции «МР», в возбуждении уголовного дела по факту избиения А. Фадееву отказано из-за его недоказуемости. Предполагается, что А. Фадеев преднамеренно вводит в заблуждение органы внутренних дел. —Авт.)

   — И еще о листовке. Кто в ней подразумевается под «народными избранниками, забывшими о гражданском долге и пытающимися уничтожить общественный транспорт в угоду частным интересам»?

   — Думаю, что это Хлызов и Григориади.

   — У вас есть личная заинтересованность в развале предприятия, на которое вы пришли директорствовать?

   — Нет, такой заинтересованности я не имею. Не имею и частных маршрутных такси, чтобы пустить их по городу вместо муниципальных автобусов и троллейбусов. Нет такого предприятия и у Григориади. При этом хочу еще подчеркнуть, что я депутат горсовета и полностью подотчетен городскому Совету. Так же, как и мэр города.

   — Мы не коснулись в нашей беседе многочисленных проблем, которые сегодня отравляют жизнь пассажирам. Это тема отдельного разговора. И все же один вопрос: у вас что-то изменилось после последнего решения апрельской сессии, которое сократило число льготников и повысило тарифы на загородные поездки?

   — Кое-что, конечно, изменилось. В связи с садовыми перевозками и повышением тарифов более рентабельно стали работать автобусы. А вот майский простой автозавода ударил по карману предприятия: поездки резко сократились, и хуже стали приобретаться в этом месяце проездные билеты для горожан, хотя хорошо разошлись новые проездные по 50 рублей — для школьников и пенсионеров.

   Кнечно, остается еще немало вопросов и по пригородным маршрутам, и по тем же садовым. Но не торопитесь решить все сразу. Ведь нашему предприятию нет еще и года. Года не исполнилось и вернувшемуся в город платному проезду. Надеюсь, это не последняя наша встреча. И о проблемах транспортного предприятия, и об их решении мы еще расскажем.

   


Беседовала Наталья КАЛИНИНА.

   Фто Александра МИЗУРОВА.

   



назад


Яндекс.Метрика