свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
24 | ||||
Четверг, 4 марта 2010 года | ||||
Дочь солдата Шл открытый урок. Он был посвящен Великой победе в отечественной войне с фашизмом. На доске мелом — «Поэзия в период войны» и авторы: К. Симонов, С. Щипачев, М. Светлов, М. Исаковский... Я, забыв про фотоаппарат, слушал: — Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди... — у доски потрясающе проникновенно читала стихи студентка. После минутной тишины урок продолжила преподаватель литературы Людмила Павловна Трифонова: — Вот это мой папа Павел Егорович. В нашей семье была большая радость, когда он вернулся с фронта. Вруках у нее страница из семейного альбома с потускневшими фотографиями солдата. Ребята бережно передавали с парты на парту пожелтевшие тетрадные листы — треугольные письма красноармейца Трифонова с передовой. — Воевал отец в Восточной Пруссии, а демобилизовался с Дальнего Востока, где шоферил. Со своим командиром ему довелось побывать даже на приеме у Чой Бол Сана, президента Монголии. Во время войны он дважды находился на краю смерти, но как будто кто-то оберегал отца. Был случай: как-то он стоял у самого входа в землянку, курил. А тут командир роты: «Павло, пусти» — и встал на его место, закурил. Взрывом командира наповал, а отца сильно ранило в ноги, после чего он долго пролежал в госпитале. Папа очень любил день Победы, это был для него самый яркий праздник. Бархатное знамя МНЗ в торжества нес только он, красиво так, на вытянутой руке. сильный был. Лдмила Павловна передала ребятам вслед за письмами фотографии и взяла в руки аккордеон. — Сейчас я исполню любимый вальс отца «На сопках Маньчжурии». Вальс начала ХХ века, музыка Ильи Шатрова. Изазвучал в притихшей аудитории инструмент, замерли студенты. Вот она, сила русской музыки, что всколыхнула в юных сердцах чувство патриотизма, заставляя уважать свою страну, свой народ и, в конце концов, самого себя. По этот урок я вспомнил в гостях у Людмилы Павловны Трифоновой, недавно отметившей 70-летие. — Это был один из моих последних открытых уроков, я готовила его к 60-й годовщине Победы. Уже два года как не работаю. Прихворнула вот. Вообще-то я провела двадцать пять открытых уроков, а два из них даже на всю область. Тт я должен сказать, почему решил написать о ней. Прежде всего, Людмила Павловна человек исконно старогородский, то есть уже этим близкий по духу. В годы моей учебы в автотехникуме она вела литературу в группах друзей, и я завидовал им. И не только я. Первая в ее преподавательской работе 132-я группа была самая сплоченная в техникуме. И еще веский аргумент: проработала она в одном учебном заведении 46 лет. — Людмила Павловна, начнем со статистики. Не задавались подсчетами? — Отчего же. Моя мама работала бухгалтером в госбанке и была очень педантичной. Это и мне передалось. В 21-й группе я была классным руководителем. В 180 группах вела уроки литературы. 180 умножим в среднем на 30 — чуть не пять с половиной тысяч студентов, которых я учила русскому языку и литературе. Уроки очень любила еще со школы, особенно математику. Учитель даже не раз вызывал меня объяснять новый материал. «Дано, — говорил, — то-то и то-то, докажи то-то. Давай думай, на то и голова на плечах». И я с его подсказками объясняла одноклассникам новый урок. Что буду учителем, знала еще до школы. — Но вы же стали литератором, а не математиком... — Разве я не сказала, почему полюбила литературу? К нам в десятый класс вместо Будзимановой пришел Скрипов, молодой учитель, лет 30. Он замещал ее не больше двух недель, это всего 3-4 урока. Мы повторяли «Евгения Онегина». он говорил обо всех героях произведения будто о своих приятелях. Произошел какой-то переворот в понимании литературы, и она стала моим самым любимым предметом. Окончила школу — а в тот год последний раз принимали с золотой медалью без экзаменов — и сразу поступила в челябинский педагогический институт на историко-филологический факультет, а по распределению вернулась в Миасс. — В автотехникум? — Нет. Распределение оказалось ошибочным: мое место в школе № 3 было уже занятым. На год взяли в школу № 28, где я училась. Потом снова пришлось искать работу. По объявлению «требуется преподаватель русского языка и литературы» пришла в автотехникум. Страшно было без работы остаться. У директора на столе уже лежало несколько заявлений. Оставила свое и зашла узнать только в августе. — Мы уже приняли, — услышала в ответ. Замдиректора Анатолий Тимофеевич Жидков, не поднимая головы, что-то быстро писал. Ядаже обрадовалась, что не меня, так боялась. В те годы автотехникум очень котировался. И уже у двери слышу: «А как фамилия?» Отвечаю. «Так мы вас и приняли». В тот момент я разве могла подумать, что с 63-го года неизменно проработаю в автотехникуме 46 лет? У меня были заочники, вечерники и ребята дневного отделения. Вела уроки на всех отделениях. В первый год на картошку поехала сразу с двумя группами. Ребята подобрались в той, что без классного руководителя, с талантами: баянисты, певцы, чтецы. Мы сдружились в колхозе, и я перешла к ним руководителем группы. Моя 132-я группа — это как первая любовь. В 130-й классным была только во время уборки картошки, и они на меня потом обижались. Когда начинала работать в техникуме, номер группы был 122, а когда уходила на пенсию, уже 486. — Пять с половиной тысяч учеников, а хоть кого-то помните? — Ну что вы, конечно! Ребят из 132-й вижу как сейчас. Валера Базаркин учился хорошо, бесподобным был в художественной самодеятельности. Он и стал потом артистом, работает режиссером театра где-то на юге. Пережогин Володя старше сокурсников был, очень мне помогал как староста. Федотов Юрий... Валера Сергиенко прекрасно пел, и дочь у него сейчас тоже замечательно поет. Юрка Ивенев шустрый был, его так и звали — Буратино. Отца не раз вызывала, но он не приходил. Потом с Юрием в теннис сразилась, условие было: выиграю — он отца приведет. Побеседовали мы с его папашей с пользой для Юры. Он даже письма мне из армии потом присылал. Шарипов в группе был, сейчас кандидат наук. Анатолий Маслов стал военным. приехал он как-то на побывку, зашел в техникум, увидел меня, сгреб в охапку — и вокруг себя раза три. Аж обомлела. Вот какую вольность допустил. А девчонки какие прелестные в 133-й группе были. Нередко наши группы вместе выступали в художественной самодеятельности. — Вы столько лет проработали, учили, порой и двойки ставили... А зачем технарю литература? — задаю провокационный вопрос. — Кстати, некоторые ребята так и говорят: «Зачем нам история, зачем литература? Нам механика и математика нужны». Главная задача литераторов — привить любовь к Родине. Часто слышала, что мой предмет в техникуме второстепенный, но, когда я видела ребят во время КВН, а они там читали стихи, все сомнения исчезали прочь. Литература — это вид искусства, образного восприятия мира. Литератор учит лучше чувствовать красоту. Жаль, что сейчас урезается этот предмет. Оттесняются многие произведения классиков ХХ века, подменяются тем, что понять молодежи очень сложно. Не звучит более роман Горького «Мать», симоновские романы, исключили «Молодую гвардию», и ребята уже по-иному воспринимают историю Отечества. Я же безумно люблю Пушкина, обожаю Лермонтова, зачитываюсь прозой Тургенева, «Анну Каренину» Толстого перечитала несколько раз. Я считаю себя человеком ХIХ века. А мы, бывшие ученики, считаем ее учителем, каких единицы. Людмила Павловна любит не только свой предмет — литературу. Она самостоятельно, на слух еще школьницей выучилась играть на аккордеоне. Но, как ни странно, до сих пор не очень хорошо знает ноты. Хотя полтора десятка лет проводила в техникуме музыкально-литературные вечера, посвященные ветеранам войны и труда, разучивала с ребятами номера художественной самодеятельности. А какие замечательные стихи остаются у нее в тетради после нахлынувшего вдруг творческого озарения! Людмила Павловна подарила мне на память небольшой самиздатовский сборник, который небольшим тиражом выпустили ее друзья из челябинска. Сднем рожденья, родная Россия Кк высок свод небес твоих синих! Бесконечны леса и поля... Сднем рожденья, родная Россия, Дрогая Отчизна моя!
Ко-то едет в чужую Канаду Идоволен своею судьбой. Ме же этого в жизни не надо. Ме счастье — всегда быть с тобой.
Д, теперь времена не из лучших, Н вперед нет дороги иной. Заю я, вновь ты станешь могучей Идля всех нас счастливой страной.
Иво мне твоя добрая сила, Тоя щедрость и вера твоя. Сднем рожденья, родная Россия, Дорогая Отчизна моя!
Т наш техникум родной Пявился ты на свете Всорок первую годину, Ипришли сюда не дети, А суровые мужчины.
Тк гордись своей судьбой, Савной, исторической, Т наш техникум родной, Автомеханический!
Хть полвека прошагал — Вглядишь все молодо, Кзницею кадров стал Дя родного города.
* * * Ах, как быстро вся жизнь пролетела! Отается ее вспоминать. Хрошо, что любимое дело Е будет всегда украшать.
Хрошо, что любимый мужчина Оень нравится мне до сих пор, Чо, как прежде, любуюсь картиной Нших синих задумчивых гор.
Хрошо, что живу в доме отчем, Счиняю стихи при луне Имечтаю в бессонные ночи... Жзнь досталась хорошая мне. |
назад |