Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 9 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 28 января 2010 года

Где спрятались ели на Еловом?

   Одно из самых посещаемых озер Южного Урала хранит загадки

   В казаках ли дело?

   Д озера Еловое добраться легко. Оно в пятнадцати километрах от восточной окраины Миасса. Доехал электричкой до станции Кисегач — и вот эта живописная гладь, прекрасно видимая даже из железнодорожного вагона. Если задаться целью обойти водоем по периметру, то сделать это можно часа за три-четыре. Притом особо не торопясь. Площадь озерного зеркала составляет 3,25 квадратного километра — это относительно немного. А вот если в ходе этой прогулки вы захотите полюбоваться хотя бы одной дикорастущей елью, то ничего у вас не выйдет. Разве что наткнетесь на декоративную елочку в какой-нибудь здравнице. Но они не в счет.

   Тк почему же Еловое? По утверждению местного краеведа Эдуарда Рахимова, у названия озера такие же башкирские корни, как и у названий соседних водоемов Аргаяш, Кисегач, Чебаркуль. Краевед считает, что башкиры называли этот водоем Йылгукуль, что в переводе означает «озеро-полынья». Действительно, зимой на белоснежной поверхности льда здесь иной раз появляются темные пятна излившейся воды. Особенно часты они на ледяной поверхности со стороны железнодорожной станции. Назвать эти излияния воды из ледяных трещин полыньями, конечно, нельзя. Но не стоит отрицать и поэтическую фантазию башкирских обитателей края. А равно и то, что из года в год они могли здесь долбить полыньи для каких-то промысловых, хозяйственных или обрядовых целей.

   Кк известно, первые русские начали обживать эти края в 30-е годы XVIII века. И были это служивые люди, охранявшие тогдашние границы России и тракт из Оренбурга в Екатеринбург: солдаты, офицеры, казачество. А каково простому казаку-русаку выговорить слово «йылгукуль»? Вот, вероятно, русские первопоселенцы и переделали башкирское название под себя. Так и появилось Еловое.

   Факты — вещь упрямая

   Н есть и противники версии об озере-полынье. Они считают, что около 200 лет назад южноуральские леса были совсем иными и между Миассом и Чебаркулем не так уж и редко встречались ельники, лиственничники и пихтачи. В Чебаркуле, на улице Пушкина, сохранился дом, построенный еще в XVIII веке. Он очень ветхий, по окна в земле, но еще стоит. Срублена эта изба из огромных лиственничных бревен, потому и простояла века. Лиственница очень слабо подвержена гниению, следовательно, является хорошим строительным материалом. Казаки-первопоселенцы это знали и для возведения срубов предпочитали это дерево всем другим. Теперь в окрестностях Чебаркуля лиственница довольно редка. А почему подобная история не могла произойти и с елью?

   Всамом деле, в описаниях ранних исследователей природы Южного Урала есть указания на ельники в районе этих озер. Более того, председатель Челябинского отделения Русского географического общества Сергей Захаров добыл убедительные доказательства того, что озеро соответствует своему названию. «В донных отложениях найдены следы относительно недавнего присутствия ели на побережье, — написал он в своей научно-популярной статье о водоеме. — Вблизи озера, очевидно, был реликтовый ельник, данная флористическая особенность и закрепилась в названии, тем более что письменные обозначения местных гидронимов в XIX веке еще не устоялись для многих водоемов, а на данном озере четко надписано — Еловое».

   Пдверг ученый сомнению и факт отсутствия на берегах водоема дикорастущих елей. Он обратил внимание, что самый большой остров, расположенный посредине озера, помимо простонародного названия остров Любви носит название вполне официальное — Еловый. Сергей Захаров в 1996 году прибыл на остров и исследовал его флору. Предположения подтвердились: там он обнаружил подрост ели.

   Кнечно, столь незначительное присутствие этих хвойных деревьев не могло дать озеру название Еловое. Значит ли это, что елей было больше, чем нынче? Может быть, не меньше, чем очень распространенной на этих берегах липы. Если так, то налицо еще один пример коренного преобразования природы человеком.

   И шквалы бывают

   — Трудно фотографировать это озеро, — сетует фотохудожник Илья Прутов. — Многие снимки не передают местной живописности.

   Зесь не бросаются в глаза контрасты образа и цвета. Мягкие краски прибрежной растительности гармонично сочетаются с гладью воды, подходящей почти вплотную к древесным корням. Дно — песочек, хотя нет тут больших песчаных пляжей. Нет и высоченных каменистых утесов, как на Тургояке. Есть нагромождения валунов, но и те скрыты зарослями сосны, березы, ольхи, липы и рябины. Природа спокойная, целительная. Но вот налетел шквал — и изменилось Еловое, стало из синего серым. На лесном озере откуда-то появились большие волны, способные перевернуть лодку. Эти шквалы и волны известны местным рыбакам, но необъяснимы.

   Иеще есть одна загадка. На берегах водоема почти нет живого места. Друг за другом следуют санатории, базы отдыха, детские лагеря, зоны жилой застройки. Небольшие участки дикого берега летом превращаются в многолюдные пляжи. По самым приблизительным подсчетам, озеро посещают от 40 до 60 тысяч человек в год. Наплыв туристов наблюдался здесь еще до революции. Тогда на берегах активно строились дачи. И при такой интенсивной и многолетней антропогенной нагрузке вода Елового до сих пор продолжает оставаться целебной и относительно чистой, с прозрачностью от 3,5 до 4 метров. Удивительно? Конечно.

   Уе упомянутый Сергей Захаров пишет о Еловом: «Концентрация биогенных веществ (соединений азота и фосфора) уже достаточно давно в 3-5 раз и даже 10-кратно превышает здесь теоретический порог цветения воды. Подобное явление давно уже стало бичом на всех окрестных озерах, некоторые из которых цветут непрерывно в течение всего вегетационного периода. Тем не менее цветение на озере Еловое даже в самые критические периоды сезонных максимумов развития зеленых и сине-зеленых водорослей до сих пор не превышало первой (начальной) степени. Очевидно, в данном случае мы становимся свидетелями биологической конкуренции, когда развитое и значительное по биомассе сообщество высшей водной растительности перехватывает пищу и не дает развиться водорослям, вызывающим цветение. Подобная картина отмечалась для некоторых озер Ильменского заповедника, схожих по морфологическим параметрам и трофическому статусу. Но на озерах заповедника, по счастью, отсутствует столь жесткий прессинг со стороны человека».

   Т есть наука предполагает, что у мелких сине-зеленых водорослей, которые вызывают цветение воды, кормовую базу в Еловом отнимают элодея, хара, телорез и другие высшие водные растения. Дно в глубине водоема практически покрыто зеленым ковром из хары и элодеи. Растение с говорящим названием телорез здесь тоже не редкость. Но ученые не исключают, что помимо этого в озерной воде содержится и некое химическое вещество, подавляющее процесс развития мелкого растительного планктона. Согласно одной из наиболее вероятных гипотез, это марганец.

   Но и чуду есть предел

   Оеро Еловое представляет собой пример не только удивительной стойкости водоема по отношению к безобразиям, творимым человеком. Оно является примером вопиющей безнаказанности в случаях таких безобразий. Из года в год с причала одной из баз отдыха выезжали маломерные суда с очень мощными моторами и на запредельной скорости рассекали озерную гладь. При такой скорости невозможно избежать трагедии, если перед судном внезапно покажется голова вынырнувшего купальщика.

   Взможно, так в прошлом году на Еловом и погиб директор челябинского зоопарка Владимир Богомолов. И только после этого наведением порядка на озере занялась челябинская природоохранная прокуратура. И то неизвестно, чем дело закончится. А ведь водные мотоциклы и моторные лодки — это и шумовое загрязнение окружающей среды, и попадающие в воду нефтепродукты, без которых, понятное дело, двигатель не заработает.

   Н диких пляжах, расположенных возле станции Кисегач, люди отдыхают, поставив рядом свои машины. Бывает, что там же их моют. Это значит, что грязь со следами масла и топлива с ручейками побежит к озерной воде. А ведь Еловое — памятник природы.

   Рзличные надзорные органы нередко в наших краях указывают арендаторам приозерных территорий на нарушения Водного кодекса. В частности, справедливые претензии предъявляются к хозяевам баз отдыха, не обеспечившим беспрепятственный проход пешеходам в пределах прибрежной 20-метровой зоны. А как быть, если нарушитель Водного кодекса государство? Факт налицо: огороженный высоченным забором периметр военного санатория, выходящего к озеру Еловое. Этот забор входит в воду, делая проход вдоль уреза недоступным. Что, министерство обороны опасается, что посторонние увидят генералов в трусах?

   Н вернемся к теме загрязнения озера. Терпение природы небеспредельно. Когда-нибудь из-за разрушительной деятельности человека в отлаженном экологическом механизме может возникнуть сбой. Вода перестанет самоочищаться, зацветет. Вместо оздоровительного эффекта от купания человек будет получать кожные болезни и аллергические реакции. После этого уже люди исчезнут с этих берегов, как когда-то исчезли с них дикорастущие ели.

   


Страницу подготовил Марк КОРЮКОВ



назад


Яндекс.Метрика