Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 3 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 14 января 2010 года

Человек коллектива

   Экс-руководитель отдела торговли рассказывает, как работалось во времена плановой экономики и тотального дефицита

   Вера Константиновна Дорофеева посвятила свою жизнь развитию в Миассе сферы обслуживания. С 1960 по 1973 год работала начальником планового отдела торга, с 1973 по 1981 возглавляла отдел торговли горисполкома, с 1981 года до пенсии была директором Миасского горпромторга. Именно при ней эта организация заняла в 1989 году по области первое место с вручением Красного знамени — в те годы это дорогого стоило. Пять раз подряд Вера Константиновна избиралась депутатом исполнительного Совета, награждена медалью «За доблестный труд» и значком «Отличник советской торговли». На днях Вера Константиновна отметила юбилей. Оглядываясь на прожитые годы, она решила рассказать о том, как начинался ее трудовой путь и как в советское время было непросто добиваться того, чтобы прилавки магазинов были заполнены качественными товарами.

   По стопам деда

   — Родилась я в сибирском городе Ленинск-Кузнецкий, куда наша семья переехала из Поволжья, спасаясь от голода. Отец работал на заводе по ремонту горного оборудования. Мама занималась воспитанием детей, их в семье было семеро. Я третий по старшинству ребенок. Родителям удалось привить нам с самого детства, что главное в жизни — это труд, взаимопомощь, ответственность, честность. Помню, уже в семь лет, когда старшие были на покосе, я для всех сварила ведерную кастрюлю супа, очень вкусного, как мне тогда показалось.

   Ябыла основной маминой помощницей, поэтому, когда я выросла и решила ехать учиться в Ленинград, реакция родителей была неоднозначной. И все же меня отпустили. Почему я выбрала город на Неве? Мой дедушка до революции уехал в Питер на заработки, чтобы, разбогатев, вернуться в родное село и открыть лавку. И ведь заработал, накопил 20 тысяч рублей, но воспользоваться ими не успел: грянула революция и на этой мечте поставила крест. А еще торговым работником я решила стать по примеру жены маминого брата.

   Пступила я в Ленинградский институт торговли сразу, но общежития мне поначалу не дали, пришлось снимать угол. Просить денег у родителей было неудобно, и я стала работать почтальоном. Почта была далеко: путь до нее занимал примерно час. Быстро разносила письма и газеты по квартирам, возвращалась, готовила завтрак и, пока варились макароны, собиралась на занятия. Пропустить их — Боже упаси! Сама этого не делала и, поскольку была старостой группы, другим не позволяла. Занимались в публичной библиотеке до ее закрытия. Ведь надо же такое — законспектировать «Капитал» Карла Маркса! Почти половину своей стипендии в 280 рублей студентки тратили на театр. К концу обучения в Ленинграде не было ни одного театра, ни одной постановки, которые бы мы ни посетили. А еще ходили на лектории, встречи с композиторами. Я успевала также заниматься спортом в институтской секции гимнастики.

    Миасс позвал...

   Псле окончания института меня направили в Миасс старшим экономистом торга. На новом месте приняли доброжелательно и потому что выпускники ленинградских вузов всегда ценились, и потому что я была здесь первым специалистом по торговле с высшим образованием.

   Мй участок — планирование расходов по магазинам, базам и так далее. Рутина еще та! Одно утешение: коллектив в отделе оказался отзывчивый, добрый, готовый помочь кто чем может. Но освоилась. Что могла — изменила, внедрила. Кроме того, мой пример подвигнул специалистов, особенно руководителей, поступать учиться в вузы.

   Вкоре меня пригласили работать начальником планового отдела в 1-й миасский торг. И вот тут-то я узнала, что входит в определение, применяемое тогда ко многим работникам торговли, «морально-асоциальный аспект». Почему-то торговлю в первую очередь воспринимали в обществе не как сферу с тяжелыми условиями труда, а как место сосредоточения хапуг и нахалов. Даже в карикатурах журнала «Крокодил» продавщица изображалась в виде надменной дородной тетки с золотыми зубами и массой броских украшений. А ведь миасские продавцы (среди них 90% женщины) имели 10-12-часовой рабочий день со сменой через неделю. Они постоянно поднимали тяжести, так как, несмотря на то что грузчики в магазине были, мешки с сахаром, крупой и другими товарами приходилось доставлять из подсобных помещений к рабочему месту.

   Иелось немало магазинов, не соответствующих нормам охраны труда, особенно в старом городе. Некоторые из них располагались в ветхих деревянных постройках с печным отоплением, без водопровода и канализации. Не было даже холодильников, чтобы хранить скоропортящиеся продукты. А зарплата продавцов? Может, потому причислили их к асоциальным субъектам, что выжить, не нарушая закон или просто этические нормы, на такую зарплату нельзя?! Но я осознала, что если ты хочешь посвятить себя выбранной профессии, то должна бороться с незаслуженно навешиваемыми ярлыками. Потому впоследствии старалась создавать в коллективе достойные условия.

   Будучи начальником планового отдела, мне в полной мере пришлось применять знания, полученные в институте. Я на практике убедилась, как недочеты в планировании приводили к затовариванию одних магазинов и к недостатку товара в других. Кроме того, стала понимать, как эффективнее организовать торговое обслуживание миасцев. Во-первых, сократить транспортные расходы, например, за счет централизованных поставок продуктов с пищевых предприятий. Во-вторых, уменьшить потери скоропортящихся товаров путем приобретения холодильного оборудования и постройки овощехранилищ. В то время даже необходимость каждого прилавка или шкафа нужно было доказывать расчетом эффективности. Таких расчетов мной было сделано очень много. Самый большой — для овощехранилища емкостью 2100 тонн. После этого была получена ссуда, объект включен в титульный список треста «Уралавтострой», и в 1972 году овощехранилище было введено в эксплуатацию. Считаю это большой заслугой бывшего в то время директором торга, а после — заместителя председателя горисполкома И. Н. Смирнова.

   Пановый отдел также проводил учет потребности населения в торговых площадях. По вопросам открытия в городе новых магазинов приходилось обращаться к депутатам, в горком, обком, областное управление торговли. Понемногу в городе открывались новые магазины. В некоторых случаях горисполком выделял хозяевам какого-нибудь дома квартиру, а в этом домике открывался магазин. Но немало их появлялось и в новостройках, и на рынках.

   Заведующая

   Лтом 1973 года я была переведена на должность заведующей торговым отделом горисполкома. Взять на себя ответственность за состояние торговли в Миассе поначалу было страшно, но меня активно поддержал начальник областного управления торговли Б. К. Спирин, и я после трех месяцев раздумий дала согласие. В моем отделе оказались специалисты с торговым образованием Татьяна Кузьмина и Татьяна Волошкевич, а также специалист по гражданской обороне С. Е. Шевкун. Все трудились с энтузиазмом. В первую очередь мы разрабатывали план развития материально-технической базы, подготавливали введение в эксплуатацию новых объектов торговли и общепита. Большую помощь нам оказывал главный архитектор города О. В. Карпов. С 1973 по 1981 год в Миассе появилось 40 новых магазинов, 44 столовых, 2 ресторана, 2 универмага, рынок и несколько складов, а также овоще- и фруктохранилищ. Конечно, если бы не поддержка первых лиц города, этот воз было бы не потянуть. Достаточно сказать, что не все объекты значились в титульных списках, а для их возведения нужно было изыскать материалы и технику, с визой же городских руководителей не отказывали ни строители, ни промышленные предприятия. Нельзя не упомянуть о вкладе городских властей в строительство предприятий пищевой промышленности — хлебокомбината, молокозавода, колбасного цеха и даже цеха безалкогольных напитков.

   Ообый вклад в развитие городской торговли принадлежит генеральному конструктору академику В. П. Макееву. Не секрет, что в КБ машиностроения работал особый контингент, который часто посещал столицу, видел разницу в торговом обслуживании Москвы и Миасса и не хотел с этим мириться. Потому Виктор Петрович, используя свои возможности, добивался выделения дополнительного финансирования и объемов строительства в машгородке. Так, были построены сверх запланированного ресторан «Нептун», торговый центр, рынок, склады, хранилища, квасильно-засолочный пункт.

   Н покупательских запросов торговля тогда в полной мере все-таки не удовлетворяла. Почему нет или недостаточно того или иного продукта, населению было непонятно. Люди требовали от работников торговли объяснений. Те изучали покупательский спрос на товары, делали заявки на требуемое населению количество, но при выполнении этой заявки поставщик товара удовлетворял ее далеко не полностью, зачастую всего на 5 процентов. При этом поставщик ссылался на отсутствие ресурсов в стране, а ведь не хватало жизненно необходимых товаров. Почему-то дефицитом стали практически все продукты животноводства, рыба, фрукты, не говоря уже о промышленных товарах. Люди выстаивали очереди даже за туалетной бумагой и стиральным порошком. Бывало, иду с работы или с депутатской сессии, зайду в магазин и слышу от продавцов: «Нам бы лучше работать не разгибая спины, чем видеть недовольные, а то и озлобленные лица покупателей».

   А качество товаров и их внешний вид? Я не знаю, почему было так трудно в те годы заставить местных кондитеров завертывать карамель не в «закрутку», а в «носик», почему в Белоруссии получалось шить женские пальто из добротной ткани, а у нас, на Урале, — нет. Я сама была в недоумении, почему в нашей стране так происходит. И все же утвержденные городу фонды продовольственных и непродовольственных товаров выбирались, планы по заготовке и переработке овощей перевыполнялись. Дополнительные источники товарных ресурсов добывались следующим образом. Известно, что в те годы союзные республики снабжались товарами лучше, чем РСФСР. Вот специалисты наших торговых организаций и ездили кто в Таджикистан, кто в Азербайджан на закупку товаров. Таким образом добывалось до 20 процентов от планового товарного объема.

   Создавая материальную базу

   В1981 году в горисполкоме сменилась власть и я выбрала другую должность — директора миасского промторга. К тому времени оба городских торга прошли специализацию. Теперь один стал заниматься исключительно продовольственной торговлей, а другой — промышленными товарами.

   Она из главных проблем, с которыми я столкнулась на новой работе, заключалась в нехватке складов для хранения промышленных товаров. Если в магазинах к тому времени уже поддерживались необходимые условия труда, то состояние складского хозяйства оставляло желать лучшего. В некоторых складах еще дореволюционной постройки были даже земляные полы. Но и этих помещений не хватало — приходилось арендовать их у ММЗ, городского дома культуры, железной дороги… Мой рабочий день начинался с выслушивания информации от директоров баз или кладовщиков о ночных потерях. Что-то сгнило, покрылось ржавчиной либо плесенью. А в одном случае ребятишки разобрали крышу, пробрались в склад, вскрыли ящики, ничего не взяли, но товар испортили. А если нет условий для хранения, то нет и нужного ассортимента товаров и, как следствие, нет культуры обслуживания и товарооборота с прибылью, а значит, нет достойной заработной платы у работников торга и желания работать с полной отдачей.

   Вт и опять я подошла к созданию материально-технической базы, поскольку решение вопроса мне виделось в строительстве промтоварного склада площадью 1200 квадратных метров. Был подготовлен проект, предполагающий, что помещение будет оборудовано центральным отоплением, металлическими трехъярусными стеллажами. Строительство запланировали в районе мебельной фабрики, отапливаться склад должен был от котельной этого предприятия. Но где взять денег на строительство? При мизерных хозяйственных средствах, выделяемых на капитальный ремонт торгу, склад бы строился лет десять, не меньше. Заручившись документацией облисполкома, я вылетела в Москву, в министерство торговли. Цель командировки — получение ссуды. В министерстве гарантийному письму из области не поверили. Осталось идти в республиканский банк убеждать их выдать деньги. В банке тоже посмотрели на меня с недоверием. Приехал директор торга из провинции — как можно разговаривать с ним о ссуде в 500 тысяч рублей? Я попросила руководство банка позвонить в Миасс первому секретарю горкома А. П. Борисову, чтобы он подтвердил, что я надежный человек. Телефонный разговор с Миассом состоялся прямо при мне. К счастью, Александр Петрович был на месте. Мне повезло: я получила ссуду. Вскоре началось строительство склада. Об этом можно рассказать отдельную историю, полную авантюрных ситуаций и неожиданных коллизий. Могу отметить, что склад был построен, изменив в лучшую сторону условия труда на базах, складах и в магазинах. Появилось моральное право требовать отдачи, да и коллектив это понимал — работал на совесть, получая грамоты, премии, прочие поощрения.

    Я благодарна людям, работавшим со мной, за понимание и терпение. Спасибо им за дружеские советы, слова поддержки, за переданный опыт. Все это я постаралась использовать во благо людям. Мне непонятны индивидуалисты-мизантропы, которых в наше время стало слишком много. Я человек коллектива и до сих пор, давно находясь на пенсии, не могу не участвовать в общественной жизни, потому и являюсь председателем городского совета ветеранов торговли и общественного питания, членом городского совета ветеранов. Мы, люди старшего поколения, которые привыкли делить друг с другом и радости и горести, теперь испытываем очень сильный дефицит общения. Поэтому рады встретиться вновь. Например, по случаю профессионального праздника — дня работников торговли. К счастью, отдел по торговле и услугам администрации округа нас не забывает. Помогает и управление социальной защиты.

   А еще я счастливая мама и бабушка. Надеюсь, что мои дочь и внучка благодаря любви к труду и знаниям добьются в жизни успеха и личного счастья.

   


Страницу подготовил Марк КОРЮКОВ



назад


Яндекс.Метрика