Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 1 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 7 января 2010 года

Возсия мирови свет разума

   Рчь сегодня пойдет о православном храме. Но в день Светлого Рождества Христова совсем не хочется вести разговор о нелицеприятной полемике, что не утихает по поводу решения о месте и самом строительстве церкви в северной части Миасса. Машгородок сравнительно молод. В отличие от старого города у него нет двухвекового исторического прошлого. Жители его интеллигентны, образованны, им под силу решение серьезных научных задач, они самонадеянны и весьма атеистичны. Но их убеждения в отношении веры, как и многолетний спор, быть или не быть церкви в машграде, сокрыты в ответе на вопрос, зачем дорога, если она не ведет к Храму?!

   Кренные жители Миасса в прошлом были глубоко верующими людьми. Большинство почерневших от времени домов в городе освящены еще в дореволюционное время, а некоторые из них и по сей день имеют свою икону-покровительницу. У кого-то она над воротами, в чулане или на чердаке, а у хозяина набожного — в избе, в переднем углу. В годы воинствующего атеизма большевики взорвали, разрушили и сровняли с землей в исторической части Миасса два великолепных храма — Петропавловский и Александра Невского, воздвигнув на месте одного памятник вождю мирового пролетариата, на месте другого — здание автотехникума. Вера миасцев после этого не исчезла, а лишь затаилась на время. И все последующие годы советской власти дух православия теплился в небольшом, чудом уцелевшем Свято-Троицком храме, отметившем недавно свое 110-летие.

   Сгодня по сохранившимся старым, пожелтевшим фотографиям можно представить, как выглядел Петропавловский храм на главной площади Миасса. Их в краеведческом музее чуть больше десятка. А вот церковь Александра Невского запечатлена всего лишь на одном единственном снимке размером 9 х 12. Его сделал фотолюбитель в 1938 году, за год до ее разрушения. И больше ни одной фотографии за все 70 лет.

   П рассказам старожилов, храм Александра Невского на Пензенской площади был изумителен по своей красоте и числился в епархии среди первых по архитектуре и обширности. Его высота была 21 сажень, длина 17 и ширина 12 саженей (в XVII в. основной мерой была казенная сажень, равная 2,16 м). Только хоры храма могли вместить 200-300 человек. По сторонам высокого и светлого купола — четыре грандиозные арки. На полу лежали тонкие чугунные плиты каслинского литья. Блистали золотом великолепные готические иконостасы всех трех алтарей. В небо возвышались пять глав с ярко сияющими крестами. Отражение белокаменной церкви в зеркале городского пруда придавало этой части города сказочный вид.

   Свсем недавно в одной частной коллекции мне довелось увидеть и подержать в руках страницы из толстого картона, когда-то представляющие собой очень дорогой альбом, с потускневшими фотографиями церквей и храмов нашего района, их убранства и причта. На одной из страниц разглядел доселе неизвестные снимки храма Александра Невского и переснял. Цифровые технологии дали возможность улучшить их качество и воспроизвести на газетной странице. Вероятно, таких альбомов было изготовлено не менее десятка. Быть может, у кого-то из горожан сохранился подобный альбом в более лучшем виде. личная просьба известить о нем редакцию.

   Иторию храма Александра Невского по крупицам восстановили сотрудники городского краеведческого музея. Перескажу ее вкратце. В марте 1861 года Миасский волостной сход постановил увековечить отмену крепостного права строительством церкви, тем самым ознаменовав монаршую милость царя-освободителя — государя императора Александра Николаевича. В то время еще были живы миасцы, помнившие его приезд в Миасс в 1837 году цесаревичем. Благодарные жители решили назвать храм в честь Александра Невского — святого покровителя императора, чтобы потомство сохранило память о царе-освободителе, о дарованной свободе крепостному люду.

   Взведение храма велось всем миром. На строительство Александро-Невской церкви была выделена значительная сумма из капитала Петропавловской. Миасцы обязались платить на постройку ежегодно по два рубля с ревизской души. В июне следующего года на сходе было вынесено окончательное решение о месте под церковь (на Пензенской площади) и определено три главных источника средств: кружка для сбора по всей губернии, обязательный сбор с каждого домохозяина и добровольные пожертвования. Закладка храма состоялась только в 1876 году при уже значительной собранной сумме. Чуть больше пяти лет велось строительство. В июне 1880 года были установлены все кресты на храме, а в октябре 1881 года подняты колокола, за исключением самого большого. 19 ноября того же года состоялось торжественное освящение храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. 

   Сдревнейших времен звон колокола на Руси сопровождал весь жизненный путь человека, объединял людей на праздниках и перед возникшей опасностью. Колокола звали народ на вече, а в непогодь указывали путь заблудшему. В рождественскую неделю 1882 года, в такие же, как сегодня, дни января, прихожане встречали отлитый в Шадринске главный колокол храма весом более 200 пудов. При въезде в город мужики распрягли лошадей и по улицам миасского завода сами повезли благовестный колокол. При огромном стечении народа крестный ход встретил и сопровождал эту процессию по всему городу до Пензенской площади. Накануне крещенской ночи колокол был поднят. Каждый из тех, кто вез, считал своим долгом подняться на колокольню и, раскачивая тяжеленный его язык, ударить три раза в колокол. В Крещение с утра до позднего вечера не смолкал с новоявленного храма громогласный, на всю Миасскую долину, очищающий звук благовеста.

   Висторических документах не затерялись имена главного деятеля по сооружению храма — благочинного Александра Малышева, его помощников — священников Василия Максимова, Николая Сементовского и строителя-подрядчика Павла Гонышева. Радея за свой город, больше всех средств в строительство храма вложил почетный гражданин Миасского завода купец первой гильдии Егор Митрофанович Симонов. Он пожертвовал храму 850 рублей серебром только на икону — копию знаменитой Табынской Божьей Матери в позолоченной ризе. Рядом с собором на его же средства была выстроена каменная часовня в память кончины государя Александра II.

   Н недолго храм и часовня украшали город. После Октябрьской революции новая власть замыслила ликвидировать духовные центры всех религиозных конфессий. Александро-Невский храм постановлением горсовета был закрыт. К фактическому уничтожению великолепного архитектурного сооружения Миасса приступили после того, как в Златоустовском районе в 1937 году сотрудники НКВД «раскрыли» группу церковнослужителей, которая якобы занималась подготовкой вооруженного восстания. Спустя два года после этого громкого дела храм был взорван. Но по сути своей атеисты пытались уничтожить людскую память, оставленную потомкам рабочими города-завода, освобожденными от крепостного труда. Храм, который сплачивал миасцев, был стерт с лица земли. Труд тысяч людей превращен в развалины. Уничтожено было все, но искоренить Веру, как показало время, не удалось. Она вновь возрождается из руин людского сознания. В спорах обретается Истина и в машгородке.

   — Рождество твое, Христе Боже наш, — бегали мы в детстве по соседним домам и славили первый христианский праздник нового года, — возсия мирови свет разума...

   Спраздником вас, православные!

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН по материалам Миасского краеведческого музея



назад


Яндекс.Метрика