свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
56-57 | ||||
Пятница, 10 мая 2002 года | ||||
СЕГОДНЯ РЕЧЬ ИДЕТ НЕ О МОИХ ОБЕЩАНИЯХ, А О ТОМ, КАК ГОРОДУ ВЫЖИТЬ — Владимир Стиллианович, год непопулярных мер, каким ваша команда окрестила 2001-й, плавно перешел во второй год не менее непопулярных решений. Коммунальные платежи растут, дорожает проезд в городском и пригородном транспорте, до предела сузился круг льготников. И все чаще из уст горожан можно слышать слова упрека: Григориади обещал одно, а делает другое... — Моим главным обещанием было добросовестно работать, что я со своей командой и делаю. В прошлом году нам удалось добиться очень многого. Запланированный бюджет города в 402 млн. рублей был почти удвоен. Мы разработали нормальную систему функционирования городского хозяйства, стали воплощать в жизнь мероприятия по оздоровлению муниципальных предприятий, утонувших в долгах. Вплотную занялись благоустройством дворов, дорог, фасадов. Удалось закрыть часть долгов по детским пособиям, стали выплачивать деньги за методлитературу, погашать долги по зарплате работникам муниципальных предприятий... Ився эта система была сломана. Сломана в общем-то правильным решением президента, которому доложили, что под это решение деньги в регионах есть. Повышать зарплату бюджетникам, конечно, надо было, но кто же идет в магазин за обновой, зная, что в кармане пусто? Решение о повышении зарплаты бюджетникам враз дестабилизировало все наши наработки. — И не только в нашем городе. В целом по России долги по зарплате бюджетникам опять возросли и в апреле составили уже более 52-х миллиардов рублей. — Бюджет города в этом году складывается с огромным дефицитом. Недобрым словом приходится поминать не только российское правительство, но и депутатов Законодательного собрания нашей области. Они заметно уменьшили остающиеся в муниципальных образованиях налоги: подоходный, на имущество, прибыль... Псмотрите, какова ситуация с собственными доходами Миасса. В мае мы планируем получить 30 миллионов, а чтобы город прожил, надо хотя бы 50. В июне получим 20, а надо 52, в июле вместо необходимых 55 миллионов получим только 20. Вот и вся арифметика. Мы обратились к губернатору с просьбой дать нам бюджетную ссуду. Получается, что наши деньги у нас забирают, а потом вынуждают идти с протянутой рукой: дайте! — Пожалуй, наиболее болезненно люди воспринимают коммунальную реформу. Вот и на первомайской демонстрации один из лозунгов был обращен напрямую к городским властям: «Не превращайте реформу ЖКХ в повышение коммунальных платежей». — Готов и сам подписаться под этим призывом. Повышение коммунальных платежей — не наша прихоть, мы вынуждены это делать, так как это вызвано в основном действиями естественных монополий — энергетиков, газовиков. Но давайте посмотрим на проблему под другим углом зрения. Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве настолько перезрели, городское хозяйство столь запущено, что, во-первых, так жить просто нельзя, во-вторых, реформу одним днем и даже годом не провести. Коммунальное хозяйство в сегодняшнем виде — очень громоздкая машина, безнадежно устаревшая и требующая модернизации и технического перевооружения. Рассчитывать на помощь извне не приходится, надо искать собственные резервы. И один из таких резервов — наше собственное отношение к этой службе. Очем речь? Необходимо добиться того, чтобы горожане из потребителей жилищно-коммунальных услуг превратились в заказчиков этих услуг. Мы сейчас выводим квартплату из системы ЖКХ и переводим ее в службу заказчика. Если сейчас жители вынуждены оплачивать коммунальные услуги по выставленным счетам, то после реорганизации будут платить по факту: не оказали мне той или иной услуги — не заплачу. То есть сегодня жители бегают за коммунальными работниками, уговаривая их починить или заменить что-то у себя в квартире, а после реорганизации будет наоборот, коммунальные работники будут ходить за жителями: подпишите мне бумаги, что мы вам оказали те или иные услуги, иначе нам зарплаты не видать. Кстати, этим коллективным заказчиком может выступить и ТСЖ, созданное жителями. — Многие очень настороженно отнеслись к идее создания ТСЖ, считая это еще одним способом выкачивания денег с населения. — Опасения абсолютно напрасны. ТСЖ — не колхозы, насильно туда никого загонять не собираемся. Наша задача — убедить людей, что создание товариществ в первую очередь в их интересах. Появятся ТСЖ, и тогда коммунальным работникам придется самим оплачивать текущие по их вине трубы, они не смогут брать деньги за отсутствие воды и тепла. Наличие ТСЖ облегчит решение еще одной задачи — децентрализации электро- и теплоснабжения домов. Надо уходить от предприятий-монстров, чтобы как можно меньше зависеть от них, и мы уже вплотную занимаемся этим. — В прошлом году, в условиях жесточайшего дефицита бюджета, удалось довольно основательно подготовить город к зиме. Нелишними тогда оказались деньги от РусПромАвто, выделенные Миассу в рамках договора о социальном партнерстве. Какова ситуация в этом году? Денег не прибавилось, РПА больше ничего не обещает, а проблем с коммуналкой меньше не стало. — Ситуация с подготовкой к зиме тяжелейшая. В общей сложности необходимо 60 миллионов, а в бюджете на всю подготовку города к зиме запланирован 1 миллион. Еще два обещает область. Всей этой суммы достаточно только для ремонта ТЭЦ на Динамо. Есть еще другие муниципальные котельные, есть километры изношенных труб. Надо отдавать долги ТЭЦ ММЗ и «УралАЗ-Энерго», в противном случае оба энергопредприятия не смогут подготовиться к зиме. Во время моей последней встречи в Москве с руководителями РусПромАвто я вел разговор о 25 миллионах, которые полностью уйдут на подготовку города к зиме. Однако вопрос пока остается открытым. — Как вы оцениваете ситуацию на автозаводе? С одной стороны мы слышим заверения руководителей «Урала» о том, что оснований для тревоги нет, что ситуация под контролем. Однако забитая грузовиками площадка сбыта, упорно гуляющие слухи о том, что и в июне завод будет работать в сокращенном режиме, большого оптимизма не внушают. — Оценивая ситуацию на автозаводе, надо брать во внимание множество факторов. На поставках «Уралов» сказались все последние мировые потрясения в отношении газовиков и нефтяников — а это как раз основные потребители наших вездеходов. Автозавод завязан на экспорте, и санкции в отношении Ирака тоже не могли не сказаться на показателях сбыта «Уралов». Возьмите во внимание и тот факт, что многие российские города оказались жертвами перераспределения налогов в пользу центра. Спрос на спецтехнику заметно упал — не на что ее приобретать. Произошла централизация доходов и на самом предприятии, а РусПромАвто выбирает для финансирования те направления, которые дадут, как считают руководители холдинга, не сиюминутный эффект, а хорошую отдачу в перспективе. Думаю, что ставка РусПромАвто на модернизацию производства со временем даст добрый результат. Ну, а чем обернется нынешняя ситуация на градообразующем предприятии, покажет жизнь. Думаю, не надо говорить, насколько экономика города завязана на экономике этого предприятия. — В первом квартале 2002 года впервые за последние несколько лет сократился объем промышленного производства в целом по области. Пусть незначительно, но все же... А каков итог работы миасских предприятий? — В Миассе, как и в целом по России, есть небольшой рост — за счет средних предприятий. Однако оснований для оптимизма, к сожалению, нет. Вряд ли этот рост продлится долго. Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию. Если это случится, а это случится обязательно, то ситуация изменится в худшую сторону для тех предприятий, которые работают на потребительский рынок. А таких в Миассе достаточно. Многое будет зависеть от того, как поведет себя рубль, как поведет себя правительство России. Нынешний год обещает быть очень сложным. Мы очень завязаны с общероссийской экономикой, с бюджетной и налоговой политикой, которую проводит центр. Потому и приходится прибегать к весьма непопулярным у населения мерам, понимая, что другого не дано. — А вообще-то, наверное, обидно, когда ваши действия не находят понимания у части миасцев? — Я все чаще сравниваю свои действия с работой хирурга. Он ведь тоже делает своему пациенту больно во имя спасения его жизни. Так и мне вместе с депутатами горсовета приходится идти на непопулярные меры для того, чтобы спасти ситуацию. Сегодня речь идет не о моих обещаниях, а о том, как городу выжить. Верю в здравомыслие миасцев, как и в то, что в конце концов мы переломим ситуацию в лучшую сторону.
Беседовала Зоя КАРМАНОВА.
|
назад |