свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
174 | ||||
Четверг, 26 ноября 2009 года | ||||
Почемучкины глаза Пчемучка — это внучка. Глаза у нее темно-карие, очень живые и до невозможности любопытные. Школу у внучки закрыли на карантин, и она на всю неделю у нас. — Деда, пойдем в краеведческий музей. Мы там недавно с классом были. Так интересно! Я еще хочу. Там даже старинное пианино есть. А еще тетенька в музее сказала, что городу в ноябре будет 236 лет. — Сейчас везде карантин, в музее, наверное, тоже. Вдруг закрыто? —Тогда пойдем по улицам старые дома смотреть. Я очень хочу. Пойдем, а? — Хорошо, только давай, стрекоза, собирайся побыстрей, и, чур, пойдем пешком. Мрозное утро румянит щеки. К Шадринскому мосту сбежали за пять минут. Тонкий ледок на речке прихватил забереги. Внизу, под мостом, вода темная и парит в лучах солнца. По мосту — нескончаемый поток машин. Мост от этого мелко дрожит. Свернули на Пролетарскую улицу и идем вверх мимо отделений сберкассы, почты. Вдруг внучка остановилась и, вытаращив глаза, впилась взглядом в огромные пустые оконные проемы клуба напилочного завода. Смотрит долго, внимательно разглядывая обвалившийся потолок, висящие деревянные балки со следами штукатурки, разрушенные стены, груды мусора на полу. — Деда... — она прижалась ко мне, а потом тихо и напуганно: — Я очень боюсь войны. — Что ты, милая... Какая война. — Нам учительница говорила, что фашисты бомбили наши мирные города и села. Деда, сюда тоже фашистская бомба попала? Тудно, очень трудно было в эти минуты объяснить ребенку, что не фашисты сотворили это, а мы сами — своей бесхозяйственностью, своим отношением к ценностям архитектуры старого города. И каждый мой ответ как снежный ком обрастал одним и тем же вопросом: «А почему?». Действительно, ПОЧЕМУ красоту старого города внуки видят в развалинах? Нбольшая прогулка натолкнула на мысль вновь привлечь внимание к старому Миассу. Именно в юбилей города показать запечатленные на старых фотографиях уголки его южной части. Вэти дни наш город отмечает свое 236-летие. Пеструю картину представлял в прошлом Петропавловско-Миасский завод. В первую очередь, здесь надо было трудиться, а уж потом жительствовать. Основная часть обитателей была занята на золотых промыслах. На каждой улице были мелкие мастерские чеботарей, швейников, портных, лудильщиков, пимокатов. Работали небольшие лавки купцов. Но основная торговля шла на центральной улице города и у Петропавловского храма. Вт как характеризует город того времени «Путеводитель по Уралу»: «По внешней своей физиономии, по числу жителей и по торговым операциям Миасский завод напоминает собой город. Здесь можно видеть и динамитные склады, разные агентские конторы, и гостиницы с музыкой-машиной, и харчевни, и балаганы с готовым платьем, огромное число пивных и множество всевозможного рода ремесленных заведений, весьма недурных магазинов с различными товарами». Фтографии из архива городского краеведческого музея дают возможность чуть-чуть заглянуть в историю Миасса. Самая первая фотомастерская в городе была открыта в 1890 году канцеляристом Ф. Валявиным. Но еще до него в Миассе жил фотограф В. Метенков. В историю города он вошел как известный фотолетописец Среднего Урала. Благодаря ему и усилиям местных фотографов Кагана, Аблина до нас дошли архитектурные очертания города, уютного и ухоженного. Пчти все фотографии на странице вековой давности. Именно таким увидели Миасс участники Международного геологического конгресса. Из 26 стран прибыли гости с экскурсией на Южный Урал. Они посетили наш Миасс — золотопромывальную фабрику, Ильменские горы. Ученые мира были поражены богатством недр и красотой небольшого уральского городка.
Страницу подготовил Виктор СУРОДИН
|
назад |