свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
171 | ||||
Четверг, 19 ноября 2009 года | ||||
Человек с большой буквы 12 ноября ушел из жизни Евгений Михайлович Борисов, замечательный человек, отличный специалист, талантливый наставник, ученый и настоящий руководитель. Он навсегда останется в памяти тех, кто считает его своим учителем, как и в Книге почета работников КБМ (сейчас «ГРЦ Макеева»): на его счету 18 научных работ, посвященных ракетам и их техническим особенностям, он автор девяти изобретений в области ракетостроения. Если же просто перечислить все его заслуги, то не хватит и газетной страницы... Кгда человек, увлеченный своим делом, работает на благо страны, отдавая всего себя без остатка, его след в истории и в памяти настолько значителен, что тяжело привыкнуть к мысли: этого человека больше нет с нами. Сгодня все, кто знал Евгения Михайловича Борисова, заслуженного работника КБМ, трудившегося там в течение 30 лет, а после 1992 года работавшего на Уральском автомобильном заводе, скорбят по поводу его кончины. Вдалеком 1963 году, в возрасте 23 лет, Евгений Михайлович окончил Казанский авиационный институт и устроился в КБМ — одно из крупнейших предприятий г. Миасса инженером. В 1975 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук, в этом же году был награжден орденом «Знак почета». Уже в 1976 г. его назначили на достаточно высокую и ответственную должность начальника лаборатории нагрузок и вибрационной прочности, и это повышение было, несомненно, заслуженным. Пойдет еще совсем немного времени, и в 1979 г. Евгению Михайловичу будет присвоено звание «Лучший конструктор Министерства общего машиностроения» (так в то время именовалась вся ракетная отрасль страны), в 1980 г. он станет лауреатом Государственной премии СССР. А в 1989 г. его плодотворная работа будет отмечена званием «Заслуженный работник предприятия». Взглавляя лабораторию, им же созданную, Евгений Михайлович участвовал в разработке и отработке второго и третьего поколений баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Он руководил непосредственным внедрением новых методов расчета нагрузок и вибрационной прочности, обработки, анализа и обобщения результатов испытаний ракет в лабораторных условиях. Это именно Евгений Михайлович стал инициатором и руководителем разработки отраслевых (Министерства общего машиностроения) стандартов по вибрационной прочности БРПЛ и по методам, схемам и режимам испытаний систем этих ракет. Этим же вопросам была посвящена и его кандидатская диссертация. Тких людей, специалистов, руководителей, как он, среди молодого начальства в современной России практически нет. Так говорят многие бывшие ученики и сотрудники Евгения Михайловича. И дело не в том, что каждый человек сам по себе уникален. Речь идет о том, что уникальным был Евгений Михайлович. «Нам посчастливилось работать в 1971-1975 годах под его началом и, скажем честно, таких руководителей нам больше не доводилось встречать. Мы на всю жизнь запомним его деликатные советы и наставления, секреты управления любым коллективом, которыми он щедро делился с нами, его методы организации работы и особенно его личные качества. Где вы сейчас найдете начальника, который, не повышая голоса на своих сотрудников, может справиться с любой задачей, не даст в обиду своего подчиненного, возьмет ответственность за выполняемое всеми дело на себя? Евгений Михайлович был именно таким! С ним у нас не было неразрешимых проблем». Псле 1992 года ему пришлось перейти на автомобильный завод «Урал», где он, не изменяя себе, работал до 2005 г. так, что и здесь оставил заметный след. Нкоторым из его учеников тоже пришлось в разное время и по разным причинам уйти из ГРЦ. Но, по их словам, опыт, который они приобрели, работая под руководством Евгения Михайловича, бесценен. Гворя о таком человеке, нельзя не упомянуть о его семье. Евгений Михайлович воспитал двух прекрасных дочерей, об одной из которых, Элле Борисовой, «Миасский рабочий» рассказывал летом этого года. Сейчас она живет и работает в Москве, но не теряет связей с Миассом. Ткже нельзя не добавить, что, несмотря на колоссальную занятость, он находил время и для любимых занятий — хорошо играл в футбол, увлекался рыбалкой, особенно экстремальной ее формой — зимней, возился со своим любимым мотоциклом «Урал», не желая менять его ни на какой автомобиль. Еть люди, о которых после их ухода невозможно сказать что-то плохое, и дело не в примете, что об ушедших можно говорить только хорошее. просто их вклад в общее дело нужно помнить. И все, кто работал с Евгением Михайловичем и знал его, будут чтить его память.
Мария АНДРЕЕВА
|
назад |