Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 53 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 30 апреля 2002 года

БЕЗРАБОТНЫЙ — ОН И В АМЕРИКЕ БЕЗРАБОТНЫЙ

   Все чаще и чаще на стажировку в страны Западной Европы и США выезжают наши с вами сограждане. Так, с 20 марта по 4 апреля стажировку в США прошел директор Миасского городского центра занятости Александр Михайлович Иванов. Об этом он рассказывает нашим читателям.

   — Обучение проходило в рамках программы «Бизнес для России». Все расходы оплачивались американской стороной. Местом моей стажировки был центр занятости в городе Чарльстон штата Южная Каролина. Три дня я пробыл в самом центре, изучал технологию работы с клиентами, сравнивал с нашей, беседовал с руководителем центра, начальниками отделов, задавал вопросы (при мне была переводчица), отвечал на их вопросы.

   Ктати, служба занятости в Америке существует с 1929 года и скоро будет отмечать свое 75-летие.

   Впоследующие дни я изучал работу учебного центра, центров по работе с бездомными, по реабилитации и трудоустройству инвалидов, по реабилитации и трудоустройству наркоманов. Все они не входят в службу занятости и финансируются отдельно.

   — А из каких источников финансируется служба занятости США?

   — Из федерального бюджета. Второй источник — налог с граждан: он составляет 2,7% и идет на пособия безработным. Его платят только те граждане, у которых месячные доходы превышают 7 тыс. долларов. Принцип: имеешь доходы — делись с ближним.

   — Много ли в Америке безработных?

   — В США они составляют 5,8% от работоспособного населения, в Чарльстоне — 5,4%. Это достаточно высокая цифра. Экономический спад, наступивший в экономике США, и рост безработицы связывают с событиями сентября прошлого года.

   — Как велико пособие по безработице?

   — В среднем 500 долларов. По нашим понятиям и ценам — неплохо; по понятиям и ценам американцев — мало, ведь там бутылка минеральной воды стоит 2,5 доллара, костюм (скромный) — 150 долларов. Очень дорогие коммунальные услуги. Так что на 500 долларов не очень-то разживешься. Максимальная величина пособия — 296 долларов в неделю. Размер пособия зависит от стажа и суммы сделанных ранее взносов. Кроме того, что пособие не очень большое, у американцев созданы условия для того, чтобы иметь работу было выгодно и престижно. Даже неквалифицированная работа оплачивается намного больше, чем размер пособия. Поэтому работу активно ищут не только специалисты центра занятости, но и сами безработные. Обратил внимание: в числе безработных больше всего темнокожих. Не думаю, что причина кроется в расовом антагонизме; скорее всего — в генах этой категории населения, привыкшей довольствоваться малым.

   — Велики ли различия в технологиях работы службы занятости у нас и в США?

   — Они есть. Американский центр занятости занимается только трудоустройством; обучением, самозанятостью, работой с инвалидами занимаются отдельные структуры.

   Иущий работу сразу же направляется в отдел по проведению интервью — в результате собеседования сотрудник отдела имеет полную информацию о клиенте. Этот отдел наиболее значимый, и большая часть пришедших трудоустраивается именно на первом этапе.

   Псобие платится полгода (сейчас, в связи с ростом безработицы, — 9 месяцев). Если работа не найдена, человека переводят на социальное пособие.

   ВАмерике все владеют компьютерной грамотой, поэтому обратившиеся в ЦЗ сами заводят на себя карточки персонального учета. У нас этой работой занимается инспектор центра занятости.

   Н базе центра занятости действуют два класса по обучению подростков, не закончивших школу. Им преподают три предмета: английский язык, математику и компьютерную грамоту. В центре обучения также все строится на знании компьютера.

   Большое внимание уделяется трудоустройству подростков. Есть отличия в схеме оплаты их труда у нас и в Америке: в России подростку, направленному центром занятости на работу на предприятие, платит центр занятости; там — работодатель.

   Дйствуют целые программы по трудоустройству подростков. Например, есть программа, по которой служба занятости берет на себя обязанность организовать работу и отдых подростков (похоже на трудовой лагерь машзавода на Азовском море). Родители за это должны заплатить 1 тыс. долларов, но подростки в таких лагерях труда и отдыха могут заработать до 8 тыс. долларов.

   — Вы упомянули центр по работе с бездомными. Значит, и там есть бомжи?

   — Только они не брошены на произвол судьбы, как, к сожалению, у нас. В таком центре люди могут получить одежду, еду, медпомощь, а главное — кров. Он рассчитан на 300 человек; в год через него проходит почти 4 тыс. человек. Здесь живут целыми семьями, для детей организовано обучение. Максимальный срок пребывания — 6 месяцев, но за это время, как правило, кто-либо из родителей находит работу. Все делается для того, чтобы человек смог встать на ноги. Центру помогают многие состоятельные граждане: делают благотворительные взносы, отдают одежду. Рестораны и кафе в конце дня привозят еду.

   — Где вы жили в Чарльстоне?

   — Сначала в доме директора организации принимающей стороны, потом мне подобрали другое жилье. Кстати, не могу сказать, что моя стажировка была организована очень хорошо. Целый ряд накладок, для меня весьма неприятных, существенно подорвал мое мнение об американцах как людях хорошо организованных. Было обещано, что в Чарльстоне меня встретят; а впечатление сложилось такое, что меня вообще здесь не ждали. Не была готова программа моей стажировки, не решены бытовые вопросы. Все эти проблемы решались в моем присутствии.

   Птом неприятные моменты несколько сгладились открытостью американских коллег, их улыбчивостью, готовностью работать со мной.

   Американцы очень беспокоятся о своем здоровье и тратят на это большие деньги. Я привел их в состояние шока, когда полез в океан купаться в не очень теплую, по их понятиям, погоду (но я-то — с Урала!). Не любят проигрывать — и когда я обыграл одного из них в настольный теннис, он попросил еще сыграть, а потом все пытался сунуть мне в напарники чуть ли не профессионала — лишь бы не уйти побежденным.

   — Ваш вывод: была ли стажировка полезна?

   — Безусловно. Некоторые приемы работы с клиентами, используемые в центре занятости Чарльстона, вполне можно применить у нас. Но далеко не все — в силу различий в характере безработицы, условиях жизни, финансировании и т. д. В целом же я пришел к выводу: работа нашего модельного центра ведется в правильном направлении.

   


Беседовала Тамара Клещева.



назад


Яндекс.Метрика